Интересные упражнения для развития речи дошкольников.
консультация по развитию речи (средняя группа)

Шишкина Нина Ивановна

Речевое развитие-одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребёнка, но и влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведёт к положительному результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interesnye_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Интересные упражнения для развития речи дошкольников.

1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…)

2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза)

 3. Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…)

 4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце)

 5. Подбирать действия к объекту :

 (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья)

 6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро)

 7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный)

 8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…)

 9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?)

 10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья)

 11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость)

 12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число ,падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей.

13. Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф.

 14. Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный….

 15. Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…

16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?)

 17. Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке: Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко. Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);.

18. Познакомить со словами, которые ничего не значат: Ложка - это ложка, ложкой суп едят. Кошка - это кошка, у кошки семь котят. Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол, Шапка - это шапка, оделся и пошел. А я придумал слово, смешное слово - плим. Я повторяю снова - плим, плим, плим… Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим. И ничего не значит - плим, плим, плим.

 19. “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги – длинноногий.

 20. Заканчивать предложения: - Миша пошел гулять (когда?)…; - Мише стало грустно (отчего?)…; - Миша обрадовался (когда?)…

 21. «Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.

 22. Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

 23. Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими

 24. «Что в мешочке ?». Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать.

 25. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось. А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи дошкольника.

Игры и упражнения для развития речи дошкольника....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников

В данной статье подобраны занимательные игры и упражнения для развития речи. Предложенные нами игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников,...

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

Упражнения для развития речи дошкольника.

Практически советы для родителей по развитию  речи дошкольника....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...