Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лето»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Билида Анна Владимировна
Цель: уточнение, обобщение и расширение словаря у детей по теме "Лето". Задачи: 1.Развивать представления дошкольников о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период. 2. Знакомить с разнообразием растительного и животного мира ближайшего экологического окружения. 3. Воспитывать культуру поведения в природе в летний период. 4.Вызывать желание участвовать в природоохранной деятельности. Упражнять детей в ориентации на листе бумаги, в соотношении изображений цифры с количеством предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, в подготовительной группе, по теме: «Лето».

Цель: уточнение, обобщение и расширение словаря у детей по теме "Лето".

Задачи:

 1.Развивать представления дошкольников о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период.

2. Знакомить с разнообразием растительного и животного мира ближайшего экологического окружения.

3. Воспитывать культуру поведения в природе в летний период.

4.Вызывать желание участвовать в природоохранной деятельности.

упражнять детей в ориентации на листе бумаги, в соотношении изображений цифры с количеством предметов.

Материал: предметные картинки цветов, насекомых, рыб, птиц, животных; карточки с символами по теме «Защити природу!»; письмо, картинка «Лето»; конверты с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, загадка поможет вам узнать тему нашего занятия:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает —

Когда это бывает?

 Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я …

Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Что это?

Дети: Это лето.

Воспитатель: Верно, мы сегодня будем говорить о лете.

В. Скажите, какие же приметы лета вы знаете? (Ответы детей: летом становится жарко, идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, люди загорают и купаются в море). 

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чего много летом? Упражнение «Чего много летом?»

1-й ребенок: Летом много цветов.

2-й ребенок: Летом много ягод.

3-й ребенок: Летом много грибов.

4-й ребенок: Летом много насекомых.

Воспитатель: Очень много существует пословиц и поговорок про лето. Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». Почему говорят: «Летом каждый кустик ночевать пустит?» (Потому что летом очень тёплые ночи) (Ответы детей)

В группу приносят письмо, в котором сказано, что пропало изображение на картинке «Лето». Необходимо выполнить все задания и собрать картинку лета. За каждое, правильно выполненное, задание вы будете получать фрагмент картинки.

Задание № 1. Игра «Да-нетка»


Воспитатель:Ребята, летом холодно?
Воспитатель: Летом солнце светит ярко?
Воспитатель: Летом растут ягоды?
Воспитатель: Летом листья желтеют?

Воспитатель: Летом идет снег?
Дети: Нет, летом не идет снег. А как же такая загадка:

Летом снег!

Просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

Ребята, что это за снег?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Этот снег - тополиный пух. Так тополь распространяет свои семена.


Задание № 2. Игра: «Подберите признаки»
Воспитатель: Дети, подберите признаки.

Какое летом бывает небо? - … (Голубое, чистое, высокое, яркое, светлое, безоблачное …).

Какое летом бывает солнце? - … (Желтое, жаркое, яркое, теплое).

Какой летом бывает дождь? - … (Теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной).

Какая летом бывает трава? - … (Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая).

Какая летом бывает вода? - … (Теплая, прохладная, приятная, освежающая)

Какие летом бывают ягоды? - … (Спелые, сладкие, сочные).

Задание № 3. «Угадай кто?»

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, порхает кто?

Дети: Порхает бабочка.

Воспитатель: Жужжит кто?

Дети: Жужжит жук.

Воспитатель: Собирает пыльцу кто?

Дети: Собирает пыльцу пчела.

Воспитатель: Жалит кто?

Дети: Жалит оса.

Воспитатель: Ползает кто?

Дети: Ползает гусеница.

Физминутка «Насекомые над лугом».

Жу - жу - жу, - жужжит пчела: Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

Зу - зу - зу, - комар пищит. (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед) Укусить скорей спешит.

Уф - уф - уф, - как паровоз. Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу, я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)

Задание № 4. Игра «Четвёртый лишний».

Пчела, ласточка, муравей, комар.

Ромашка, земляника, колокольчик, василёк.

Клевер, малина, крыжовник, смородина.

Задание № 5. Сколько месяцев длиться Лето? Назовите летние месяца. Как называется первый месяц?

Воспитатель: Верно! Ребята, а вы слышали когда-нибудь, как в Древней Руси, в старину летние месяцы называли? Например, июнь- «хлеборост» (копит урожай хлеба на весь год). Как вы объясните это название? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ещё одно название июня — «изок», по-древнерусски — «кузнечик». А это потому, что одной из примет июня является громкое стрекотание кузнечиков. Видите, сколько интересного можно узнать про летние месяца!

Воспитатель: Летом цветёт очень много растений, поэтому июнь в народном календаре называют «разноцвет». А как вы думаете, чем полезны цветы?

Дети: Их нектаром питаются насекомые. Многие являются лекарственными.

Воспитатель: Можно ли собирать букеты на лугах? Почему? Какие вы знаете лекарственные растения наших полей и лугов? Что можно сделать, чтобы взрослые и дети не рвали цветы? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как же называется второй месяц? Июль был серединой лета, потому его называли макушкой лета. Июль - это время цветение липы и время пчёл. Липа выделяет сладки липкий сок, поэтому второе наименование июля -«липень» или «липец». А где живут пчёлы?

Дети: Живут они в ульях, дуплах и гнёздах.

Воспитатель: Полезные ли это насекомые?

Дети. Да, они собирают нектар и делают мёд - очень полезный продукт для людей. И некоторые животные любят им полакомиться.

Воспитатель: Что надо знать при общении с пчёлами? Опасен ли укус пчелы для человека?

Дети: Не махать руками, не ловить и не убивать пчёл.

Воспитатель: Какие литературные герои пострадали от незнания правил поведения при встрече с пчёлами?

Дети: Винни-Пух, щенок из сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»

Воспитатель: Август «жнивень», «густарь», «разносол», «серпень». Август поднимает птицу на крыло: стаи скворцов первыми с шумом проделывают крутые взлёты и виражи. Вечерами и по утрам сборища грачей кричат на гнёздах, а днём — на добыче. Щедроты августа несметны: на весь год люди запасают хлеб, заготавливают разносолы, добывают корма для животных. «У зимы рот велик, августу спать не велит». Что именно заготавливают люди в августе? (заготовки из ягод, фруктов и овощей, грибов). Что надо знать и помнить при сборе ягод и грибов в лесу? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, Вы справились со всеми заданиями. Думаю, у нас есть все фрагменты для того, чтобы появилось изображение лета. Какие фрагменты картин вы получили за выполненные задания?

Дети перечисляют свои картинки: солнце, цветы,ягоды, траву, воду, дерево с дуплом,улей, насекомых, птиц, мед, медвежонок, колоски и облака.

Воспитатель:  Хорошо, а теперь вам необходимо составить картинку «Лето».

Детям предлагается ватман с заданным фоном, на который им необходимо приклеить полученные подарки-картинки (выполняется коллективная работа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Лето"

Программное содержание:- передавать в детских коллективных работах богатство и выразительность окружающего мира, яркость и красоту лета;- закрепить умения детей выполнять коллективную аппликацию по за...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лето"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Лето"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Сравнение лета и осени».

Цель: развитие операций сравнительного анализа; обогащение и уточнение словаря по теме: «Времена года»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лето по полю гуляло»

Формирование умения передавать свои впечатления через рассказ о лете....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...