Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста как результат взаимодействия специалистов с родителями
консультация по развитию речи

В консультации обоснована важность взаимодействия родителей со специалистами при коррекции нарушений речи воспитанников, даны рекомендации для повышения эффективности данного взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Эффективность работы по коррекции нарушений речи

детей дошкольного возраста

как результат взаимодействия специалистов с родителями»

Не секрет, что за последние годы резко возрос процент детей с речевыми нарушениями. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Та атмосфера, которую создают сознательно, а большей частью и бессознательно взрослые в семье, первостепенно определяет уровень развития ребенка, ведь семья – это то естественное пространство (речевое, воспитательноеразвивающее, которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.

Как известно, своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В связи с этим, остро встает вопрос о необходимости коррекционной работы при речевых нарушениях у детей, таких как общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико- фонематического недоразвитие (ФФН).

В дошкольном учреждении специалистами выявляются дети, нуждающиеся в эффективной и скоростной коррекции преодоления нарушения речи. При этом, они должны справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка.

Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи очень велика. Не стоит возлагать все ожидания и надежды на исправление речевых недостатков ребенка только на логопеда. Активное участие родителей в коррекционном процессе во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями, зависит результат коррекционной работы. Только в совместной работе ДОУ и родителей можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у детей и в устранении причин трудностей в обучении.

Тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. Таким образом, можно сказать так: успех коррекционной работы с ребенком на 50% зависит от специалистов и на 50%- от родителей.

С целью взаимодействия с семьей по коррекции речевых нарушений детей, специалистами дошкольного учреждения проводятся различные мероприятия. Это консультирование и анкетирование родителей, проведение мастер- классов по речевому развитию детей, выступления на родительских собраниях, Дни открытых дверей. Все эти мероприятия несут просветительский характер, они призваны помочь родителям разобраться в трудностях речевого развития детей.

Индивидуальной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних рекомендаций. Она служит не только накопителем всевозможных игр и упражнений по речевому развитию, но и «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, высказать любое сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

Выполняя рекомендации по домашней тетради, родители продолжают коррекционное воздействие на речевые недостатки ребенка, начатое логопедом. Для детей с ОНР даются задания на коррекцию всех разделов речевой системы. Приведем некоторые правила их выполнения:

1. Выполняйте домашние рекомендации логопеда в спокойной обстановке. Найдите свободные 20 минут времени, расположитесь за столом и установите доброжелательное отношение с ребенком.

2. Задания по развитию артикуляционной моторики ребенка нужно выполнять перед зеркалом.

3. Задания на автоматизацию поставленного звука выполняйте отраженно- то есть так: сначала взрослый проговаривает слог (слово, предложение, затем ребенок повторяет. Следите за правильным произношением отрабатываемого звука.

4. Задания на развитие лексики и грамматического строя речи выполняются в виде игры («Один- много»«Назови ласково»«Скажи наоборот» и т. д.). Читайте ребенку задание и побуждайте его самостоятельно выполнять его.

5. Выполняя задания по развитию связной речи (составление рассказов, пересказ) соблюдайте последовательность повествования. Не торопите ребенка, предоставьте ему возможность осуществить мыслительные усилия, напрячь свою память.

6. Задания на развитие фонематических процессов носят обучающий характер, это подготовка к обучению грамоте. Если ребенку сложно выполнить задание, старайтесь помочь ему наводящими вопросами, подводите его к правильному решению. Но не стоит сразу же давать готовый ответ!

7. В том случае, если у ребенка что- то не получается, не ругайте его. Войдите в его положение, ободрите и поддержите! Ведь для малыша с нарушением речи- это нелегкий труд.

Обобщая вышесказанное, становится очевидным, насколько важно содружество детского сада и семьи. Каждая форма взаимодействия специалиста с родителями по-своему приносит «плоды» в коррекционной работе. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями. Мы стараемся работать так, чтобы родители понимали : педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".

В настоящее время родители уделяют мало  внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

Опыт построения интеграционного воздействия  учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководитееля при коррекции речевых нрушений в группе детей с кратковременным пребыванием....

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

В статье рассматривается опыт  интегрированного коррекционного воздействия при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на базе группы кратковременного пребывания при Центре ди...

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Опыт работы "Эффективное обучение дошкольников в результате взаимодействия специалистов в образовательном пространстве ДОУ"

Представлен опыт работы взаимодействия специалистов ДОУ - инструктора по ФК и музыкального руководителя...

Тема: Формирование основ духовно-нравственного воспитания и результат развития детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии специалистов ДОУ.

ull;Духовно-нравственное воспитание в детском саду – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения...