"Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказывании текста"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Натали Мосина

"Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказывании текста"

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ispolzovanie_mnemotablitsy_pri_zauch_stihov.docx614.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста»

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами речевой системы, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение.

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе и заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа и заучивании стихотворения наизусть можно составить мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было детям хорошо понятно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например, волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование мнемотаблицы на примере заучивания

стихотворения С. Я. Маршака «Радуга»

1.Читаем текст стихотворения.

2.Придумываем символ на каждое слово и зарисовываем в таблицу.

C:\Users\Алиса\Desktop\image3.png

3. Вместе с ребенком еще раз читаем стихотворение с опорой на таблицу.

4. Просим ребенка рассказать стихотворение с опорой на таблицу.

Использование мнемотаблицы на примере

пересказа сказки «Колобок»

1.Чтение сказки, обсуждение характеров главных героев.

2.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.C:\Users\Алиса\Desktop\0545091.jpg

Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Пересказ сказки с опорой па мнемотаблицу. На первых этапах с помощью взрослого, на более поздних этапах с небольшой подсказкой взрослого.

C:\Users\Алиса\Desktop\Воспитатель года\Мнемотехника\teatr-akt3.jpg

C:\Users\Алиса\Desktop\Воспитатель года\Мнемотехника\65629468_presents.gif

Мнемотаблица к сказке «Маша и медведь»

C:\Users\Алиса\Desktop\Воспитатель года\Мнемотехника\preview_html_m19a795f0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений"

В данной статье раскрывается понятие "Мнемотехники", эффективность мнемотехники при заучивании стихотворения, этапы работы....

Консультация для родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста» .

В данной консультации говрится о том, как с помощью мнемотаблицы легко заучить стихотворение и пересказать текст....

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и ...

Консультация для родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста»

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Развитие речи Тема Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения

Заучивание стихотворения - это всегда занятие, требующее от ребёнка усидчивости, внимания, напряжения памяти. Не всем детям это нравится. В конспекте описаны интересные приёмы активизации детей....

Консультация на тему "Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста".

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе и заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомни...