Проект для детей младшего дошкольного возраста « Развитие психических процессов по средствам межполушарных досок »
проект по развитию речи (младшая группа)

Ефиманова Яна Алексеевна

Пояснительная записка 

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной ассимметрии становятся более обозначенными (А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк,  и др.). Современная цивилизация преимущественно левополушарная, все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов младших школьников (Т.П. Хризман, Н.Н. Таугот, А.Л. Сиротюк и др.). Сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

         Отдавая ребенка в школу, каждый надеется, что учеба будет даваться малышу легко и без усилий. Но мало кто знает, что для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие межполушарных связей правого и левого полушарий коры головного мозга.

       Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11

Проект

для детей младшего дошкольного возраста  

« Развитие психических процессов по средствам  межполушарных досок »

Образовательная область:

 речевое  развитие

                                 

                                          Руководитель проекта:

Ефиманова Яна Алексеевна

воспитатель

п. Красный Профинтерн

2021 г.

Пояснительная записка

        Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной ассимметрии становятся более обозначенными (А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк,  и др.). Современная цивилизация преимущественно левополушарная, все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов младших школьников (Т.П. Хризман, Н.Н. Таугот, А.Л. Сиротюк и др.). Сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

         Отдавая ребенка в школу, каждый надеется, что учеба будет даваться малышу легко и без усилий. Но мало кто знает, что для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие межполушарных связей правого и левого полушарий коры головного мозга. 

       Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.

       Игра с полушарными досками очень положительно влияют на развитие ребенка, а именно: 
1.Усидчивость; 
2.Улучшают мыслительную деятельность; 
3.Способствуют улучшению памяти и внимания; 
4.Синхронизируют работу полушарий.

Методы и формы: практические, наглядные, наблюдение за действиями детей в процессе поэтапной работы .

        Проект рассчитан для детей 3-4 лет.

Цель проекта:  создать для детей условия, предназначенные для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга.

Задачи:

  • создавать благоприятные условия для улучшения  заучивания стихотворения  наизусть;
  • развивать свойства памяти;
  • сформировать умение  доводить начатое дело до концца;
  • побудить детей принимать активное участие в работе с межполушарными досками.

Участники проекта: дети 2 младшей  группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: подгрупповой, практико-ориентированный

Ожидаемый результат:

     Улучшиться память, внимание детей

Продукт проекта: методические рекомендации по использованию в работе педагогов межполушарных досок.

                                         

                                        Этапы проекта:

Виды деятельности

Содержание, цель

Дата

  1. Организационно – подготовительный

1. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта.

2. Составление тематического планирования

3.Изучение литературы по использованию межполушарных досок для работы с детьми

5. Диагностика  уровня развития памяти детей

6. Подбор произведений, книг для использования в проекте.

сентябрь

   2021

 II. Основной

Игры и упражнения с межполушарными досками

1. Без использования бегунка. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начала до конца. Затем в противоположном направлении.

2. Параллельная игра. Пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошка второй руки стучит по столу (как вариант - каждый пальчик стучит, мячик катает и т.д.)

3. Усложняем игру: одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении.

4. С использованием бегунка. Проводим бегунком ведущей руки лабиринт в одном направлении, затем в другом. Вторая рука может выполнять другое параллельное действие. Усложняем игру: одновременно проходим лабиринт двумя руками с помощью бегунков.

5. Закрытыми глазами. Предлагаем ребенку пройти лабиринт одновременно двумя руками с закрытыми глазами.

6. Разные лабиринты.  Одна рука проходит один рисунок (к примеру, круг), вторая - другой (к примеру, квадрат).

октябрь-

апрель

  1. Заключительный

Оценка результатов и отчетность

Методическое объединение педагогов МБДОУ (круглый стол)

Презентация проекта

май

2022

Используемая литература:

1.Деннисон  П. «Программа «Гимнастика ума», Москва, 1997г.

2.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. − М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

3.Трясокурова Т. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.- Ростов-на –Дону, Феникс, 2019.

   Интернет источник:

https://vishiradugi.ru/mezhpolusharnye-doski/, 2018 г.

МБДОУ Детский сад  №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для родителей детей младшего дошкольного возраста "Развитие мелкой моторики рук"

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики.

"Наши пальчики писали,наши пальчики устали..." Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?Ох, нелёгкое это дело - выводить разные крючки и палочк...

Индивидуальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы та...

презентация "Потешки для детей младшего дошкольного возраста" (развитие речи)

подборка потешек для детей младшего дошкольного возраста...

Проект для детей младшего дошкольного возраста « Развитие психических процессов по средствам межполушарных досок » Тема: «Чудо доски».

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного ...

Конспект родительского собрания "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста", "Развитие речи"

laquo;Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. ...