Речевые игры в ДОУ
консультация по развитию речи

Метс Анна Яновна

Примеры речевых игр на занятиях в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx568.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пример

Как учить детей выделять признаки предметов и явлений

Воспитатель рассказывает детям историю про кораблик, который не мог плыть.

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим корабликам поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело солнышко воду, стала вода теплая, а кораблики все равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе звезды. Стали капитаны их просить: «Звездочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звезды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали и его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

– Ребятки, что нужно, чтобы кораблики поплыли?

– Ветер.

– Что ветер делает?

– Дует.

– Давайте опустим кораблики в таз с водой и подуем на них, чтобы они поплыли. (опускают, дуют).

– Поплыли? (поплыли).

 

Основные приемы – вопросы и указания воспитателя. Они помогают детям последовательно сравнивать предметы, видеть значимые особенности предметов, четко формулировать ответ и подбирать нужное слово.

 

Пример

Какие вопросы о предмете можно задавать детям

Используйте вопросы как план-инструкцию, когда дети осматривают и сравнивают предметы:

– Что это? Какого цвета предмет? Какой он по величине? По форме? Из каких частей состоит предмет? Для чего он нужен?

 

Занятие-беседа по игрушкам. На этих занятиях сравнивают и описывают предметы. Для бесед выбирайте игрушки животных, не более 3–4 штук. Вначале внимание детей привлекайте к тому, что они уже знают. Затем рассматривайте и обсуждайте незнакомое. Например, у лошади есть грива, копыта. Привлекайте детский опыт: где видели это животное, что читали или слышали о нем. В процессе беседы используйте загадки, песенки, стихи.

 

Пример

Как можно провести занятие-беседу по игрушкам

Воспитатель:

– Посмотрите, что я вам принесла! Это волшебная корзинка. А что же в ней? Послушайте моё стихотворение:

Из цветной пушистой байки

Малышам игрушки шьём –

Куклы, мячики и зайки

Их всё больше с каждым днём.

Дети:

– Игрушки.

Воспитатель:

– Правильно – это игрушки. Корзинка у нас волшебная, поэтому игрушки умеют разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят.  (Воспитатель берёт мяч).

Воспитатель:

– Эта игрушка говорит: «Нас купили в магазине и принесли в детский сад. А что мы будем здесь делать, мы не знаем». Ребята, давайте поможем игрушкам узнать для чего их купили в магазине.

Вопросы к детям:

1.Что у тебя в руках?

2. Как можно играть с этой игрушкой?

3. Для кого нужны игрушки?

4. Словесная игра «Назови ласково».

 

Занятие «Опиши игрушку и составь загадку по ней». Описывают игрушки в форме игр. Перед тем как составить загадку, рассмотрите с детьми игрушки, выделите характерные признаки, затем загадайте в качестве образца загадку об одной из них. Предложите детям придумать свои загадки. Если детям трудно, прибегайте к наводящим вопросам. Используйте авторские, народные и придуманные вами загадки.

 

Пример

Какие игры с загадками можно использовать на занятиях

Игра «Буратино, угадай мою игрушку»

Буратино: «Вы, ребята, будете рассказывать всё, что знаете об игрушке, но не называйте её, а я спрячусь и постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь».

(Буратино исчезает.)

Воспитатель: «Ребята, поиграем с Буратино? А можно мне, ребята, первой загадать загадку об игрушке: Это деревянная игрушка. Она веселая, яркая. У нее радостное лицо. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Тоже нарядные и веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку».

(Буратино думает, отвечает.)

Дети по очереди подходят к столу и выбирают игрушку, дают ее словесное описание. Буратино угадывает и получает игрушку. Если ребенку трудно, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова.

Буратино: «А я тоже подготовил для вас загадку. Отгадаете?

«Это пластмассовая игрушка, она похожа на человека, у нее есть голова, туловище, руки, ноги. Эта игрушка очень красивая, у нее красивые глаза, длинная коса, красивый сарафан. С ней можно играть в дочки - матери, баюкать, кормить. Кто это?»

Дети: «Кукла».

Буратино: «Молодцы! Вот она!»

 

Занятие с картиной. Картины помогают детям закрепить и активизировать словарь. Дети пятого года жизни могут дать более разнообразную характеристику картины. Учите их описывать картину, классифицировать картинки по родам и видам, понимать общий смысл картины (о чем картина?).

 

Пример

Как провести занятие с картиной

Воспитатель проводит занятие по сюжетной картине «Неожиданные гости».

Воспитатель: «К нам в гости пришла картина, посмотрите на неё. Поиграем в игру «Кто больше назовет объектов». Возьмите в руки имитируемые бинокли и назовите объекты, которые вы увидите на картине. Посмотрим, кто из вас самый внимательный». Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.

Дети: «Щенок, котенок, который спит на одеяле, на косточке, котенок, который уснул в миске, конура, травка, листья».

Воспитатель: «К нам пришел Волшебник Объединялка и начал все объединять. Какие объекты он объединил и почему?»

Дети: «Щенка объединил с будкой, потому что он за ней стоит».

Воспитатель: «Сегодня к нам в гости пришел Волшебник «Я слышу». Предлагаю вам закрыть глаза и переместиться в картину. Сидите тихо-тихо и послушайте, что слышно, что происходит в картине?»

Дети: «Мы слышим, как щеночек лает».

Воспитатель: «А сейчас у нас в гостях Волшебник «Я трогаю». Потрогайте объекты картины, что вы чувствуете на ощупь?»

Дети: «Мы чувствуем на ощупь, какой щеночек мягкий, пушистый и гладкий. Мы чувствуем, что котята мягкие, пушистые, тепленькие, маленькие».

 

Пример

Какие дидактические игры применять воспитателю

1. Игра «Угадай, что спрятали». На столе перед ребёнком лежат карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

2. Игра «Посмотри и запомни». На столе раскладывают предметы. Вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

3. Игра «Чудесный мешочек». Для игры нужен тканевый мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещают разные по форме и фактуре предметы. Детям предлагают определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также воспитатель может спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана.

4. Игра «Угадай, что изменилось». В ходе игры взрослый ставит ребенка на видном месте, а вокруг него располагает игрушки. Ребенок должен запомнить, где от него находятся игрушки. Например, впереди-белка, сзади-волк, справа - лиса, слева – медведь. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет две игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось.

 

Пример

Как использовать метод работы над смысловой стороной слова

Воспитатель показывает картинки, дети дают им описание: автобус большой, светлый, синий; дом высокий, большой, кирпичный. Тренируют использовать глаголы: дети бегают, играют, рисуют; петух кукарекает, поет, котенок лакает, мяукает, царапает. Тренируют использовать антонимы: холодный – теплый, чистый – грязный, веселый – грустный, синонимы: водитель, шофер; веселый, радостный; бояться – трусить

Пример

Какие задания помогут сформировать родовые понятия и научат обобщать

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Чтобы справиться с этой игрой, дети должны знать название инструмента и его назначение для человека определенной профессии.

На интерактивную доску можно вывести предметные картинки с изображением инструментов. Воспитатель спрашивает у детей: «Кому и для чего нужен этот предмет?». Дети отвечают на вопросы воспитателя и обсуждают, кому и в каких ситуациях пригодится тот или иной инструмент.

Пример

Какие игры закрепляют умение употреблять названия предметов и их признаков и классифицировать предметы

1. Игры, которые закрепляют умение употреблять названия предметов и их признаков

Игра «Дорисуй голыша». Игра активизирует слова, которые обозначают части тела. 

Дети рассматривают недорисованное лицо человека и думают, что нужно еще дорисовать. При этом они называют недостающие части: брови, нос, переносица, ресницы, веки, пальцы. Воспитатель дорисовывает на доске, а затем дети делают то же самое на своих незаконченных рисунках. Воспитатель сопровождает задание загадками:

«Вокруг озера камыши растут» (ресницы);

«Один говорит, двое глядят, двое слушают» (рот, глаза, уши);

«Всегда во рту, а не проглотишь» (язык).

Игра «Назови, какой». Игра активизирует словарный запас. 

Дети рассматривают картину, воспитатель называет предмет на ней. К названному предмету дети подбирают определения. Например, шарф – теплый, легкий, длинный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый.

2. Упражнения, которые закрепляют умение классифицировать предметы и обобщать их.

Можно использовать разные задания на классификацию.

Вариант 1: дети классифицируют предметы и обозначают их словами по родовому и подродовому признакам. Например, транспорт – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины – сельскохозяйственные, бытовые, военные.

Вариант 2: дети исключают из заданной группы предметы и слова, которые не обладают общим признаком. Например, «Какие предметы лишние – стол, стул, диван, стакан, кровать, кресло, платье?»

Вариант 3: дети подбирают к слову, которое обозначает родовое понятие, слова с видовым значением. Например, «Какие фрукты растут в саду?», «Назовите перелетных птиц», «Какие продукты продают в продовольственном магазине?»

Вариант 4: дети подводят слова с видовым значением под родовое название. Например, «Туфли, сапоги, сандалии – это обувь»; «Берет, панама, шляпа – это головные уборы».

Вариант 5: дети обобщают предметы через противопоставление. Например, «Ласточка – это птица, а бабочка – …?»; «платье – это одежда, а туфли – …?»

Вариант 6: дети составляют словосочетания и предложения со словами, которые обозначают видовые и родовые понятия. Например, «На полке лежали игрушки: кукла, машинка, мишка и конструктор».

Пример

Какие упражнения давать детям, чтобы обучить рассказу по серии картин

«Что за чем»

Воспитатель: «Возьмите любую картинку из серии и переложите её ближе к себе. Затем назовите действия объекта, который изображен на этой картинке. Что было раньше – что будет потом?»

Картинки выстраиваются в логический ряд.

Воспитатель: «Возьми картинку, которая тебе больше нравится».

Ребёнок: «Я хочу взять эту картинку, где Коля едет с горки».

Воспитатель: «А что раньше делал Коля?»

Ребёнок: «Он взял санки, пришёл к горке».

Воспитатель: «Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки?»

Ребёнок: «Сначала Коля оделся, взял санки и пошёл на улицу».

Воспитатель: «Какая картинка будет последней?»

Ребёнок: «Коля съехал с горки и въехал в дерево, снег упал на Колю».

Воспитатель: «Теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, о чем наш рассказ».

Пример

Какие темы предложить детям для собственно творческих заданий

Тематика для творческих рассказов включает реалистические и сказочные сюжеты. Можно предложить дошкольникам следующие темы:

– «Забавные приключения рыжего котенка»; 

– «Как Зина потерялась в парке»; 

– «Как дети лепили снеговика»; 

– «Как добрая волшебница помирила друзей»; 

– «Как Свете подарили собаку»; 

– «Как зайчата стали учениками»; 

– «Как медвежонок учился плавать».

Пример

Какие игровые упражнения учат вычленять слова из потока речи

1. Игра «Кто это? Что это?». Учит называть словами живые и неживые предметы, формирует представление о понятиях «живой» - «неживой».

В начале игры воспитатель объясняет детям, что о живых предметах мы можем спросить «Кто это?», о неживых –  «Что это?». В ходе игры можно называть разные предметы или показывать их детям, а затем спрашивать «Кто это?» или «Что это?».

Можно использовать прием сравнения. Воспитатель приглашает девочку, рядом с ней ставит куклу и обращается к детям с вопросом: «Чем отличается Лена от куклы?». Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка.

В конце игры воспитатель делает вывод: все слова, которые обозначают неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, которые обозначают живые предметы, – на вопрос «кто?»

2. Игра «Назови слово». Учит различать слова, которые обозначают предмет, и слова, которые обозначают действие.

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки, на которых изображены предметы и действия. Например, стол, кошка, бегущий ребенок, сидящий человек, бабочка, и т. д.

Дети должны по очереди назвать те предметы, к которым можно поставить вопросы «кто это?», «что это?», «что делает?». За правильно выполненное задание ребенок получает картинку. В конце игры воспитатель подсчитывает количество картинок у каждого из детей.

Пример

Какие игровые упражнения учат понимать смысл слова

Упражнение 1. «Кто назовет больше качеств?».

Воспитатель дает тему: «Арбуз. Он какой?»

Дети называют как можно больше характеристик: большой, темно-зеленый со светло-зелеными полосами, сочный, с розовой или ярко-красной мякотью» и т. п. 

Упражнение 2. «Как сказать иначе?»

Воспитатель дает тему. Дети придумывают варианты, как можно сказать иначе:

«Снег идет. Снег... – (падает, летит, кружится)»

«Месяц зашел за тучку. Месяц...  – (закатился, спрятался за тучку)».

Упражнение 3. «Не так?»

Воспитатель называет предложение небылицу: «Судак – зверь, а енот – рыба?», «Клубника – дерево, береза – куст, сирень – ягода?»

Дети решают, правильно или нет. Говорят верный ответ.

Какие игры учат определять смысл предложения

Игра «Хор».

Дети изображают слова в предложении. Они произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение становится непонятным.

Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно. Восстанавливают предложение. Объясняют его смысл.

Какие игровые приемы можно применять в обучении

Можно провести игру «Распутай слова». Для нее нужны картинки на каждое из слов.

Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги. Ребенок ищет соответствующую картинку и называет слово правильно. Например, ба-со-ка – собака, по-са-ги – сапоги, фет-сал-ка – салфетка, мо-са-лёт – самолет, сын-ко-ка – косынка, бё-ре-нок – ребёнок, ра-ба-бан – барабан, ка-рел-та – тарелка и т. д.

Пример

Как провести упражнение на графическое изображение ударного слога

Воспитатель предлагает детям графическую схему слова с изображением ударения: «Дети, придумайте слово по схеме. Можно использовать картинки с изображением предметов и игрушек».

Например:

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=c211d6c4-5b8b-4b23-a2cf-77592882cbdb

Традицию «Я дарю тебе словечко» можно продолжать в детском саду. Например, каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Например, бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Пример

Как можно разбить детей на группы

К примеру, объедините в одну группу:

– тех, у кого есть сестра или брат;

– по времени года, на которое приходится день рождения;

– по количеству членов семьи;

– по названию улиц, где живут дети;

– по количеству слогов в имени;

– по наличию домашних питомцев;

– по цвету волос, глаз и др.

Расскажите дошкольникам, по какому принципу вы разбили их на группы, чтобы повысить их интерес к совместной работе.

Какие коллективные занятия можно предложить детям

К примеру, вы можете устроить занятия по темам «Построй свою улицу», «Любимые сказки», «Город будущего», «Симметричные рисунки». Пусть дети совместно обсуждают сюжеты своих творений, составляют план работы, выбирают необходимый материал и представляют сверстникам свое творчество.

Пример

Какую игру можно использовать в качестве разминки

Игра-активатор «Друг к дружке»

Ход игры: воспитатель говорит детям: «Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. Я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера. Итак, начали: Правая рука к правой руке! – Нос к носу! – Спина к спине! – Друг к дружке! – Бедро к бедру! – Ухо к уху! – Пятка к пятке! – Друг к дружке! – Носок к носку! – Живот к животу! – Лоб ко лбу! – Друг к дружке! – Бок к боку! – Колено к колену! – Мизинец к мизинцу! – Друг к дружке! – Затылок к затылку! – Локоть к локтю! – Кулак к кулаку! Молодцы!»

Как использовать упражнения на составление предложений по картинкам

Для этих упражнений используйте картинки двух видов. Во-первых, картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие. Во-вторых, картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия. По ним дети будут упражняться в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры.

Пример

По какой структуре детям составлять предложения на основе картинок

Картинки с субъектом и действием:

– субъект – действие (глагол): «Мальчик бежит. Самолет летит».

– субъект – действие (нерасчлененная группа сказуемого): «Дети сажают деревья. Девочка катается на велосипеде».

– субъект – действие – объект: «Девочка читает книгу».

– субъект – действие – объект – орудие действия: «Мальчик забивает гвоздь молотком».

Картинки с изображением персонажей и места действия:

– субъект – действие – место действия: «Ребята играют в песочнице. Мальчики катаются с горки на лыжах».

к применять план-схему при описании предметов

Допустим, вы взяли план-схему развернутого описания предметов из группы «Овощи – фрукты». Попросите детей:

1. Определить и назвать предмет, который обозначен на схеме.

2. Выделить отличительные признаки предмета: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, которые можно выявить при тактильном восприятии, место произрастания.

3. Назвать предназначение предмета и отнести его к соответствующей предметной группе.

Пример, что может получиться у ребенка: «Это яблоко. По форме оно круглое. Это яблоко красного цвета. На вкус оно сладкое, на ощупь – твердое, гладкое. Яблоки растут на яблоне, в саду. Их едят. Они полезны. Яблоко – это фрукт».

Пример

Как выглядит сюжетная схема рассказа

«В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат...) отправилась... (на дачу, рыбалку, в лес и т. д.).  Папа взял с собой...,  мама – ... . А я захватил с собой... . Мы ехали на / в...  (поезд, машина и др.). Там...  (где?) очень красиво. Рядом есть... (лес, озеро, река).  Мы ходили в / на...  за...  (Что было дальше?)...  Домой мы вернулись...  Мне очень понравилось на / в...».     

Пример

Как составить продолжение и окончание рассказа

С опорой на наглядный материал. Предложите детям картину, которая изображает кульминационный момент рассказа. Разберите персонажей, обстановку. Затем дважды прочитайте начало рассказа. Предложите несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с сюжетом.

Без опоры на наглядный материал. Чтобы дети могли составить окончание рассказа, прочтите его начало дважды. После этого один-два дошкольника пересказывают рассказ. Затем дайте задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов.

Пример

Как построить с детьми рассказ по теме «Таня заболела»

Используйте набор из трех-четырех игрушек-персонажей, например, девочка, мама, доктор, медицинская сестра. И нескольких предметов, например, два телефона, санитарная машина, кроватка, столик.

На составление рассказов отводите два занятия, в их структуру включите: 

– отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа; 

– характеристику персонажей: внешний облик, «общественную роль» и «профессиональные действия», описание предметов-атрибутов;

– определение темы рассказа; 

– образец рассказа или его начала; 

– составление рассказов с детьми по намеченному плану;

– анализ детских рассказов.

Пример

Как составить с детьми тематический рассказ по опорным словам

Попросите дошкольников назвать предметы на картинках и дать им характеристику. Затем предложите тему рассказа, которая поможет определиться с его событиями: «На рыбалке»; «Случай в лесу»; «Приключение на озере» и т. д.

Чтобы детям было проще справиться с заданием, применяйте краткий план из трех-четырех вопросов. К составлению плана привлекайте детей, например, с помощью вопросов: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что произошло во время рыбалки?», «Что мальчик принес домой?» Если у детей есть затруднения, дайте образец начала рассказа.

Модели, которые помогают детям освоить эпитеты, сравнения. Возьмем, к примеру, модель «Ладошка». Она нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах. На листе картона изображена ладошка. В центре ее помещается картинка с изображением героя картины, например, зайца. Дети подбирают слова, которые характеризуют героя, каждый пальчик – слово. Заяц – трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Как может выглядеть модель «Ладошка»

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=f328e3af-c784-41b1-bff0-9b26aa8334aa

 

Другой пример – модель «Солнышко». На листе картона изображается «солнышко». Каждый лучик – определенная характеристика героя (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Как может выглядеть модель «Солнышко»

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=1d08190f-d074-40b8-8f11-c303c9b0d542

Пример

Как может выглядеть модель для самоанализа и анализа детских рассказов

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=15c1c82d-3c81-4ab2-854f-63262b509146

С помощью картинок дети смогут ответить на вопросы:

1. Удалось ли сохранить структуру рассказа?

2. Громко или тихо прозвучал рассказ?

3. Присутствовали ли в рассказе эпитеты, сравнения, характеристики героев?

4. Рассказ звучал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было окружающим слушать рассказ?

Рисунок 7. Как выглядит модель в виде пирамиды из трех колец

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=1639d2b6-5a91-4fe3-b974-24d4ffb133ac

 

Ряд из трех геометрических фигур. Круг – это тезис, прямоугольник – доказательство, треугольник – вывод (рисунок 8).

 

Рисунок 8. Как выглядит модель из геометрических фигур

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=4838c371-0026-47a9-96c7-6313daa136f8

Как можно применять метод КРОКИРОВАНИЕ

Устройте игру «Цепочка слов». Называйте слова, и пусть дети делают для себя наброски, изображая услышанное слово. У них получится цепочка рисунков, и они легко вспомнят все слова, которые вы озвучили.

Вы можете усложнить игру. Например, предложите дошкольникам закрыть свои подсказки и вспомнить, что было нарисовано. А еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

Пример

Как применять метод ассоциативных цепочек

Воспитатель называет детям слова. Например: птичка, мяч, листок, котенок и т. д. С этими словами дети составляют рассказ-выдумку: «Птичка играет в мяч, мяч обмахивается листочком, листок укусил котенка и т. д.» Взрослому это кажется полной бессмыслицей, а дети каждое слово ассоциируют с каким-либо действием, местонахождением и т. д.

Пример

Как составить рисунок к плану рассказа

Воспитатель: «Мы будем рисовать медведя. Нарисуй круг. Это будет голова».

Ребенок: «Я рисую круг. Это голова медведя».

Воспитатель: «Какая голова у медведя? (Большая, лохматая) На следующей карточке нарисуй два маленьких кружочка. Это уши медведя».

Ребенок: «Я рисую уши» (Небольшие, закругленные)

Воспитатель: «Нарисуй большой овал. Это туловище».

Ребенок: «Я рисую туловище» (Огромное, неповоротливое, неуклюжее)

Воспитатель: «Нарисуй четыре вытянутых овала. Это лапы».

Ребенок: «Я рисую лапы» (Сильные, мощные, толстые)

Воспитатель: «Что у медведя на лапах?» (Когти)

Ребенок: «Я рисую острые когти».

Воспитатель: «Какими стали лапы? (Когтистыми) Нарисуй медведю глаза, рот, нос».

Ребенок: «Я рисую глаза, рот, нос».

Воспитатель: «Какая у медведя морда?» (У медведя вытянутая морда, маленькие глазки, клыкастая пасть)

В конце дети раскладывают нарисованные графические карточки и описывают животное по нарисованным моделям.

 

Пример

Как акцентировать внимание детей на упущенных деталях

Диалоги обозначайте стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе.

Слова-признаки, которые характеризуют персонажей, обозначайте знаком вопроса.

Если необходимо передать настроение героя, используйте пиктограммы. Выставляйте их при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на каком-то признаке или действии героя.

Метод «Моделирование маленькими человечками». Позволяет дошкольникам наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. 

 

Пример

Как использовать метод «Моделирование маленькими человечками»

Расскажите детям, что маленькие человечки по-разному живут в разных веществах. В твердых они крепко держатся за руки, в жидкостях стоят рядом друг с другом, в газообразных – бегают и прыгают, как видно на рисунке:

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=5c77ca23-2af1-4ca0-bb1f-d1bedeb8e281

Предложите детям поучаствовать в игре «Маленькие человечки».

Ход игры: дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит, например, «камень», и дети берутся за руки, «сок» – дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, «воздух» – дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами.

Далее дети могут устно поработать со специальными карточками, которые заранее подготовил педагог. Например:

1. Педагог показывает карточку с простыми геометрическими фигурами, и дети называют подходящие предметы. К примеру, что может быть круглым и твердым, квадратным и твердым.

2. В наборе карточек есть связанные между собой объекты, которые изображены в разных формах. Например, льдинка и капелька воды. Задача детей отобрать такие соответствующие карточки и проговорить, что это за объекты и как они связаны между собой (к примеру, льдинка имеет твердую форму, а капля воды – жидкую).

3. Детям нужно подобрать карточки к устным описаниям педагога: к примеру, аквариум с камнем в воде и аквариум с камнем без воды.

 

Метод фокальных объектов. Попросите детей совместить несовместимое. Для этого выберите несколько случайных объектов и попросите дошкольников назвать их признаки. Дальше пусть попробуют собрать из этих признаков новый объект (рисунок 3). Такое задание поможет развить не только речь, но и изобретательские способности дошкольников.

 

Рисунок 3. Как работает метод фокальных объектов

https://api.school.glavbukh.ru/api/v2/file_download?id=43d304de-3607-4dfb-9a71-13016b3cd8a6

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...