Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи

Белявская Анастасия Викторовна

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pervaya_rybka.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83

комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

                                 

ФИО: Белявская Анастасия Викторовна

Должность: Воспитатель

Санкт-Петербург

Цель: формирование умения детей пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;
  • формировать умение оценивать словосочетания по смыслу.

Развивающие:

  • развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать;
  • развивать творческое воображение.

Воспитывающие:

  • воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;
  • воспитывать дисциплинированность, умение слушать других.

Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», слова к словарной работе.

Ход

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка?

Дети: Это ловля рыбы на удочку.

Воспитатель: Верно. Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».

Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова (объяснить значения слов): уха (суп из рыбы), вокруг (около, возле, рядом), нахваливать (много хвалить), ершище (большая рыба), навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Первая рыбка

Е. А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы к тексту:

Почему этот текст называется «рассказ»?

Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

О чем говорится в этом рассказе?

Воспитатель: В какой семье жил Юра?

Дети: Юра жил в большой и дружной семье.

Воспитатель: Куда отправилась Юрина семья?

Дети: Рыбу ловить и уху варить.

Воспитатель: Как иначе можно сказать об этом?

Дети: На рыбалку, на рыбную ловлю.

Воспитатель: Сколько рыбы поймал Юра? Какими словами назван в рассказе Юрин улов?

Дети: Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка

Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?

Дети: Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.

Воспитатель: Чему радовался Юра?

А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.

Координация речи с движением «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.

Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу.

Дети: Маленький, малюсенький.

Воспитатель: Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

Воспитатель: Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя?

Дети: Нет, потому что слово «ершик» обозначает, что ерш маленький.

А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Дети: Нет, слово «ершище» обозначает, что ерш огромный.

Воспитатель: Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным? А что бывает большущим?

Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать рыбу, которую вы представили, когда слушали этот рассказ.

Дети рисуют рыб, в конце проводится анализ детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)

В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""

На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.

Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному  ...

НОД Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада....

Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"

Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...