Пальчиковая гимнастика как подготовка руки дошкольника к письму.
материал по развитию речи (старшая группа)

Екатерина Владимировна Жеребина

Механизмы формирования навыка  письма сложны, его структура многокомпонентна; на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребёнка управлять мышцами кисти руки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Пальчиковая гимнастика как подготовка руки дошкольника к письму.

Составитель:

Воспитатель 

Жеребина Е.В.

Аша

2022

Пальчиковая гимнастика как подготовка руки дошкольника к письму.

В настоящее время в детских садах при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. При поступлении ребёнка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

Механизмы формирования навыка  письма сложны, его структура многокомпонентна; на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребёнка управлять мышцами кисти руки. Частыми стали ситуации, когда ребёнок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Дети ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, утомление или переутомление мышц, затекание кисти и пальцев.

Трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами:

- недостаточная готовность к школе;

- дефицит или задержка в развитии различных функций (зрения, слуха, моторики);

- задержка речевого развития;

- отклонения в состоянии здоровья.

Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из головного мозга, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.

Качественное управление мышцами руки достигается при наличии следующих условий:

  1. умении ощущать движения мышц;
  2. достаточной эластичности мышц;
  3. достаточном уровне сформированности переключаемости движений;
  4. осознанном выполнении движений;
  5. достаточном зрительно-моторном контроле.

Все эти условия взаимозависимы.

Таким образом, причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:

  • недостаточно сформированная переключаемость движений;
  • снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
  • недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения при выполнении движений;
  • недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) – ограничивают объём движений;
  • недостаточная сила мышц – снижает выносливость при нагрузке во время письма.

Какие пути решения этих проблем существуют:

  1. формирование эластичности мышц и повышение подвижности суставов;
  2. создание возможности для частой, последовательной переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности;
  3. развитие ощущения полного объёма мышечных движений, их силы и выносливости;
  4. развитие мыслительных процессов и их произвольности.

И хотя происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Упражнение «Самомассаж ладоней»

Исходное положение: соединить ладони пальцами вперёд, карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.

Содержание упражнения: перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней.

Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Упражнение «Самомассаж ладоней и пальцев»

Исходное положение: то же.

Содержание упражнения: перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.

Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку (ладонь).

Упражнение «Самомассаж кончиков  пальцев»

Исходное положение: взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Содержание упражнения: перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперёд-назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца.

Дозировка: до 4-5 движений.

Упражнение «Пружинка»

Исходное положение: взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

Содержание упражнения: сжимать карандаш, с силой пружиня его, как бы желая расплющить. Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением. Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения. После того как все пальцы попружинили, положить карандаш на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя её.

 Дозировка: 2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

Упражнение «Дудочка»

Исходное положение: взять карандаш кончиками пальцами обеих рук так, как обычно держат дудочку.

Содержание упражнения: поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.

Дозировка: произвольная, с расслаблением кисти руки после выполнения упражнения.

Упражнение «Удержи флажок»

Исходное положение: удерживать карандаш, зажатый  вертикально в кулачке, подобно флажку.

Содержание упражнения: Большой палец отвести в сторону, карандаш – «флажок» держать четырьмя пальцами. Захватить карандаш большим пальцем и ладонью и так удерживать его. Освободившиеся четыре пальца отвести в сторону. Вновь захватить «Флажок» четырьмя пальцами, большой палец отвести в сторону.

Дозировка: 3 – 4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Закрутим винтик»

Исходное положение: взять карандаш за один конец и держать в вертикальном положении тремя пальцами: указательным, средним и большим.

Содержание упражнения: перетирающими движениями этих пальцев перемещать карандаш вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у противоположного конца карандаша. Движения пальцев такие же, как при закручивании винтика.

Дозировка: «вкрутить» винтик, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Ходьба с коромыслом»

Исходное положение: карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под ручкой, а указательный и мизинец – на ней.

Содержание упражнения: прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами, «ходить», подпрыгивая, по столу, удерживая «коромысло» (карандаш), периодически меняя темп ходьбы.

Дозировка: 3 – 4 раза.

Упражнение «Весы»

Исходное положение: положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить карандаш так, чтобы средний палец был под ручкой, а остальные – на ней.

Содержание упражнения: слегка приподняв ладонь над столом, нажимать попеременно пальцами то на один, то на другой конец карандаша, не выпуская его. Это напоминает балансирование тарелок весов.

Дозировка: повторить упражнение 3 – 4 раза, после чего положить карандаш,

стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Стрелы»

Исходное положение: ладони рук обращены друг к другу. Держать карандаш в горизонтальном положении, зажав её основаниями больших пальцев.

Содержание упражнения: не выпуская карандаш, разжимать поочерёдно пальцы на обеих руках, словно выпуская стрелы.

Дозировка: повторить упражнение 2 – 3 раза, после чего положить карандаш,

стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Лягушка»

Исходное положение: положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный палец были на ручке, а средний и безымянный – под ней.

Содержание упражнения: сжать ладонь в кулак, а затем распрямить, не выпуская карандаш. Движения ладони напоминают прыжки лягушки.

Дозировка: повторить упражнение 3 – 4 раза, после чего положить карандаш,

стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Горные вершины»

 Исходное положение: держать карандаш в горизонтальном положении за один конец между указательным и средним пальцами одной руки. Острый конец карандаша  при этом направлен к другой, параллельно расположенной части ладони с растопыренными пальцами.

Содержание упражнения: острым концом карандаша тщательно обвести контуры растопыренных пальцев, медленно поднимаясь вверх к кончику каждого пальца, как к вершине горы, а затем спускаясь с неё.

Дозировка: повторить «подъём и спуск с горы» сначала в одном, потом в другом направлении, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Переверни тарелку»

Исходное положение: положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить карандаш так, чтобы средний и безымянный пальцы были на карандаше, а мизинец и указательный – под ним.

Содержание упражнения: попеременно поворачивать ладонь, не выпуская карандаш, словно тарелку, с ребра на ребро, прилагая мышечное усилие в тот момент, когда конец ручки приближается к столу.

Дозировка: повторить упражнение от 2 до 5 раз, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Трудолюбивый муравей»

Исходное положение: зажать карандаш между указательным и большим пальцами.

Содержание упражнения: указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперёд по столу, большой палец удерживает при этом карандаш. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку.

Дозировка:  2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Нажми на кнопку»

Исходное положение: зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами одной руки, отведя большой палец в сторону до упора.

Содержание упражнения: подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца, как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону до упора.

Дозировка: упражнение можно легко выполнять под счёт раз-два до появления признаков лёгкой усталости, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Насос»

Исходное положение: зажать карандаш в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая её часть возвышалась над кистью руки.

Содержание упражнения: большим пальцем нажать на конец карандаша, который чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть его вверх и снова нажать на конец карандаша большим пальцем. Двигающийся вверх-вниз карандаш похож на работающий насос.

Дозировка: до 5 раз с расслабление кисти.

Упражнение «Спускаемся по лесенке»

Исходное положение: зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении.

Содержание упражнения: перехватить карандаш снизу другой рукой. Продолжать перехваты карандаша поочерёдно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъём по лесенке.

Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

Упражнение «Встреча братьев»

Исходное положение: руки вытянуты вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук.

Содержание упражнения:

Вариант А. Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца левой руки. Затем указательным пальцем левой руки  прижаться к подушечке мизинца правой руки.

Вариант Б. Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки.

Вариант В. Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.

Дозировка: 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

              Упражнение «Циркач»

Исходное положение: держать карандаш указательными и большими пальцами обеих рук. Свободная часть карандаша смещена в сторону.

Содержание упражнения: приставными движениями пальцев перемещаться по свободной части карандаша до его противоположного конца и обратно. Движения пальцев напоминают движения циркача, передвигающегося по канату мелкими приставными шагами.

Упражнение выполняется сначала в среднем, затем – в быстром темпе.

Дозировка: 3 раза в каждую сторону, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Крючки»

Исходное положение: карандаш, находящийся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными за концы и так удерживать.

Содержание упражнения: попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, вновь цеплять его, передвигая пальцы к середине до момента их сближения. После этого продолжать движения пальцами в обратном направлении, к концам карандаша.

Дозировка: 3-5 раз.

Упражнение «Сотри пятнышко»

Исходное положение: разместить карандаш так, чтобы мизинец, безымянный и указательный пальцы были на карандаше, а средний – под ней.

Содержание упражнения: подушечкой большого пальца «стереть пятнышко» на подушечке среднего пальца. После этого отвести большой палец в исходное положение, не выпуская карандаш.

Дозировка: повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Пропеллер»

Исходное положение: положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный – под ним.

Содержание упражнения: ладонь поворачивать над столом вправо и влево, стремясь поставить её на ребро. Однако стола должна касаться не ладонь, а только конец карандаша. Движения ладони напоминают работу пропеллера.

Дозировка: повторить упражнение 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Повесим светильники»

Исходное положение: ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу. Концы карандаша находятся между основаниями среднего и безымянного пальцев обеих рук. Над горизонтально расположенным карандашом сделать устойчивую крышу указательным, средним и безымянным пальцами.

 Содержание упражнения: мизинцы и большие пальцы сначала развести в стороны, а потом соединить колечками. Это напоминает светильники под потолком.

Дозировка: повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Качели»

Исходное положение: зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

Содержание упражнения: попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

 Дозировка: 2-3 раза.

Упражнение «Кулачки и колечки»

Исходное положение: разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный палец были на карандаше, а средний и безымянный – под ним.

Содержание упражнения:

Вариант А. Сжимать пальцы в кулак и разжимать их, удерживая карандаш горизонтально. При разжимании делать мышечное усилие, отводя пальцы до упора.

Вариант Б. Большим пальцем делать колечки, соединяя его поочерёдно с мизинцем, указательным, средним и безымянным пальцами. После каждого такого колечка пальцы возвращаются в исходное положение – отводятся до упора с мышечным усилием.

Дозировка: повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Красим балку»

Исходное положение: ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу. Концы карандаша находятся между основаниями мизинцев обеих рук. Над горизонтально расположенным карандашом сделать устойчивую «крышу» указательным, средним и безымянным пальцами.

Содержание упражнения: на счёт раз большие пальцы отвести в стороны до упора. На счёт два одновременно подушечками обоих пальцев достать «под крышей балку» (карандаш) и «покрасить» её, сделав соответствующие движения.

Дозировка: повторить упражнение от 2 до 5 раз, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Пальчиковая гимнастика с катушкой.

Упражнение «Самомассаж ладоней»

Делается с внешней и внутренней стороны в различных направлениях:

а) катушкой между ладонями в медленном и быстром темпе;

б) катушкой по внешней (внутренней) поверхности ладони, лежащей на столе.

Упражнение «Закрой дырочку»

Исходное положение: катушка стоит на столе.

Содержание упражнения: закрывать с силой дырочку на торце катушки подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинцем по очереди.

Дозировка: произвольная.

Упражнение «Перевёртыши»

Исходное положение: катушка стоит на столе. Надо удерживать её между указательным и средним пальцами одной руки.

Содержание упражнения: приподнять катушку над столом, повернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

Дозировка: произвольная. После серии движений поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Упражнение «Штанга»

Исходное положение: ладонь с разведёнными в стороны пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка.

Содержание упражнения: поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижать к поверхности стола.

Дозировка: повторить подъём «штанги» (катушки) 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Упражнение «Прижми к ладошке»

Исходное положение: катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Три остальных пальца находятся над катушкой в свободном положении.

Содержание упражнения: по команде взрослого прижать катушку к ладони. Затем, тоже по команде, выдвинуть её вперёд как можно дальше.

 Дозировка: повторить 5-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Упражнение «Иди сюда»

Исходное положение: ладонь опирается ребром на поверхность стола. Катушка удерживается за диски средним и указательным пальцами одной руки. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть. Приподнять кисть над столом.

Содержание упражнения: по команде взрослого отвести пальцы с катушкой вправо как можно дальше, затем влево, словно помахивая, подзывая кого-то.

Дозировка: повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить катушку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Полёт в сторону»

Исходное положение: катушка стоит на столе. Справа от неё кисть ребёнка пальцами вперёд ладонью вниз. Большой палец – около катушки.

Содержание упражнения: опираясь на большой палец и прилагая мышечное усилие, совершить «полёт» остальными четырьмя сближенными пальцами над катушкой как можно дальше влево, после чего вернуться в исходное положение.

Дозировка: повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить катушку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Упражнение «Рыбка ныряет»

Исходное положение: катушка удерживается ребёнком перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим и средним пальцами одной руки. Мизинец и безымянный палец прижимаются к ладошке ребёнка. Указательный палец превращается в «ныряющую рыбку».

Содержание упражнения: сначала «рыбка» (указательный палец) «отдыхает» на перекладине катушки. По команде взрослого палец-«рыбка» «ныряет» под катушку, а затем, тоже по команде, «выныривает».

Дозировка: повторить 5-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть, расслабляя мышцы.

Упражнение «Подъёмный кран»

Исходное положение: катушка лежит на столе. Средним и указательным пальцами одной руки захватить катушку по центру перекладины так, чтобы указательный палец был внизу, под катушкой, а средний – на её перекладине.

Содержание упражнения: поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, не меняя положения пальцев. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть.

Дозировка: повторить подъём 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть, расслабляя мышцы.

Упражнение «Лесенка»

Исходное положение: катушка стоит на столе.

Содержание упражнения: удерживая катушку с боков за торцы подушечками указательных пальцев, поднять катушку над столом, а затем опустить в исходное положение.

Продолжить поднимать катушку другими пальцами рук одновременно. Запястье опирается на стол. Движения пальцев напоминают подъём по лесенке.

Дозировка: произвольная.

Упражнение «Щелчки»

Исходное положение: одной рукой на столе устроить преграду на расстоянии 20-25 см от груди. С другого края положить катушку.

Содержание упражнения: по команде взрослого с силой сделать щелчок пальцами (большим и указательным) по катушке так, чтобы она докатилась до преграды, после чего возвратить катушку в исходное положение. Щелчки сделать всеми пальцами по очереди.

Дозировка: произвольная.

Упражнение «Колечки»

Исходное положение: ребёнок удерживает перед собой катушку за внешние стороны дисков в горизонтальном положении подушечками указательных пальцев, которые как бы проникают в отверстие катушки для устойчивости позы.

Содержание упражнения: большими пальцами, соединив их с указательными, сделать колечки. На этом взрослый и фиксирует внимание ребёнка. По команде разжать колечки, отводя на себя кончики больших пальцев до упора, распрямив и указательные пальцы. Катушка слегка выдвигается вперёд.

Дозировка: повторить 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть, расслабляя мышцы.

Упражнение «Ловкие руки»

Исходное положение: ребёнок удерживает катушку перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении подушечками указательных пальцев, которые как бы «проникают» в отверстие катушки для устойчивости позы.

Содержание упражнения: перехватить катушку кончиками больших пальцев и удержать её, вытянув указательные пальцы вперёд, а их кончики соединить. Затем перехватить катушку кончиками указательных пальцев, большие пальцы отвести на себя, приближая их к груди, и соединить кончики.

Дозировка: повторить 3-4 раза, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть, расслабляя мышцы.

Упражнение «Заведи мотор»

Исходное положение: ребёнок удерживает катушку перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении подушечками указательных и средних пальцев обеих рук. Кисти рук приближены друг к другу.

Содержание упражнения: вращать катушку вперёд пальцами, словно заводить мотор.

Дозировка: повторить 4-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Упражнение «Раз, два»

Исходное положение: ребёнок удерживает катушку перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении подушечками больших пальцев. Ладони сжаты в кулачки и приближены вплотную друг к другу.

Содержание упражнения: под счёт взрослого раз-два поднимать и опускать катушку большими пальцами, не выпуская её.

Дозировка: повторить до 6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Упражнение «Не отдам!»

Исходное положение: катушка стоит на столе. Захватить катушку за перекладину средним и указательным пальцами одной руки, ладонь которой обращена вверх, а кисть руки опирается на стол, пальцы вытянуты.

Содержание упражнения: сжать пальцы в кулак вместе с катушкой, словно не желая никому её отдавать. Разжать, возвращая катушку в исходное положение.

Дозировка: повторить 4-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Упражнение «Мельница»

Исходное положение: ребёнок удерживает катушку перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении подушечками больших пальцев.

Содержание упражнения: удерживая катушку, совершать вращательные движения всеми остальными пальцами вокруг друг друга.

Дозировка: произвольная.

Таким образом, комплексы пальчиковой гимнастики с карандашом и катушкой  позволяют:

  • повысить эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
  • ощутить полный объём мышечных движений, их силу и выносливость;
  • развить мыслительные процессы;
  • проводить занятия в игровой форме, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности;
  • подготовить руку к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...