Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_v_skazki_igraem.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  № 212 «Городок»

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем»

в подготовительной группе.

                     Подготовила:

Воспитатель Бархатова В.А.

Актуальность проекта

Считаю, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой-либо информации и увеличивает объем памяти у детей.  Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти  гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Вид проекта:  информационно-творческий

Образовательные области: познавательное и социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

 Участники проекта: дети подготовительной группы

Сроки реализации проекта: 9 месяцев

Цель проекта:

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста на основе

заучивания стихотворений, пересказывания рассказов, составлений рассказов и сказок путем овладение мнемотехникой.

Задачи

◦ Познакомить детей  с мнемотехникой

◦ Учить заполнять схему - модель как план стихотворения

◦ Формировать интерес к художественной литературе

◦ Развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление

◦Предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность итворческую   активность  при создании мнемотаблиц

◦ Расширять кругозор и активизировать словарный запас, связную речь.

Принципы                                                                                                                          1.Интегративный - реализуется в сотрудничестве с семьей

2.Дифференцированный подход - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой и технологией «мнемотехника»

3.Развивающий характер обучения - переживание всеми участниками проекта конкретного опыта и его осмысление с последующим обобщением и рефлексией.

Предполагаемый результат

1.Повышение уровня  произвольной памяти, внимания, развития речи детей.

2. Владение детьми различными способами запоминания стихов.

3.Повышение интереса к заучиванию стихов.

Суть мнемотехники:

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок), развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Перспективный план работы

Сентябрь

С детьми:

    Беседа о мнемотехнике « Расшифруем символы». Работа с мнемотаблицей «Осень»,заучивание стихотворений про осень, составление рассказа по мнемотаблице «Лиса с лисятами».

Цель:обобщение представлений о признаках осени,ее характерных признаках, формирование умения рассказывать по мнемотаблице, составлять мнемодорожки. Расширение и активизация словаря по теме «Осень», «дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных и сущесвительных в роде, падеже.

    Составление описательного рассказа на тему  «Лиса с лисятами»   с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Знакомство детей с новой технологией рассказывания по готовой мнемотаблице.
2. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка. Обеспечить развитие способности наблюдения, вооброжения. Способствовать развитию диалогической речи, речевого слуха.

.

С родителями:

    Анкетирование   для   родителей: «Мнемотехника».  

Цель: Выявление знаний родителей о технологии развития речи и памяти

« Мнемотехника».

    Проведение родительского собрания  на тему  «Что  такое мнемотехника». Цель: Знакомство родителей с темой проектаи методом «Мнемотехника».

     Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания».  Цель:  Повышение   компетенции родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

Октябрь

   С детьми:

  Работа по мнемотаблице «Расскажи о грибах».

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по сотсавленноймнемотаблиц

Цель: способствовать развитию связной речи, расширять и обогащать словарный запас, совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительныи в роде, числе, падеже.

     Рассматривание картотеки мнемотаблиц, и научить составлять пресказ с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Закрепление умения составлять и использовать мнемотаблицы в самостоятельном и совместном с родителями творчестве.

С родителями:

     Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».Цель: ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

      Индивидуальные консультации «Как учить стихи с ребёнком»

Цель: предложить рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

  Рассматривание картотеки мнемотаблиц.

Цель: Знакомство родителей с символами для запоминания стихотворений об осени.

 С педагогами:

Консультация для педагогов: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по технологии «мнемотехника».

Ноябрь

  1. Составление предложений об осени по мнемодорожкам.
  2. Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму»
  3. Отгадывание загадок зашифрованных в мнемодорожках.

Цель: продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями. Подбирая слова – признаки и  предавая содержание текса.

2. закреплять умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

декабрь

  1. Работа с мнемотаблицей «Зима»
  2. Составление мнемосхем для придумывания сказок : «Как ежик зайца выручил».

Цель: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления, рассказывать связно.

  1. Учить сочинять сказку по заданному сюжету, связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.

январь

  1. Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – Январь»
  2. Заучивание стихотворений
  3.  Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».

Цель: совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

2. учить детей отвечать на вопросы, запоминать короткие стихотворения, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

3. продолжать учить составлять рассказ – описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме.

февраль

  1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
  2. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.
  3. Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожек.

Цель: упражнять детей в образовании родственных, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

2. способствовать четко произносить слог, опираясь на мнемокарточку.

Цель: закреплять четко произносить  слог.

март

  1. Работа с мнемотаблицей «Весна».
  2. Составление мнемотаблицы и пересказ сказки «По щучьему велению».
  3. Описание и сравнение птиц по мнемосхеме.

Цель: продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки.

2. учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

3. формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.

апрель

  1. Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения».
  2. Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме»
  3. Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

Цель: учить пользоваться графическими изображениями, развитие логики, мышления, внимания.

2. учить детей самостоятельно пересказывать сказкус помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь.

3. способствовать развитию связной речи.

май

  1. Составление предложений о весне по мнемодорожкам.
  2. НОД по развитию речи «Лисичка со скалочкой» пересказ сказки с использованием мнемотаблицы.

Цель: развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной теме.

  1. Учить отвечать полным предложением с использованием мнемосхем.

Анализ итогов проекта.

Проанализировав все этапы проекта, можно сделать следующие выводы: цели и задачи, которые были поставлены, полностью реализованы совместными усилиями всех участников проекта.

Дети:

1. Дети активно осваивали мир социальных взаимоотношений, учились сотрудничать друг с другом, педагогами и родителями в творческой деятельности.

2. Появился интерес к заучиванию стихов и составлению рассказов по мнемотаблицам,

обогатился словарный  запас по теме «Осень».

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление довольно редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудн...

Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»

Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...

Конспект НОД по развитию речи (чтение художественной литературы) «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа)

Пр. Пр.     Пр. задачи:Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать...

Развитие связной речи дошкольников в помощью мнемотехники

Умение детей быстро и легко запоминать тексты...

Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»

Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...

«Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».

Мнемотехника- это система быстрого и эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации при помощи символов (образов)....

Консультация для педагогов «Как развивать речь дошкольников с помощью мнемотехники».

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития речевой активности ребенка, когда собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и само...