Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха. (12.04.22)
картотека по развитию речи (старшая группа)

Картотека игр для работы с детьми старшкго дошкольного возраста по формированию фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.fonematicheskiy_sluh.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха.

    Звуковые часы

Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

Оборудование. Пособие «Звуковые часы».

Описание игры. Задания рассчитаны на то, чтобы дети вслушивались в слова, сопоставляли их, выявляли и выделяли в них звуки, определяли разную длительность звучания слов.

Найти на часах самые короткие слова.

Покажите стрелками два длинных слова.

Маленькой стрелкой укажите короткое слово, большой - длинное.

Найдите два слова со звуком «с».

     Вспомним разные слова

     Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

     Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый должен вспомнить слово и сказать его рядом стоящему. Следующий  говорит слово, повернувшись к третьему. Так все по очереди должны произнести по одному слову, не повторяясь. Воспитатель следит, чтобы все дети говорили разные слова, произнося их внятно и громко. Некоторым воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

   Стоп! Палочка, остановись!

   

   Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

   Описание игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Дети называют слова и одновременно передают палочку  рядом стоящему. О том, какие это должны быть слова, договариваются заранее.

 «О каком животном будем рассказывать?» – спрашивает воспитатель. Дети предлагают: «Про котенка». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (прилагательные). Он называет первое слово и передает палочку  кому-нибудь из детей. Тот называет следующее слово и передает палочку рядом стоящему. Через некоторое время воспитатель может сменить задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (подбор глаголов) или «Давайте придумаем котенку имя» (подбор существительных).

  Если кто-либо из детей повторяет уже названное слово или слишком долго подбирает его, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

   Найди себе пару

   

   Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

   Описание игры. Вариант 1.Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-то должен сказать слово, а другой отозваться похожим словом (шутка – утка, мишутка). Те, кто составил пару, отходит в сторону. Упражнение продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

   Вариант 2. Игра проводится так же, как описано выше, но когда пары будут составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок – носок).

   Затем воспитатель предлагает двум детям повторить все названные слова, чтобы все поняли, как их много и все они разные.

   

Найду тебя по имени

 

   Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

   Описание игры. Каждый ребенок громко и отчетливо называет свое имя, ему откликаются те дети, чье имя похоже по звучанию (Юра – Шура, Оля – Коля).

 

   Найди пару

   Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

    Оборудование. Предметные картинки для фланелеграфа, фланелеграф.

    Описание игры. Воспитатель помещает в верхней части фланелеграфа несколько картинок. Остальные картинки лежат на столе. Детям предлагается к каждой картинке на фланелеграфе найти пару из картинок, лежащих на столе. Парой является сходное по звучанию слово (коса – коза).

   Каждый ребенок, подобрав пару и разместив ее на фланелеграфе, произносит оба слова из пары, голосом подчеркивая их сходство и различие.

    Так ли это звучит?

   Цель. Учить самостоятельно находить слова, сходные и различные по звучанию, закреплять умение выделять из слова определенные звуки.

  Оборудование. Картинки «Так ли это звучит?» из настольно-печатной игры.

   Описание игры. Воспитатель раздает игрокам большие карточки и предлагает заполнить их тремя маленькими картинками, в названиях которых встречается один и тот же звук (например, «к»). Если на большой карточке изображен козленок, то на маленьких должны быть утенок, хлопушка, мышка, теленок, котенок. Воспитатель просит детей подумать, что можно сказать о звучании этих слов (они звучат сходно). Выигрывает тот, кто быстрее остальных подберет слова.

   Закончи рифмовку - чистоговорку

   Цель. Упражнять в подборе подходящих слов, сходных по звучанию.

   Описание игры. Воспитатель дает задание: «Закончи рифмовки, подобрав подходящее слово».

Предлагаются рифмовки:

ТА-ТА-ТА

В доме… (красота, темнота, 2 кота)

ТУ-ТУ-ТУ

Мы идем… (к мосту, к кусту, к коту)

ТЫ-ТЫ-ТЫ

Вижу я … (банты, листы, зонты)

   Рифмовка

   Цель. Упражнять в повторении рифмовки.

   Описание игры. Воспитатель дает задание: «Трижды повтори рифмовку.  Говори четко, громко, не торопясь».

Предлагаются рифмовки:

Вновь Агата едет куда-то.

К деду, Вика, подойди-ка.

В океане вода тиха иногда.

Опять у буфета одна конфета.

В темноте гамак не найти никак.

Какие-то коты мяукают до темноты.

Кабан, кабан, не попади в капкан.

Эта хата так темновата.

   Найди похожие слова

   

Цель. Находить слова, сходные по звучанию.

   Оборудование. Предметные картинки.

   Описание игры. Вариант 1.Воспитатель дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз».   Предлагаются пары картинок:

   Танки – санки                Улитка - калитка

   Кепка – бублик             Антенна - лимон

   Утка – будка                 Телефон - медведь

   Гном – ком                    Лампа - лапа

   Паук – индюк               Валенки – ботинки

   Вариант 2.

Воспитатель дает задание: «Найди  похожие по звучанию слова и повтори пары 5-6 раз». Предлагаются картинки:

Гайка, банан, пакет, клетка, букет, диван, ветка, майка, полено, конфетка, отметка, колено, утка, лимон, батон, будка.

   Найди имя

 

 Цель. Упражнять в нахождении слов, которые отличаются от остальных по звучанию.

   Описание игры. Воспитатель дает задание: «Повтори имена четырех детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию».   Предлагаются группы имен:

Августина – Агния – Ангелина – Акулина

Коля – Дима – Толя – Поля

Полина – Наина – Люба – Галина

Таня – Оля – Аня – Ваня

Евгений – Петя – Витя – Катя

Инна – Тина – Татьяна – Дина

    Подбери похожее по звучанию название картинки

   

Цель. Подобрать к каждому слову похожее по звучанию название картинки.

   Оборудование. Предметные картинки.

   Описание игры. Воспитатель дает задание: «К каждому слову подбери похожее по звучанию название картинки. Каждую пару слов произнеси четко 5-6 раз». Предлагаются картинки:

 Гном, бутон, бинт, каток, вагон, дом, моток, поляна, калитка, наседка, поток, котлетка, ком, загон, колено, заметка, батон.

    Хлопни в ладоши

   

Цель. Учить различать слоги на слух.

   Описание игры. Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук «с» в слогах:

Са,  су, зу, шу, ца, за, со и т.д.

Чистоговорки на разные звуки

  Цель. Учить различать слоги на слух.

  Описание игры.

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

И так далее с другими звуками.

Какое слово лишнее?

   Цель. Дифференциация гласных звуков в словах.

   Описание игры. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин.

Оля, овощи, уши, окна.

Ира, ива, Инна, утка.

Усики, утка, осень, ушки. Сказка с заданиями

Цель. Дифференциация звуков «с» - «ц» в словах.

Описание игры. Сейчас я вам расскажу сказку. Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и умным, сильным сыном. Сына звали так, что в имени был звук «с». Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых есть данный звук). И дочку звали так, что в ее имени тоже был звук «с». Как ее могли звать? Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. Он имел сына, в имени которого не было ни звука «с», ни звука «ц». Как его могли звать?

   В саду доброй Феи во все времена года росли красивые цветы. В названиях их встречаются звуки «с» и «ц». Какие это были цветы?

  Было в саду много разных животных и птиц, в названии одних животных был звук «с». Какие это были животные? В названии других был звук «ц». Какие это были животные?

 В саду злого волшебника Орбода росли только колючка да крапива, а дом его охраняли только те животные, в названии которых не было ни звука «с», ни звука «ц». Какие это были животные?

 У Феи была волшебная палочка. С ее помощью она могла превращать предметы со звуком «с» в предметы со звуком «ц». (воспитатель предлагает одним детям называть предметы со звуком «с», а другим – превращать их в предметы со звуком «ц»)

 В саду Феи росла волшебная яблоня. Тот, кто съедал ее яблоко, становился умным и сильным. Но в сад могли попасть только те, кто называл 2 волшебных слова – одно должно начинаться со звука «с», другое с «ц». А вы можете подобрать такие волшебные слова?

   Выдели слово

   Цель. Дифференциация звуков «с», «ц» во фразовой речи.

   Описание игры. Воспитатель предлагает детям фразы.

Дети собирают в саду ягоды.

Соловей поет песни.

Маша поливает цветы.

Цыпленок пьет из блюдца воду.

Слава поставил цветы на подоконник.

Собака сидит на цепи.

   Дети должны выделить во фразах сначала те слова, в которых есть звук «с» («сь»), а затем «ц».

   Собери ромашку

   Цель. Дифференциация звуков «р», «рь», «л», «ль» в словах.

   Описание игры.  На разбросанных лепестках ромашки изображены предметы, в названиях которых есть звуки звуками «р», «рь», «л», «ль». Необходимо собрать ромашку на заданный звук.

 

    Выдели слово

   Цель. Дифференциация звуков «ш», «ж» во фразовой речи.

   Описание игры. Воспитатель предлагает детям фразы.

Кошка спит, а мышку видит.

Миша скоро пойдет в школу.

Ежик лежит под елкой.

Женя ест мороженое.

Бабушка вяжет дедушке шарф.

Женя шьет кукле новую рубашку.

   Дети должны выделить во фразах сначала те слова, в которых есть звук «ш», а затем «ж».

   Сказка «На лесной опушке»

 

   Цель. Дифференциация звуков «р», «рь», «л», «ль» в словах.

   Описание игры. Воспитатель читает сказку: «На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был огород, где выращивали овощи со звуками «р», «рь», «л», «ль». Какие это были овощи? Осенью заяц собрал урожай и решил себе оставить овощи со звуками «рь» и «ль», а овощи с «л» и «р» - продать на рынке. Какие овощи он оставил, а какие продал? По пути на рынок заяц встретил ежа с мешком. В мешке еж нес игрушки для ежат, в их названиях были звуки «р» и «л».

  Какие это были игрушки? По дороге заяц встречал много животных. Сначала тех, в названиях которых есть звуки «л» и «ль» (Каких?), а затем тех, в названиях которых есть звуки «р» (Каких?). На базаре он продал овощи и решил купить для дома посуду. У енота он купил предметы посуды, в названиях которых есть «л» и «р» (Какие предметы?), а у барсука – предметы посуды, в названиях которых есть «ль» и «рь» (Какие предметы?).

   Вечером заяц вернулся домой. Зайчиха и зайчата были очень рады его покупкам.

   Прогулка на велосипедах

 

   Цель. Дифференциация звуков «с» - «ш» изолированно.

   Оборудование. Картинки с изображением колеса и насоса.

   Описание игры. Воспитатель рассказывает: «Представьте, что вы едете на велосипеде по тропинке в лесу. Вдруг вы прокололи колесо. С каким звуком вырывается воздух из проколотого колеса? (ш-ш-ш). Вы достаете насос и начинаете качать колесо. С каким звуком выходит воздух из насоса? (с-с-с). А воздух из колеса продолжает выходить. Как? (ш-ш-ш). А мы продолжаем качать колесо насосом. Как? (с-с-с). Устали. Пришлось пешком возвращаться домой.»

  Затем педагог показывает картинки насоса и колеса, а дети произносят соответствующий звук.

   Кто быстрее соберет вещи?

   Цель. Упражнять в дифференциации звуков «с»-«ш».

   Оборудование. Картинки с изображением предметов одежды (шуба, шапка, шляпа, шарф; свитер, сарафан, сапоги, костюм), 2 чемоданчика разного цвета.

Описание игры. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш».

   Магазин

   Цель. Упражнять детей в дифференциации звуков «р» - «л», «с» - «ш».

   Оборудование. Предметные картинки, карточки с буквами «р», «л», «с», «ш».

   Описание игры. Детям раздаются «деньги» – карточка с буквами. Каждый должен купить на свои деньги разные предметы. На деньги «с», например, можно купить предметы, в названиях которых есть звук «с». Игроки выкладывают деньги (карточку с буквой) рядом с нужным товаром (предметной картинкой). Если игрок уплатил правильно, воспитатель продает требуемый товар. Выигрывает тот, кто первым потратит правильно свои деньги.

   Какое слово задумано?

   Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого звука.

   Оборудование. Предметные картинки.

   Описание игры. Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и называет ее: «Это …омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я так и говорю - …омашка». Дети произносят слово с нарочитым усилением первого звука. «Почему у меня так не получается?» - удивляется воспитатель. Дети должны ответить, что он пропускает первый звук. Воспитатель показывает остальные картинки и, называя их, также пропускает первый звук. Дети должны поправлять воспитателя.

    Какой звук потерялся?

   Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

   Описание игры. Воспитатель читает стихотворный текст, в некоторых словах не проговаривая первый звук. Дети слушают и находят слова, произнесенные неверно, произносят их правильно и называю звук, который был пропущен.

   Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель может не проговаривать звук уже в двух-трех словах. Дети должны восстановить пропущенные звуки.

  Слово можно прошагать

   

   Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

   Описание игры. Воспитатель говорит детям, что узнать, короткое слово или длинное, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает, обращает внимание детей, что получается только один шаг. Далее воспитатель предлагает называть разные слова и одновременно шагать. Считать шаги не нужно, главное – обращать внимание на длительность звучания слова.

   Кому достанется мяч?

   Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

   Оборудование. Два мяча.

Описание игры. Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, стоящие первыми держат по мячу. Дети в одной шеренге произносят короткие слова, а в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Игра начинается по сигналу. Если кто-либо называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол – очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок. Затем задание для каждой шеренги меняется и игра повторяется.

    Кто же это был?

   Цель. Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.

   Описание игры.Воспитатель рассказывает: «Жили-были утка и курица. В кличке утки слышался звук «у» (Утя), а в кличке курицы – «с» и «р» (Пеструшка). Любили они приглашать в гости птиц. Утя тех, в названии которых есть звук «у».что это были за птицы? Пеструшка приглашала тех, в названиях которых есть «с» и «р». Кто это? Они угощали гостей лакомствами, в названиях которых есть звуки «а» («к»). Что это? Весело щебетали они и слушали рассказы Сороки-Белобоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха"

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением игровых и учебных заданий...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия....

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха

В картотеке подобраны игры и упражнения на развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста. Игры могут быть использованы в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха.РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ....

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников...