Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Гаус Елена Владимировна

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_s_triz.pptx616.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей дошкольного возраста от 4-7 лет. Составитель: воспитатель МКДОУ №10 Гаус Елена Владимировна 2019 год

Слайд 2

Ход игры . Например Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.. Игра « Объяснялки » (игра для детей с 4-х лет) Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Слайд 3

Игра «Паровоз» (для детей с 4х лет) Цель: развитие мышление, воображение, связной речи. Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза. Ход игры: Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т. д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Слайд 4

Игра на формирование умения выделять функции объекта «Что умеет делать» (для детей с 3-4 лет) Цель: на формирование умения выявлять функции объекта. Правила игры: Ведущий называет объект. Объект можно показать или загадать с помощью игры « Данетки » или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью . Ход: Ведущий : Что может слон? Дети : Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. Ведущий: Телевизор. Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. Ведущий: Что может мяч? Дети: прыгать, катиться, плавать, сдуться , потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. Ведущий: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку "Колобок". Как он может помочь Колобку? Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. Базис личностной культуры. Ведущий: Вежливый человек - это какой и что умеет делать? Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или о собаке, он может уступить место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. Ведущий: Еще Дети: Выручать из беды или трудного положения другого человека. Ведущий: Что может растение? Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться .

Слайд 5

Игра на формирование умения выделять функции объекта «Дразнилка» (для детей с 4 лет) Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка , - чк , - ще и др. Ход: Ведущий: Кошка. Дети: Мяукалка , бегалка , кусалище , мяучище , сонечка … Ведущий : Собака. Дети : Гавкалка , рычалка , кусалка , сторожилище .

Слайд 6

Игра на определение линии развития объекта «Чем был – тем стал» (для детей с 4 лет) Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … Ход: При уточнении понятия относительности размера. Ведущий : Это было маленьким, а стало большим. Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем. Ведущий : Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? Дети : Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Слайд 7

Игры на определение линии развития объекта «Раньше – позже» (для детей с 3-4 лет) Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход : НАПРИМЕР Ведущий: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Ведущий: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети : Ее не было, росли деревья. Ведущий : Правильно, а еще раньше? Дети : Росли маленькие ростки. Ведущий : А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Ведущий : А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Слайд 8

Игра на выявление подсистемных связей «Где живет?» (для детей с 4 лет) Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. (дети называют среду обитания живых объектов). Ход : например Ведущий : Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! Ведущий : Где живет медведь? Дети : В лесу, зоопарке. Ведущий: А еще? Дети: В мультиках, в книжках. Ведущий : Где живет собака? Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

Слайд 9

Игра на определение подсистемных связей объектов. «Что можно сказать о предмете, если там есть…» (для детей с 4 лет) Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. Ход : например Ведущий : Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками? Дети : Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах. Ведущий : Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»? Дети : Кошка, котенок.

Слайд 10

Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта. «Хорошо – плохо» (для детей с 4 лет) Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке. Ход: Ведущий : Лиса – это хорошо. Почему? Дети : Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Ведущий: Лиса – это плохо. Почему? Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Слайд 11

Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта . « Волшебный светофор» (для детей с 4 – 5 лет) Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа. Ход : например Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные». Ведущий : Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные). Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок). Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким. животным. Он живет в лесу. Ведущий: Поднимает красный кружок. Дети : У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка. Ведущий : Почему заяц меняет шубку зимой? Дети : Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка. Ведущий: поднимает желтый кружок. Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Слайд 12

Игра на сравнение систем «На что похоже» (для детей с 4 лет) Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Ведущий: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

Слайд 13

Игра на сравнение систем «Теремок» ( для детей с 4 лет) Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности. Ход: Похожести у объектов живого мира. Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет? Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе! Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка. Дети : И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова, 2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д. Различия у объектов живого мира Дети : Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Слайд 14

Игра «Да – нетка » на загаданное слово . (для детей с 4-5 лет) Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки . Ход: Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка). Объект Природный Рукотворный живой неживой Примечание: 1. Ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов. 2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей. 3. Загадываются объекты реального мира.

Слайд 15

Игра «Кто (что) это такое может быть?» (для детей с 4-х лет) Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары. Например: Что может быть и горячим и холодным (одновременно)? (утюг, чайник, плита, человек, самовар…) - и легким и тяжелым; - и длинным и коротким; - и гибким и твердым; - и гладким и шероховатым; - и мягким и твердым; - и острым и тупым.

Слайд 16

Игра «Гирлянда» (для детей с 3- 4 дет)) Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Ход: Например Ведущий предлагает стартовое слово. Например: ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета. Ведущий: Лягушка какая? Дети: Зеленая. От этого слова вновь ставится вопрос. Например: Зеленая кто (что)? Дети: Трава. Ведущий: Трава что делает? Дети: (растет) Ведущий: Растет что (кто)? Дети: (ребенок) Ведущий: Ребенок какой? Дети: (веселый) Ведущий: Веселый кто бывает? Дети: (клоун) Ведущий: Клоун что делает? Дети: (смеется) И т.д.

Слайд 17

Игра «Кто кем будет?» (для детей с 4 -5 лет) Цель: учить называть прошлое и будущее предмета. Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого: - кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д. При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например: Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Слайд 18

Игра «Бином фантазии» (для детей с 4-5 лет) Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения. Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у). Например: Подушка и крокодил подушка под крокодилом;  крокодил, прыгающий через подушку;  крокодил в подушке;  подушка, прыгающая через крокодила; Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).

Слайд 19

Игра «Создание лимерика» (для детей с 4х лет) Цель: учить детей подбирать рифму к заданному слову. Развивать фантазию, мышление. Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась. Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок) Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал) Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал) Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал) Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно . Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни. Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Слайд 20

Игра «Угадай, чьи следы, хвост, лапа, уши?». (для детей с 4х лет) Цель: образование притяжательных прилагательных Ход игры. Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят: • След медведя – медвежий след • След птицы – птичий след; • След зайца – заячий след • След волка – волчий след Аналогично про хвост, уши, лапы

Слайд 21

Составление сказки методом «Каталога» (для детей с 4- 5 лет) Цель: развивать мышление, связную речь. Алгоритм составления сказки. Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники. С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т. д.) Вопросы: • Жил-был... Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого? • Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? • Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою? • Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить? • Что стали делать? По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации.

Слайд 22

Игра «Что было бы, если бы …» «Причина – следствие». (для детей с 4- 5 лет) Цель: развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь. Ход игры. Воспитатель предлагает детям некоторые ситуации и предлагает пофантазировать и высказать свои предположения. Ситуации: - Что было бы, если бы дома умели летать. -Если бы солнце стало синим. - Если бы дельфины умели бы разговаривать. - Если бы исчезли все сказки.

Слайд 23

Игра «Неумейка» (для детей с 4х лет) Цель: учить детей определять выполняемые функции предмета. Развивать умение составлять распространенные предложения. Ход игры. Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит. д.

Слайд 24

Игра «Узнай меня » (для детей с 4-5 лет) Цель: учить описывать предмет или , не называя его . Ход : Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) - Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

Слайд 25

Игра «Увеличение – уменьшение». (для детей с 4-5 лет) Цель: развитие внимание, мышление, связную речь. Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный карандаш, теперь он похож на волшебную палочку. Что бы вы хотели увеличить или уменьшить? Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы) - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Слайд 26

Игра «Кто? С кем? Где? Когда?» ( для детей с 5- 7 лет) Цель: учить по условной схеме составлять смешные истории. Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка. На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку. Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому. Вопросы: -Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»

Слайд 27

Игра «Исправь ошибку» (для детей с 4-5 лет) Цель: развитие умение определять где ошибка, развитие связной речи . Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая». Примерный речевой материал: • внучка маленькая, а бабушка старенькая; • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый; • Лиса хитрая, а Колобок жёлтый; • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая; • Заяц серый, а петушок смелый; • Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый; • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая; • У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п

Слайд 28

Игра «Перевирание сказки» (для детей 6- 7 лет) Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы. Ход : Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают». Например: Сказка «Царевна-лягушка». -Было у отца 3 сына. (не 3 ,а 20) -Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.) -Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать) -Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку) -У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке) -У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь. (в магазин, попала в бутылку молока) -У младшего сына в болото, к лягушке. (в цирк, попала в укротителя тигров) Примечание: Всю сказку рассказывать не надо. Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

Слайд 29

- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие – составление «чудесного экрана» ( девятиэкранки ). - Словесное восстановление « девятиэкранки » по стихотворению: «Что-то» автор М.С. Гафутулин . Если мы рассмотрим что-то… Это что-то для чего-то… Это что-то из чего-то… Это что-то часть чего-то… Чем-то было это что-то… Что-то будет с этим что-то… Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри! Игровое действие при этом: Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д. Предполагаемый результат по итогам универсальных игр: к концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени. « Чудесный экран» ( пятиэкранка , девятиэкранка ) (для детей 5-7 лет) Цель: надсистема, подсистема, прошлое, будущее, настоящее. Развитие связной речи, мышления, внимания.

Слайд 30

« Шкатулка со сказками» (для детей 5-7 лет) Цель: на развитие речи, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей. Понадобится коробочка с 8-10 (картинками). Правила игры. Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

Слайд 31

« Маша-Растеряша » (для детей с 5-7 лет) Цель : тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей. Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки. Ход игры : Например Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры: - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)? Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку). В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.

Слайд 32

Пособие « Гусеничка » формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы . Так же используется для определения в слове последнего звука, и составляется цепочка из картинок по последнему звуку. Пособие, методы которые можно использовать в технологии ТРИЗ

Слайд 33

Пособие «Волшебная дорожка» В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

Слайд 34

Метод мозгового штурма . Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Слайд 35

МОЗГОВОЙ ШТУРМ: Примерные вопросы для метода мозгового штурма. - Как не ссориться с мамой? - Как помочь себе фантазировать? - Как не промокнуть под дождем? -Как выгнать лису из заюшкиной избушки? - Как не пустить медведя в Теремок? - Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод? - Что сделать безудержно веселое? - Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму? - Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу? - На чем еще можно рисовать? - Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки? - Что будет, если уничтожить всех волков? - Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн) - Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз? - Что будет в озерах, если уничтожить всех щук? - Как сделать необычную льдинку? - Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна? - Как можно поприветствовать хорошего человека? - Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку? - Как проникнуть в комнату, не открывая дверь? - Как достать сосульку с крыши? - Как уберечь прохожих от падающих сосулек? - Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам? -Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу? - Куда в группе можно спрятать куклу? - Куда я спрятала конфету? - Какие качества птиц ты хотел бы иметь? - Как найти самого умного человека в королевстве? - Чем вреден комар? Чем комар полезен? - Как можно определить время, если нет часов? - Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась? - Придумать новое природное явление. - Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть …)

Слайд 36

Метод золотой рыбки (МЗР ) Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей . Развитие воображения, мышления, связной речи. Умение задавать вопросы и отвечать на них.

Слайд 37

Использование пособие «Круги Луллия » Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов . Составь слово" - используется для составления слов. " Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. «Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок . «Профессии», «Раздели слова на слоги», « Животные – кто сначала, кто потом», и т.д. Пособие направленно развитие связной речи, ума, воображения.

Слайд 38

Пособие « Вертолина » Игра , способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Слайд 39

Пособие «Часы» Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

Слайд 40

Метод каталога . Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Я разработала цикл занятий по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ  для старшего и подготовительного возраста . В   своих   занятиях   я   использую ...

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Дидактические игры по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе.

Детский возраст период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ТРИЗ &mdash...