Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Насекомые"
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа)

Улановская Ирина Александровна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Насекомые". Формирование связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые»

Составитель: Улановская Ирина Александровна

Цель: формирование связной речи.

Задачи

Образовательные:

- расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;

- продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому – что;

- продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин;

 - формировать умение правильно использовать предлоги, составляя предложение.

Воспитательные:

-воспитывать  доброе отношение к насекомым.

Развивающие: 

- развивать связную речь;

- развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление;

- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;

-развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы;

- развивать общую моторику, координацию, артикуляционный аппарат.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку. Игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Артикуляционная гимнастика

- Бабочка села на цветок, чтобы полакомиться нектаром. Высовывание языка вперед-назад. («Иголочка»)

 - После поцелуя цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу («Вкусное варенье»)

 - Бабочка «поцеловала» облетевший цветок, («Поцелуйчик»)

 - А затем пропела задумчивую песенку: медленно открывать и закрывать рот; то же с откидыванием головы назад.

 - Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до 5 ( 1 -5 раз). - Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счет на нижней губе. («Блинчик»).

 - Широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «Чашечки» в рот. Удерживание языка в положении «Чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами. Занесение языка в положении «Чашечки» за верхние зубы с подключением сильного выдоха.

Организационный момент

Кинесиологическое упражнение  « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

    Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель  читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам  помоги!

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука:

Прослушай внимательно, повтори по памяти: ЖУК, БАБОЧКА, ОСА, ПЧЕЛА.
- Назови одним словом, кто это? (это насекомые)
- Каких насекомых ты еще знаешь? (3 – 4 названия)

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

- Назовите вредных насекомых. ( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

-  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Физкультминутка «Бабочка»

 Спал цветок (присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками);

 И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки);

Больше спать не захотел (затем опустить руки вдоль тела);

Шевельнулся, потянулся (выпрямить спину, подняться слегка покачаться вправо-влево);

Взвился вверх и полетел (отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется – бабочка кружит и вьется («Летать», имитируя движения бабочки)

 Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.

Воспитатель:

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

- Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

- Кто появляется из яйца? Ответы детей:

- Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

- Что делает гусеница? Ответы детей:

- Она питается листьями и растет.

 Воспитатель:

- В кого она превращается? Ответы детей:

- Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

- Кто выходит из куколки? Ответы детей:

- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать. Воспитатель:

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку по  картинкам.  Рассказы детей по цепочке.

Связная речь

 Составь предложение из слов:
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.

Составить предложения с предлогами НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД по теме «Насекомые» (Например: Пчела летала НАД красивым цветком.)

 Исправь предложения:

- Червяк склевал скворца.
- Мохнатая гусеница съела кукушку.

- Муха поймала в сети большого паука.

 

Воспитатель: 

- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).

Рефлексия

Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!

Релаксация.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали и устали. Давайте  отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...