План - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности "Гномик Кузя и звук [К]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колесникова Елена Петровна

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_k_.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе компенсирующей направленности»

«Гномик Кузя. Звук [к]».

Тема НОД: «Гномик Кузя. Звук [к]».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

«Речевое развитие»:

- развитие навыка выделять повторяющийся звук из слов

- развивать умение характеризовать звук [к] по акустическим и артикуляционным признакам;

- развивать навык определять наличие звука в словах на слух («Речевое развитие»)

- закреплять правильное произношение звука [к] в слогах («Речевое развитие»);

- развивать навыки звукового анализа слогов («Речевое развитие»)

- упражнять в определении места звуков в словах («Речевое развитие»)

- уточнить значение слова маяк («Речевое развитие»)

- упражнять в употреблении дательного падежа единственного числа существительного с предлогом К («Речевое развитие»)

«Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать навык слушать и не перебивать друг друга:

- развивать навык адекватно воспринимать оценку своей работы.

Методы и приемы:        

- практические: звуковой анализ слогов, компьютерная игра на определение места звука в слове;

- наглядные: рассматривание картинки – символа звука, предметных изображений, картинки к заданию «К кому бегут детки»;

- словесные: беседа о звуке [к], его характеристика, дидактическая игра «Эхо», «Поймай звук», «Выдели звук».

Материалы и оборудование: игрушка гномика Кузи, мяч, наборное полотно, картинка-символ (звукоподражание), фишки для звукового анализа слогов, интерактивная доска/компьютер, картинка к заданию «К кому бегут детки».

               Виды детской деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Дидактическая игра «Эхо»

Игровая

Игровые ситуации: «Эмоции гномов», «Подарок Кузи»;

Дидактические игры: «Выдели звук», «Охарактеризуй звук», «Поймай звук», «К кому бегут детки».

Компьютерная игра «Раз, два, три – место выбери».

Коммуникативная

Беседа при объявлении темы и обсуждении любимого звука гномика Кузи.

Ситуативный  разговор о гномах.

Вопросы при артикуляционно-акустической характеристике звука [в].

Продуктивная

Дидактическая игра: «Живые звуки».

Познавательная

Беседа для уточнения значения слова маяк.

         Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация «Эмоции гномов»

Предлагает детям вспомнить имена гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов» и изобразить их.

Обращает внимание детей на интерактивную доску, на которой появляется гномик Кузя

Дети стоят в кругу.

Вспоминают имена гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов», изображают их.

Смотрят на интерактивную доску.

Деятельностный

развивать навык выделения повторяющегося звука из слов («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Выдели звук»

Выделяют повторяющийся звук из слов.

Педагог произносит от имени Кузи ряд слов и предлагает угадать, какой звук у него самый любимый.

Примерный лингвистический материал: фартук, венок, дворник, физкультурник, школьник.

Стоят полукругом, смотрят на интерактивную доску.

Внимательно слушают Кузю, выделяют повторяющийся звук из слов.

развивать умение характеризовать звук [к] по акустическим и артикуляционным признакам («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Охарактеризуй звук»

Характеризуют звук [к] по акустическим и артикуляционным признакам

Педагог  демонстрирует картинку-символ звука [к]. Предлагает припомнить, где еще можно услышать звук.

Предлагает произнести детям звук хором, а затем индивидуально, с наблюдением за артикуляцией друг друга.

Задаёт вопросы:

- Есть ли во рту преграда для воздуха, когда произносим звук?

- Значит это звук какой?

- Твердо или мягко звучит звук?

- Значит это звук какой?

- Звенит ли в горле «колокольчик»?

- Значит это звук какой?

- Какой фишкой обозначим звук?

Стоят полукругом.

Рассматривают изображение. Делают предположения.

Произносят звук, наблюдают за артикуляцией звука [к].

Отвечают на вопросы.

развивать навык определять наличие звука в словах на слух («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Поймай звук»

Определяет наличие звука в словах на слух

Предлагает от имени Кузи поиграть в игру. Произносит ряды слов, в названии которых есть звук [к] и нет.

Примерный лингвистический материал:

Мак, волк, лиса, медведь, корова, коза, вагон, калина, будильник, кубик, бок, чемодан, лак, сом.

 Встают в круг. Внимательно слушают слова, хлопаю в ладоши, когда услышат звук [к].

закреплять правильное произношение звука [к] в слогах («Речевое развитие»);

развивать навык слушать и не перебивать («Социально-коммуникативное»)

Дидактическая игра «Эхо»

Правильно воспроизводят ряды слогов со звуком [к] на слух;

Слушают и не перебивают друг друга

Предлагает детям вместе с гномиком сыграть в игру с мячом. Предлагает прослушать ряды слогов и повторить их за гномиком Кузей.

Примерный лингвистический материал:

Ка-ко-ку              Ок-ак-ук

Ко-ку-кы             Ак-ок-ик

Ку-кы-ка             Ик-ак-ок

Кы-ка-ко             Ук-ик-ак

Стоят в кругу.

Внимательно слушают ряды слогов, ловят по очереди мяч, повторяют слоги за гномиком.

развивать навыки звукового анализа слогов («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «Живые звуки»

Выполняют звуковой анализ слогов

Предлагает выполнить звуковой анализ слогов, которые произнес Кузя, выложить звуковую схему

Сидят за столом выполняют звуковой анализ слогов, выкладывают схему.

упражнять в определении места звуков в словах («Речевое развитие»)

уточнять значение слова маяк («Речевое развитие»)

Компьютерная игра «Раз, два, три – место выбери»

Определяют место звуков [к] в словах

Понимают значение слова маяк

От имени Кузи предлагает определить место звука в словах.

Объясняет значение слова маяк.

Сидят полукругом около интерактивной доски. По очереди подходят к интерактивной доске, выбирают картинку, определяют наличие звука в названии картинки, определяют место звука.

Слушают объяснения учителя-логопеда

упражнять в употреблении дательного падежа единственного числа существительного с предлогом К («Речевое развитие»)

Дидактическая игра «К кому бегут детки»

Употребляют существительные в дательном падеже единственном числе с предлогом К

От имени Кузи предлагает рассмотреть картинку и сказать, к кому бегут детки?

Образец: лисенок бежит к лисе.

Стоят полукругом у мольберта. Рассматривают картинку, помогают детенышам животных найти своих мам, говорят по образцу к кому бежит детеныш животного.

Заключительный

Игровая ситуация «Подарок Кузи»

Предлагает вспомнить, какой звук у Кузи самый любимый, рассказать какой он.

От имени Кузи задает вопросы:

- какая игра была самая интересная?

- какая игра, была сложной?

От имени Кузи прощается и дарит лабиринты.

Стоят полукругом около интерактивной доски. Вспоминают тему занятия, характеризуют звук [к].

Отвечают на вопросы педагога.

Получают подарки от гномика Кузи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности с мультимедийной презентацией Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек».

ФИ.О. автора(полностью)Рафикова Эльмира ТихфятовнаТочное название образовательного учрежденияСтруктурное подразделение, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области ср...