«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.»
статья по развитию речи (средняя группа)

«Развиваем речь, играя!»

Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.

Каждый ребёнок –это личность, поэтому к детям мы относимся доброжелательно и уважительно.

Важной ролью в речевом развитии дошкольника играет развивающая предметно пространственная среда, которая способствует развитию речи через различные виды игры: речевые, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые и т.д.

Для этого было сделаны разные практические материалы для развития речи, а именно: пособие и альбомы для проведения артикуляционных упражнений, картотека пальчиковых игр на развитие речи, тематические альбомы, материал для речевого дыхания, а именно (плавающие рыбки, снежинки, капельки),игры на формирования грамматического строя речи, такие как: «Кто где спрятался?», «Найди Мишутку», «Угадай чего не стало?» и т.д.; мнемокарточки, дидактические игрушки для описания, рекламные буклеты, игрушки, автомобили и пр., всё это для развития связной речи, а также чтение художественной литературы.

Ну и конечно же самая главная деятельность в детском саду, это игра! Игра доступна и понятна для детей, в игре ребенок развивается, познает окружающий мир, развивает контакт с детьми, учит договариваться друг с другом, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, через все это и происходит речевое развитие ребенка.

В процессе работы был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: различные пособия для проведения артикуляционной гимнастики и упражнений, разнообразные тематические альбомы, различные комплексы пальчиковых игр, игр для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя, пособия для развития связной речи, фонематического слуха, сюжетно ролевой игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем речь, играя!»

Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.

Каждый ребёнок –это личность, поэтому к детям мы относимся доброжелательно и уважительно.

Важной ролью в речевом развитии дошкольника играет развивающая предметно пространственная среда, которая способствует развитию речи через различные виды игры: речевые, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые и т.д.

Для этого было сделаны разные практические материалы для развития речи, а именно: пособие и альбомы для проведения артикуляционных упражнений, картотека пальчиковых игр на развитие речи, тематические альбомы, материал для речевого дыхания, а именно (плавающие рыбки, снежинки, капельки),игры на формирования грамматического строя речи, такие как: «Кто где спрятался?», «Найди Мишутку», «Угадай чего не стало?» и т.д.; мнемокарточки, дидактические игрушки для описания, рекламные буклеты, игрушки, автомобили и пр., всё это для развития связной речи, а также чтение художественной литературы.

Ну и конечно же самая главная деятельность в детском саду, это игра! Игра доступна и понятна для детей, в игре ребенок развивается, познает окружающий мир, развивает контакт с детьми, учит договариваться друг с другом, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, через все это и происходит речевое развитие ребенка.

В процессе работы был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: различные пособия для проведения артикуляционной гимнастики и упражнений, разнообразные тематические альбомы, различные комплексы пальчиковых игр, игр для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя, пособия для развития связной речи, фонематического слуха, сюжетно ролевой игры.

Все это помогает детям: упражнения и игры совершенствуют речевые навыки и  повышают умственную и эмоциональную активность, способствуют развитию психических процессов.

Мы с детьми и родителями учим скороговорки и стихи, стараемся как много больше читать сказок, а потом отвечаем на вопросы, связанные с их содержанием. Главную роль играет речь воспитателя с детьми и его умение разговаривать. Речь педагога должна быть четкой, неторопливой и выразительной.

В младшем возрасте педагог подводит  детей к пониманию вопроса и ответа на него. Бывает такое, что ребёнок почему то молчит, начинается пауза, нужно помочь ответить на вопрос, повторить его ещё раз с детьми, а через какое то время опять задать этот же вопрос малышу. Ведь только правильно поставленный вопрос помогает ребенку размышлять и приходить к нужным выводам. Дети запоминают многие фразы из художественной литературы, выражения, обороты речи, дети обогащают свою речь и она становится интересной и выразительной. После ответов на вопросы детям предлагается «показать» сказку в игре-драматизации.

В вечернее время наблюдается, что после прочтения сказок и наводящих вопросов в сюжетно-ролевых играх отражаются сюжеты и персонажи, заинтересовавшиеся дети пропускают через себя знакомых героев. У детей начинает пропадать «зажатость» и они преодолевают свои страхи. Так как в игре мы познаем образы и пропускаем их через свой внутренний мир.

Знакомясь с разными иллюстрациями к художественным произведениям, обращаем внимание детей на характер изображения и персонажей, описываем их внешние данные (у мышки длинный хвостик, лягушка маленькая, а медведь большой). Делая анализ содержания дети вспоминают и повторяют известные слова сказки ( кто-кто в теремочке живет)

В работе с детьми мы стараемся использовать различные дидактические игры, ведь именно они могут включать в себя решение большинства задач речевого развития. Дидактические игры берут на себя изменения и образование слов, тренируют и закрепляют словарь, развивают объяснительную речь составление высказываний.

Игры с детьми можно использовать в любое время, в утренние часы приема, на занятиях, в вечернее время, и в свободной деятельности. Дидактическая игра хорошо стимулирует умственную и коммуникативную деятельность детей. Укрепляет знания и умения, применить их в практике, придает самостоятельности в деятельности. Такие игры как «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. развивает умение детей рассуждать и беседовать.

Дидактическая игра  приучает к самостоятельности в работе, а также закрепляет навыки и знания дошкольников. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Угадай, чей голос, повтори…», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. Учимся рассуждать, беседовать.

 Очень хороши для развития речи словесные игры:

Они  развивают мышление ребёнка.

Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.

Дети рассуждают, делают свои выводы, комментируют, учатся замечать логические ошибки Дети учатся высказывать свои рассуждения, делать выводы, замечать логические ошибки . Эти игры развивают чувства юмора, повышают настроения и вызывают весёлый смех.

Не малую роль в развитии речи детей играют  пальчиковые игры. Проводим их во время занятий, и в свободное  детей время, по подгруппам, индивидуально или все вместе. «Мы капустку рубим, рубим», «Маша варежку надела», «Рыбка плавает в водице» и многие другие.

Театр – так же является одним их эффективных приемов развития речи детей. Детки любят перевоплощаться из слушателей в героев  с разными характерами, движениями, речевыми интонациями.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. В своей группе с детьми инсценировали сказки: «Репка», «Курочка ряба». «Теремок».

  В заключение скажу о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и воспитателей к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

МБДОУ № 21 детский сад «Теремок» г.Павлово

Воспитатель группы: Чапурина Екатерина Дмитриевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование диалогической речи дошкольников посредством русского народного фольклора"

Данный материал рекомендован воспитателям детского сада разновозрастных групп. Данная работа направлена на формирование диалогической речи дошкольников....

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредствам русского народного фольклора»

Индивидуальный план  по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредствам русского народного фольклора» на 2013-2017 гг...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине&helli...

Статья: «Развитие речи у дошкольников посредством русской народной сказки». Выполнила воспитатель группы №8 ГБДОУ № 15 Письменная Л.В.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка.Сказочно- фольклорный мир представляет собой систему, оптимальную для восприятия пониман...

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора...