Рекомендации учителя-логопеда родителям
консультация по развитию речи

Рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

У Вашего ребенка имеются речевые нарушения, и Вы ожидаете зачисления ребенка в логопедический пункт МБДОУ? Тогда это информация для Вас будет полезной.

1. Причины речевых нарушений:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)  - объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
  • наследственные факторы (поздно начинают говорить);
  • снижение слуха;
  • неправильное строение речевого аппарата: короткая уздечка языка (подъязычной связки), неправильное строение челюстей и зубов.

Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребенка: ранний переход на искусственное питание, соска – пустышка, недостаточное жевание, разрастание аденоидов, сосание пальца;

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

2. Виды речевых нарушений:

У одних детей возрастные замены и искажения звуков, т.е. дислалия. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляционная база или неправильно сформировались артикуляционные позиции. При этом речевом диагнозе нет серьёзных органических поражений центральной нервной системы.

А другие дети имеют речевой диагноз дизартрия. Попытаюсь объяснить, что лежит в основе этого диагноза. Чтобы появилась речь, нужны пути, связывающие речевые центры коры головного мозга с артикуляционными органами (голосовыми связками, губами, языком, нёбом, лицевой мускулатурой). Если какие-то из этих путей разрушены (а именно так и бывает при дизартрии), связь между центром и периферией отсутствует. Сигналы не поступают, следовательно, - речевой аппарат не работает.

Основные жалобы при дизартрии невнятная невыразительная речь, искажение звуков. Дети изолированно звуки могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют  и недостаточно различают их.

Все дети, чья симптоматика соответствует дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для назначения лечения, так как при дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие, логопедическую работу.

Хорошим фоном для логопедических занятий послужит: общий массаж, медикаментозная терапия, лечебная физкультура и бассейн, а также физиопроцедуры (электрофорез, УВЧ терапия, лазер). На всё это следует получить направления и рецепты у педиатра и невропатолога.

3. Рекомендации родителям на лето:

Чтобы лето не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям, предлагаю вам потренировать дыхание и мелкую моторику.

Особенности дыхания у детей с речевыми нарушениями:

  • выдох укороченный, прерывистый, ускоренный
  • воздушная струя слабая, короткая, рассеянная
  • назальный выдох, когда значительная часть воздуха в процессе речи попадает в носовую полость

В работе над звукопроизношением одно из основных направлений - выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, правильно произносить те или иные звуки.

Что можете вы делать вместе с ребенком:

Пускать мыльные пузыри через соломинку.

Надувать воздушные шарики.

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.

Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять.

Играть на музыкальных игрушках.

Дуть на детские султанчики.

Дуть на свечу.

Или выполнить упражнения дыхательной гимнастики (например):

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики: проветренное помещение, желательно выполнять натощак, свободная одежда, следит за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Мелкая моторика.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи).

Вам кажется, что ребёнок ленится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, заправлять рубашку? Вовсе нет! Просто его пальчикам трудно справиться с этой работой: мышцы рук не слушаются (они либо излишне напряжены, либо расслаблены).

Научить ребенка за лето:

Собирать и перебирать ягоды;

Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

Играть с глиной и мокрым песком;

Играть с мячиками;

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Перебирать крупу;

Играть с пальчиками (народные игры);

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Завинчивать гайки;

Плести из бисера;

Лепит из пластилина, теста;

Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки):

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Часто бывает так, что мышцы языка ребёнка недостаточно подвижны, слабоваты или, наоборот чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел правильного звукопроизношения мы не дождемся. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).

Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...

Рекомендации учителя - логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей 5-6 лет

В материале предложены игры по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей дошкольников с нарушениями зрения и речевыми проблемами.

Для лучшего усвоения лексико-грамматических категорий при изучении любой лексической темы постарайтесь осуществлять с помощью организации разнообразных занятий это:обсуждение данного предмета, лепка, ...

Рекомендации учителя - логопеда для родителей на летний период

Рекомендации родителям для занятий с детьми на летний период...