Консультация для родителей: «Развитие речи дошкольников и детей с «ОВЗ».
консультация по развитию речи

Шеховцова Екатерина Юрьевна

Консультация для родителей:

«Развитие речи дошкольников и детей с «ОВЗ».

 

«Мама и папа – самые родные

и самые профессиональные

педагоги и ученые»

 

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, и семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями мы можем что-то решить. Речь идет о развитии одного из важнейших познавательных процессов. В последнее время наметилась отрицательная тенденция к увеличению роста нарушений, что требует особого подхода, а именно взаимодействию всех участников педагогического процесса. Причины: родовспоможение, гипоксии, асфиксии, а главное - дефицит речевого общения.

К сожалению, родители все очень заняты и недостаточно уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому к 7 годам могут у ребёнка возникнуть проблемы: не умеют строить предложения, а если строят, то не знают, как их соединить, бедный словарный запас, не умеют правильно поставить вопрос, дать развёрнутый ответ, построить диалог. Большое значение по развитию речи имеет обогащение словаря на основе знаний о природе.

О чем говорите с детьми, выходя из детского сада?

Какая погода?

Во что одеты?

Какое время года?

Конечно, читать. И обязательно беседа по содержанию.

Озвучьте сказку, какие звуки могли бы быть (звучание ветра, звук капели?)

Изобразить прочитанное, когда ребёнку наскучит чтение. Отступайте от произведения. Пусть ребёнок додумает, расширяет словарный запас, стимулирует воображение.

А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речь детей.

Задавайте ребенку разные вопросы с использованием вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Задавайте ребенку наводящие слова: "Как ты думаешь… ", "А как бы ты поступил…". Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать.

В «вопросы-ответы» можно играть во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественного произведения, наблюдения во время прогулки и т.д. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию

Очень важно, чтобы в речи ребенка появились слова: "потому что", "который", "сколько", "чтобы", "если…, то", "оттого", "из-за", "куда", "хотя" "кому", "кого", "почему", "как", "зачем", "в чем" и т.п. 
Необходимо не только часто и много говорить с ребенком, но и просить его рассказывать, задавать вопросы другим людям и отвечать на них. 

«Зачем и почему»

Задавайте ребенку вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, на принятие решений и планирование своих действий.

Зачем нужно учиться в школе?

Почему пограничник должен иметь хорошее зрение и слух?

Зачем спортсмену нужно быть сильным и выносливым?

Зачем продукты ставят в холодильник?

Для чего слону хобот? и другие вопросы.

«Назови причину»

Взрослый читает предложение по выбору, ребенок заканчивает его.

Кошка сидела возле своей миски и жалобно мяукала, потому что …

Все звери в лесу попрятались, потому что …

Мама начала наводить порядок в квартире, потому что …

и другие.

«Отгадай загадку»

Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Когда ребенок отгадает загадку, предложите ему объяснить, почему он так думает. 
Если ребенок не догадался об ответе, используйте наводящие вопросы. Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

​  Упражнения, направленные

на обогащение словарного запаса ребенка.

Бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Необходимо насыщать речь ребенка прилагательными, глаголами, наречиями, союзами, причастиями.

«Закончи предложение»

Взрослый говорит начало предложения по своему выбору, ребенок заканчивает его.

У белки в лесу дупло, а у лошади …

Волк сам добывает себе пищу, а коза …

Жираф – дикое животное, а баран …

Дикие животные не нуждаются в помощи человека, а домашние …

Игры и упражнения, направленные на развитие умения классифицировать, сравнивать, обобщать.

«Четвертый лишнтй»

Сыр, кефир, лимонад, творог.

Картофель, свекла, лимон, баклажан.

Одуванчик, астра, роза, клен.

Троллейбус, трамвай, автобус, поезд.

«Слова-родственники»

Лес (лесной, лесок, лесочек, лесовичок…)

Дом (домашний, домик, домовой, домище …)

Произнесение поговорок, чистоговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не- достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением.

 Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте.

Все специалисты заявляют, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем, поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Кроме того, пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но их прелесть еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на игру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников в игре»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14374004","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]Усвоение знаний детьми происходит значительно быст...

консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно  стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впеч...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Уважаемые родители!Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложен...

Консультация для родителей:"Развитие связной речи дошкольников"

Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлени...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»

Консультация для  родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»...

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников: учимся играя"

Данный материал поможет родителям дошкольников при помощи игр легко и нескучно обогатить словарь ребенка, а также научить малыша грамотному и связному построению рассказа....

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Консультация для родителей«Развитие связной речи дошкольников»...