Методическая разработка наглядно-игровое пособие «Мнемарики»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Шкоркина Наталья Николаевна

Наглядно-игровое пособие «Мнемарики» ориентировано на дошкольников 3-6 лет, имеющих разный уровень речевой подготовки. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях ДОУ по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, в играх и упражнениях с элементами драматизации и для обучающих игр в семье.

Пособие представляет собой меховые кубы (20*20см, передающие основную окраску шерсти диких животных (медведь - коричневый, заяц - белый, волк – серый, лиса – рыжая) и их отличительные особенности (у зайца длинные уши короткий хвост, у лисы - пушистый хвост с белым кончиком, у медведя – круглые, маленькие ушки и т. д.).

 На передней стороне куба располагается мнемотаблица, закрытая прозрачным пластиком.

К кубам прилагается комплект, состоящий из трех мнемотаблиц и цветных изображений диких животных.

В мнемотаблице схематически отображен план описательного рассказа. Схемы усложняются в зависимости от возраста и речевого развития. Схемы легко заменить, благодаря съемной передней панели.

Пособие многофункционально:

- знакомство с особенностями жизни диких животных нашей местности;

- составление описательного рассказа, пересказа литературных произведений по образцу, аналогии, самостоятельно по схеме;

- обучение составлению и отгадыванию описательных загадок о диких животных нашей местности.

Данное пособие предусматривает успешную компенсацию речевой недостаточности у детей благодаря:

- тесной связи речи и мыслительной деятельности;

- слиянию мнемотехнических приемов и тактильных ощущений;

- коррекционно – развивающему характеру речевого материала;

- игровой атмосфере деятельности.

 

 

 

 

 

Варианты игр с использованием наглядно-игрового пособия «Мнемарики»

 

«Составление описательного рассказа о диком животном»

(Младший дошкольный возраст)

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», обучение повторению описательного рассказа вслед за логопедом с опорой на мнемотаблицу. Развивать психические процессы: внимание. Память, наглядно-действенное мышление, умение соотносить знаковые символы с образами.

Воспитатель демонстрирует детям мнемокуб «Волк» и предлагает детям догадаться, какой зверь прибежал к ним в гости. Дети рассматривают куб. обследуют его руками. Далее педагог предлагает прослушать, что волк расскажет о себе. Беседа по содержанию. Дети отвечают с опорой на мнемокуб. Педагог побуждает детей к самостоятельному рассказу с опорой на пособие.

«Путешествие в лес»

(Средний дошкольный возраст)

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (называть отличительные признаки дикого животного, учить детей составлять рассказ-описание по аналогии связно, последовательно, развивать способность к эмпатии. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в косвенных падежах). Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Мнемокубы расставлены в разных частях группы. Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин и просит детей помочь ему разнести корреспонденцию для животных. На конвертах написаны загадки о зверях. Дети отгадывают их. Далее Печкин ходит по лесу и знакомится с дикими животными. Задача ребенка: выбрать себе мнемокуб и от имени дикого животного рассказать о нем.

«Отгадай загадку – найди отгадку»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные», совершенствовать умение составлять описательные загадки о диких животных. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Развивать связную речь, тактильные ощущения. Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, волевые качества личности (дослушать рассказ сверстника до конца).

На мольберте выставлены картинки с изображением диких животных. За ширмой расположены все мнемокубы данного пособия. Ребенок заходит за ширму и составляет описательную загадку, ориентируясь на мнемотаблицу. Задача детей: отгадать загадку и ласково назвать животное. Это рыженькая лисичка; серенький волчок и т. д.

 

Использование наглядно – игровых пособий на занятиях по развитию

связной речи позволяет, учитывая особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое, задействовать и развивать все анализаторы ребенка, включать различные механизмы памяти, активизируя правое и левое полушария головного мозга, мнемотехника, составляющая суть пособий, является одним из средств здоровьесбережения, так как создает условия для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для здоровья.

Мнемотехнические приемы, опираясь на сохранные процессы памяти, развивают другие, что делает их применение универсальным для любых детей (как с нормальным, так и с проблемным развитием).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая и рекомендованная литература:

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)

Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2003

Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2001.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Дидактическое мультимедийное пособие "Мир эмоций" для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка. Дидактическое мультимедийное  пособие "Мир эмоций" для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка авторского диагностического пособия "Моё настроение"

Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эм...

Методическая разработка. Дидактическое развивающее пособие: «Гномики играют»

Дидактическое развивающее пособие позволяет формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, р...

Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики»

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики» является основой для проведения дидактических игр, направленных на развитие познавательных и речевых способностей дошкольников....

Методическая разработка электронно-дидактического пособия для НОД «Путешествие в Африку»

Электронно-дидактическое пособие  для НОД  «Путешествие в Африку»...