Беседа по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скрипко Наталья Геннадьевна

формирование у детей интереса к художественной литературе через творчество великого русского поэта А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_skazke_balda.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»

        Цель: формирование у детей интереса к художественной литературе через творчество великого русского поэта А.С.Пушкина.

Ход беседы

        Воспитатель: Нашу беседу мне хочется открыть стихотворением:

Все дети мира любят

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

        Воспитатель: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз поговорить о сказках Александра Сергеевича, ведь они вам очень нравятся. И я познакомлю вас со следующей сказкой Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Но сначала я бы хотела объяснить вам слова, которые будут встречаться в этой сказке.

 Поп - это священник; то человек, который совершает богослужения в храме.

Попадья - жена попа .

Батька – это отец, папа.

 Полба – это такой род пшеницы.

 Сивая кобыла – седая лошадь.

 Оброк – это деньги (налог, которые черти должны были платить каждые год попу.

Черти – это общее название нечистой силы. Злой дух (в образе человека с рогами, копытами и хвостом)

 (чтение сказки, показ иллюстраций)

        Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта сказка.  Назовите ее героев.

        Дети: Балда, поп, бесы.

        Воспитатель: У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван- дурак, как народных сказках, а Балда. С помощью этого имени Пушкин  уже создаёт образ. Скажите, Балда в сказке какой?

        Дети: Умный, смекалистый.

        Воспитатель: А поп какой?

        Дети: Трусливый.

        Воспитатель: Куда отправился поп?

        Дети: На базар.

         Воспитатель: Скажите, с какой целью поп отправился на базар?

        Дети: Искать работника.

        Воспитатель: Какого работника ищет поп?

        Дети:  Чтобы ему мало платить.

        Воспитатель: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"

        Воспитатель: Какую плату потребовал Балда от попа за службу?

        Дети: Три щелчка.

        Воспитатель:  Да, ребята, он предложил свою службу за награду три щелчка по лбу в год и поп согласился. Почему Балда согласился  работать за проживание, пищу и 3 щелка?

        Дети:  Он хотел проучить попа.

        Воспитатель: Поп сразу согласился?

        Дети: Да.

        Воспитатель: Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русской авось.

        Воспитатель:  Балда работал хорошо, но поп не хотел выполнять обещанное. Попадья посоветовала ему дать Балде сложное задание. Почему поп заказал такую службу, которую Балда не смог бы выполнить?

        Дети: Он испугался, что ему придется расплачивать с Балдой.

        Воспитатель: О расплате думает частенько;
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.

        Воспитатель:  Какое задание поп дал Балде?

        Дети: Он попросил Балду собрать оброк с чертей.

        Воспитатель: Балда отправился к морю и встретил беса, потребовав с него оброк. Бес отказался платить и отправил своего внука бесенка и предложил спор. Балда выиграл бесенка при помощи хитрости. Потому что бесенок был каким?

        Дети: Глупым, наивным.

        Воспитатель: Какие человеческие качества помогли Балде победить?

        Дети: Ум, смекалка, находчивость.

         Воспитатель: Собрав оброк он направился к попу  получить свою плату. Как ведет себя поп?

        Дети: Он боится

        Воспитатель: А поп, завидя  Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.

Что случилось потом?

        Дети: Он получил по лбу.

        Воспитатель: Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.

        Воспитатель:  Какими словами автор заканчивает сказку?

        Дети:  «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

        Воспитатель: Правильно. Главная мысль заключается в том, что за все нужно платить соответствующую цену. Жадность ни к чему хорошему не приводит.

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили сказку Пушкина. Я надеюсь, что все сказки  навсегда останутся в вашем сердце. На этом наша беседа окончена.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Беседа по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Автором представлен материал по организации беседы с дошкольниками по сказкам А.С. Пушкина....

спортивное развлечение по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде"

Сценарий праздника для детей старшего возраста с героем сказки А.С.Пушкина Балдой. Ведущий может исполнять роль сказочницы....

Театрализованное представление по сказкам А.С. Пушкина «Путешествие по Лукоморью» совместно с работниками библиотеки.

В июне  празднуют 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Мы с детьми тоже решили отметить эту дату и пригласили в гости работников библиотеки. Они  организовали выставку детских книг с произ...

Беседа по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" занятие по развитию речи (подготовительная группа)

Знакомство детей с биографией А.С. Пушкина и его сказкой "Сказка о рыбаке и рыбке".Развитие умения эмоционально воспринимать образное содержание сказки, выделение образно - выразительных сре...