Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему: «Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кагирина Марина Николаевна

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему:

«Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему:

«Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа».

Цели: Прививать детям чувство любви к русскому фольклору, его напевности, мелодичности, через малые фольклорные жанры.

Задачи: образовательные: обобщить у детей знание пословиц, обогащать словарный запас по данной теме, активизировать связную речь.

Развивающие: развивать интерес к пословицам.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным традициям; вовлекать детей в совместную игровую и творческую деятельность.

Подготовительная работа: с детьми заучиваются пословицы. Разъясняется значение некоторых слов.

Материал для занятия: сюжетные картинки о русском быте, муляжи овощей, фруктов, корзинка и банка для заготовок

Ход мероприятия.

Дети заходят под музыку «Калинка».

Воспитатель: В этой деревне живет такой народ, у которого без пословицы слово не молвится. Давайте с ним познакомимся.

Хозяюшка и хозяин избы приглашает гостей.

Хозяин:

 - Просим в избу: красному гостю – красное место.

 - К нам люди ездят – к себе в гости зовут.

Хозяюшка:

 Дорогих гостей встречаю,

 Караваем угощаю.

 Вы попробуйте его -

 Каравая моего.

 Дети садятся за стол.

Воспитатель спрашивает, нравится ли Хозяину и Хозяюшке жить в деревне Пословиц.

Хозяин:

 - Всякому мила своя сторона. Где жить, тем и слыть.

Воспитатель:

 - Не трудно говорить пословицами?

Хозяюшка:

 - В каком народе живешь, того и обычая держись.

Воспитатель:

 - У вас очень красивая деревенская изба. (Воспитатель рассказывает детям о том, какие избы были в деревнях в стародревние времена, об утвари в деревенских домах, и о труде крестьян. Показывает иллюстрации).

Хозяюшка:

 - Каков строитель, такова и обитель! Дом красится хозяином.

Воспитатель:

 - Мужчины раньше сами строили избы для своей семьи. Строили все хозяйственные постройки, пахали землю, сажали огород и т. д. Давайте посмотрим, как это происходит.

Хозяин под песню «Я на камушке сижу» изображает как он трудится в течении дня (плотничает, занимается земледелием, собирает урожай) .

 Я на камушке сижу

 Я на камушке сижу,

 Я топор в руках держу,

 Ай ли ай люли,

 Я топор в руках держу.

 Я топор в руках держу,

 Вот я колышки тешу,

 Ай ли ай люли,

 Вот я колышки тешу.

 Вот я колышки тешу,

 Изгородь горожу,

 Ай ли ай люли,

 Изгородь горожу.

 Изгородь горожу,

 Я капусту сажу,

 Ай ли ай люли,

 Я капусту сажу.

 Я капусту сажу,

 Да все беленькую

 Ай ли ай люли,

 Да все беленькую.

 Да все беленькую,

 Я кочаненькую,

 Ай ли ай люли,

 Я кочаненькую.

 У кого нету капусты,

 Прошу к нам в огород,

 Ай ли ай люли,

 Прошу к нам в огород.

 Прошу к нам в огород,

 Во девичий хоровод,

 Ай ли ай люли,

 Во девичий хоровод.

Хозяюшка:

 - Всякое мастерство нелегко. Но без отдыха и конь не скачет.

 Хозяин и Хозяюшка зовут гостей водить хоровод. Хоровод водят под музыку «Во саду ли, в огороде».

Хозяин:

 - Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял.

Воспитатель:

 - Овощи, фрукты, ягоды нужно было тоже выращивать самим. Урожай нужно было сохранить, как можно дольше. Для этого придумали соленья и варенья. Женщины занимались приготовлением пищи и делали соленья и варенья на зиму.

Хозяин:

 - Хозяйка в дому — что оладышек в меду.

Хозяюшка предлагает гостям поиграть в игру «Соленья и варенья».

 Вызывается две девочки. Хозяюшка дает участницам муляжи овощей и фруктов в одной корзине. У каждой девочки своя банка. Под музыку «По малину в сад пойду», первая девочка должна положить в банку все овощи для солений, а вторая все фрукты для варений. Игру можно повторить с другими детьми.

Воспитатель:

 - Какие у нас хозяюшки! С такими хозяюшками дом всегда будет полной чашей.

Хозяин:

 - Какие труды, такие и плоды.

Хозяюшка:

 - Всякому делу своя пора.

Хозяин с Хозяюшкой зовут гостей играть в игры «Ручеек» и «Гори-гори ясно».

 Для игр используется музыка «Утушка луговая» и «Во поле берёза стояла».

Конкурс пословиц:

 Дети делятся на две команды. Воспитатель говорит первые слова из пословиц, участники должны продолжить пословицу. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

 1. Всякому мила. (своя сторона)

 2. Где жить. (тем и слыть)

 3. В каком народе живешь. (того и обычая держись)

 4. Каков строитель. (такова и обитель)

 5. Дом красится. (хозяином)

 6. Всякое мастерство. (нелегко)

 7. Весна красна, да голодна. (осень дождлива, да сытна)

 8. Хозяйка в дому. (что оладушек в меду)

 9. Какие труды. (такие и плоды)

 10. Всякому делу (своя пора) .

В конце детям предлагается нарисовать пословицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 6 Тема: «Жанры народного фольклора»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 6Тема: «Жанры народного фольклора»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель  группы № 6МБДОУ №13 Центр развития ребенка –...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "В стране Мультфильмия"

Формирование представления детей о том, как создаются мультипликационные фильмы, их разновидностях, профессиях людей, которые участвуют в их создании. Воспитывать интерес к созданию мультфильмов. Спос...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе "История мультипликации"

В рамках объявленного в 2016 году "Года кино" в России предлагаю конспект досуга для детей старшей группы "История мультипликации". И дети и взрослые любят мультфильмы, а как они появились и когда зна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему "Устное народное творчество",

Занятие направлено на ознакомление детей младшей группы с русским народным фольклором в интересной игровой форме....

Конспект РОД по развитию речи в старшей группе на тему русская народная сказка "Заяц- хвастун"

Конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) на тему русская народная сказка «Заяц-хвастун»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...