Конспект НОД по познавательной деятельности "Наступает весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рязанова Наталья Вячеславовна

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста по лексической теме "Весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nastupaet_vesna.docx261.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Конспект НОД по познавательной области

в средней группе на тему:

«Наступает весна».

vesennii-sneg-v9.orig.jpg

Подготовила: Рязанова Н. В., воспитатель

первой квалификационной категории

г. Еманжелинск

  1. г.

Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста по лексической теме «Весна».

Образовательные задачи:

  • закреплять характерные признаки весны
  • упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи
  • обогащение и активизация словаря по теме «Весна»
  • совершенствовать грамматический строй речи
  • формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
  • закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую и связную речь
  • развивать слуховое внимание и логическое мышление
  • развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику
  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней
  • формировать умение работать в коллективе

Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.

Методы и приемы:

  • Игровые
  • Словесные
  • Слушание музыки
  • Наглядные

Материалы и оборудование: картина «Грачи прилетели», «Ранняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц, диких животных и их детёнышей, картинка подснежника, звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса», конверт.

ХОД НОД:

Дети входят в группу и встают в круг в центре группы.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

(воспитатель с детьми)

Воспитатель и дети:

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.

На уровне груди движения кистями вправо-влево.

Показывают ладошки на уровне груди.

Трут ладонями друг о друга.

Слова произносит воспитатель.

Воспитатель: Ребята, для нас с вами сегодня в группу пришло письмо. (Воспитатель показывает конверт.)

Воспитатель: Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем, кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Лесные жители».

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.

Мы пойдем не за грибами

И не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, а мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, слушать громко музыку, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать, разорять гнёзда, близко подходить к животным и птицам).

Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту).

Звучит звукозапись «Голоса леса».

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами на ту полянку. (Дети с воспитателем идут к ковру и садятся на стульчики.)

На мольберте вывешены картины «Грачи прилетели», «Ранняя весна».

Воспитатель: Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины (показывает картины). Какое время года изображено на картинах?

Дети: Весна.

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?

Дети: Солнце светит ярко, прогревает землю; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали.

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили.

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Первый месяц весны - март, второй месяц весны - апрель, третий месяц весны - май.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, все вы знаете.


Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

Воспитатель: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это поют в лесу птицы. Давайте, посмотрим, какие птицы прилетели в лес.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Воспитатель: Посмотрите, ребята,  сколько разных птиц прилетело. Давайте их назовём.  (Дети называют названия птиц - грач, дикая утка, ласточка, кукушка, скворец, журавль, снегирь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Объясните почему. (Снегирь к нам прилетает зимой, а весной улетает). Я его уберу.

Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

Дети: Перелётными.

Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

Воспитатель: Ну, а мы продолжаем своё путешествие по весеннему лесу.

Дети и воспитатель встают вкруг.

Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Весело попрыгаем

Как в лесу зайчатки.

Прыг, скок, прыг, скок,

Сели зайки под кусток.

Идут обычным шагом друг за другом.

Идут на носках.

Идут на пятках.

Прыгают как зайчики .

Присаживаются на корточки.

Воспитатель: Ребята, на этой лесной полянке живут лесные звери. Посмотрите сколько их тут.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и встают полукругом. Дети называют животных – белка, лиса, волк, заяц, ёж, медведь.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Дети: У зверей линяет шерсть, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.

Воспитатель: Какие звери просыпаются весной?

Дети: Медведь, еж.

Воспитатель: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Воспитатель: Весной у лесных животных появляются детёныши, я предлагаю поиграть в игру.

Игровое упражнение «У кого кто?»

один

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

У белки -…

У лося -…

У кабана -…

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

бельчонок

лосёнок

кабанёнок

-

-

-

-

-

-

-

-

Воспитатель показывает картинку животного, дети проговаривают его детёныша.

Воспитатель: Ребята, молодцы!

Воспитатель: Ребята, с теплыми солнечными  лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Дети: Подснежники.  (Показываю картинку с изображением подснежника).

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они вырастают из-под снега.

Воспитатель: Ребята, а цветочек в лесу так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Нам пора возвращаться в группу. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в группу,

Полный радости и чуду!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята вам понравилось наше путешествие в весенний лес.

Воспитатель: Давайте вспомним весенние изменения, которые происходят весной в лесу.

На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3 - Появляются проталины.

4 - Распускаются подснежники.

5 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

6 - Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж).

7 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

8 - Весной у диких животных появляются детёныши.

Воспитатель: Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна"

Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.)....

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе...

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна"

Для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному развитию «Весна» во второй младшей группе

Закрепить знания об изменениях весной, о признаках весны....

Конспект НОД по познавательному развитию «Весна» во II младшей группе

Конспект разработан для второй младшей группы. Обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной....

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)...