Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»
методическая разработка по развитию речи

Ворохобина Алена Викторовна

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 16»

ГОРОДСКОЙ СМОТР МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка

Путешествие в страну «БУКВАРИЯ»

Разработали: воспитатели группы комбинированной направленности

Ворохобина А.В.

и компенсирующей направленности

Янгулова Н.А., Филипьева И.Е.

МБДОУ «Д/с КВ№16»

Апрель 2022 год

г. Ачинск

Пояснительная записка.

В последнее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников - это частичное расстройство процессов письма и чтения, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.

 Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

Наибoлее ранняя и целенаправленная кoррекция речевoгo и психическoго развития дошкoльников является oдним из важнейших услoвий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к oбучению грамoте и школьной адаптации в целoм.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что чтение и письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: стимулируют его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности в целом.

В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение, письмо.  Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению, письму.  Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Возникла необходимость в создании методических рекомендаций по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Для этого создали и успешно апробировали игровую картотеку «Букляндия», в которой собраны и систематизированы основные виды заданий и упражнений направленных на предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников.

Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями детей 5-7 лет. Может быть использован в процессе занятий учителем-логопедом и воспитателями групп, также при индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в утреннем круге, планомерно и систематически с постепенным усложнением заданий.

На подготовительном этапе нами была изучена информация по проблемам дисграфии и дислексии. Во время основного этапа нашей работы была создана и апробирована игровая картотека «Букляндия». На заключительном этапе была реализована разработка «Путешествие в страну «БУКВАРИЯ»

Ожидаемые результаты: уметь проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; уметь делить слова на слоги, определять количество слогов, уметь находить заданный звук в слове, составлять предложения, способны ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

Способ оценки: наблюдение и результат практической деятельности.

Необходимое оборудование: вата, камень, карточки с заданиями, картинки с изображением замков, конверты с заданиями, музыкальная колонка, аудиозапись со звуком леса, вырезанные черные следы, пенечки, мяч, кукла «Звуковичок», медали,  изображения сказочных героев – Королевы и Кляксича, фишки зеленого, красного и синего цвета, карточки с буквами Б,У,К,В,А,Р,И,Я и смайлики грустные и веселые.

Цель: ранняя профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

Образовательные:

 -упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные и мягкие согласные звуки;

- упражнять в умении определять позицию звука в слове, делить слова на слоги;

-закреплять понятие «звук», «слог», «слово», «предположение»;

Развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие;

Воспитательные:

-воспитывать инициативу, стремление к активной деятельности.

Описание структуры мероприятия с характеристикой конкретных форм и методов работы на каждом этапе.

Путешествие в страну «БУКВАРИЯ».

Воспитатель: Ребята мы получили письмо от Королевы страны  «Буквария», в королевстве случилась беда, злой Кляксич спрятал и испортил буквы и теперь мы не сможем писать и читать. Помогите нам!

Ну, что ребята поможем???

Но как поможем??

Нам надо попасть в страну «Букварию» на воздушном шаре.

Дети берутся за руки, образуя круг. Надувают шар (вдох через нос, выдох ртом, шаг назад). Поднимают руки вверх.

Воспитатель: - Полетели! Мы на миг закроем глазки, открываем - уже в сказке!

А узнать, где мы оказались, помогут наши ушки. Послушайте внимательно (включить аудиозапись звуков природы).

Воспитатель: - Куда мы попали? (Выслушать предположения детей). Ребята, мы оказались с вами в лесу. Что помогло нам догадаться? (Звуки). Какие именно звуки вы слышали? (Шум листвы, журчание воды, пение птиц). Ребята, а отчего шумит лес? (Дует ветер, и от этого шелестит листва). Изобразим это. Наберите носом воздух и выдыхайте его через рот. Так дует ветер. А теперь представим себя деревьями: кленами, березками. Наши руки - это ветви, а пальчики - листочки. (Дети поднимают руки вверх). Ветер дует, и ветви качаются, шелестя листочками (дети совершают раскачивающие движения руками и имитируют звук). Как шелестят листочки? («Ш-ш-ш»). Какой замечательный поющий лес у нас получился!

(Записка от Кляксича: Королевство вы спасете, если буквы соберёте.)

Куда же нам идти? Посмотрите, а вот какая - то дорожка? Давайте посмотрим. Что это такое? (на полу лежат элементы букв).

- Буквы.        

Воспитатель - Да, но, по-моему, их обидел злой Кляксич. Как же нам им помочь?

Дети: - Нужно их дорисовать.

Воспитатель: - Да, но нужно сначала отгадать, какая это была буква? помогите бедным буквам.

(дети берут элемент буквы, обводят на листе, а потом дорисовывают)

Игра «Помоги буквам».

Воспитатель:  - Какие же это были буквы?(Б, У К).

Я думаю, буквам будет очень приятно, если вы придумаете и напечатаете слова с этими буквами, и составите предложения.

Дети: (придумывают и печатают на листе слова с буквой, которую дорисовывали и устно составляют предложения).

Воспитатель: Вы ребята молодцы! Вот и буква первая у нас(Б).

Помотрите-ка, ребятки на дороге черный след. Это опять следы Кляксича.

Перед нами висят замки

Игра «Открой замок». (воспитатель с детьми подходит к картинкам с изображением замков, под которыми нарисована звуковая схема слов).

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, дорогу нам преграждают замки. Но они непростые, а звуковые. Чтобы их открыть, нужно подобрать нуж-ное слово с определёнными звуками.  (подаёт коробочку с картинками-словами.)

Дети:( выбирают картинки, которые подходят к звуковой схеме, изображённой на замке и характеризуют звуки в слове, изображён-ном на картинке.)

Воспитатель:  слове «Белка» 5 звуков: «б» - мягкая согласная, «е» - гласный, «л» - твёрдый согласный, «к» - согласная, твёрдая, «а» - гласный.

Сова- 4 звука «с»-согласная, твёрдая, «о»- гласный, «в»-согласный, твёрдый, «а» - гласный.

Воспитатель: - Молодцы, вот и следующая буква.(У)

Ребята посмотрите вы видите ещё следы Кляксича?????

Игра «Следы». На полу разложены буквы. Вновь дорожка перед вами, заколдована она, ты загадку отгадай и смело вперёд ступай!

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

 По каким буквам мы должны идти? Только по гласным буквам.(Хвалит детей). Вот и третья буква у нас (К).

Дети идут дальше и видят пенечки. На пенечке лежит конверт. Внутри конверта находятся   слова (Дом, кот, лимон, мяч, мыло,кит).

Воспитатель: Вы  ребята посмотрите  твердые и мягкие согласные вы здесь найдите:

Д\и «Камень – вата». Поднять камень, если слово начинается с твердого согласного, вату – с мягкого. Молодцы ребята!  Вот и следующая буква четвёртая. (В)

Ребята где же следы Кляксича???

На полу разбросаны слова.

«Встречу слово на дороге –разобью его на слоги». (Цветок, трава, поле, луг, берёза, гриб, дерево, дупло.)

Воспитательбросая мяч, называет слово. Ребенок проговаривает его по слогам и одновременно отбивает мячом. Возвращает мяч, называет количество слогов в слове

Молодцы получаете следующую букву. Вот и буква Аномер 5. Мы хорошо с вами потрудились.

Ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

В старом дереве дупло. Это домик буквы  О----делаем круг руками.

Рядом с нею на суку примостилась буква  У----присели на корточки

В гости к ним издалека прибежала буква  А----бежим на месте

У вороны на спине прилетела буква  Э----------машем руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть.-----выполняем движения по тексту.

Воспитатель: Ребята где же следы Кляксича? Идем дальше, мы попали в полянку заблудившихся звуков«Заблудившиеся звуки».

Звуковичок: Здравствуйте дети, я Звуковичок,  и на моей полянке  напакостил злой Кляксич, у меня в словах заблудились звуки, помогите мне пожалуйста отыскать их.

(Дети исправляют звуки, выясняя, в каком слове звук заблудился.)

Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).

На столе с салатом… миШка (миСка).

В поле землю я… паСу (паШу).

На лугах коров… паШу (паСу).

С другом мы играли в… Чашки (Шашки).

Пили чай из белой… Шашки (Чашки).

Вылезла из норки… Шишка (Мышка).

На неё упала… Мышка (Шишка).

Звуковичок: Молодцы, что помогли мне отыскать заблудившиеся звуки. За это я вам дам букву (Р).

Ведущий: Звуковичок, а куда нам дальше идти?

Звуковичок: По тропинке вы шагайте, вместе рифмы называйте.

Игра: «Рифмы».

Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)

Су-су-су – я боюсь … (осу)

Чу-чу-чу – свет потух, возьми (свечу)

Ро-ро-ро – у Мальвины друг (Пьеро)

Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)

Лу-лу-лу – стоит сумка на (полу)

Сы-сы-сы – у папы длинные … (усы)

Чи-чи-чи – прилетели к нам … (грачи)

Ру-ру-ру – скачет с сумкой … (кенгуру)

Жу-жу-жу – волк не страшен лишь (ежу)

По дорожки мы пошли и мешочек мы нашли

Воспитатель: Ребята посмотрим, что в мешочке?? Д\и «Угадай букву на ощупь, составь из палочек». Дети по очереди определяют на ощупь букву, составляют ее из палочек. Буквы все мы отгадали. Получаем букву  (И).

Ребята куда же нам дальше  идти??? Где следы Кляксича???

Ребятапосмотрите и следов нет уже.  

Дети находят конверт.

Вы ребята молодцы от ваших знаний у меня тают силы. Вам последнее задание. Здесь слова я все запутал, сможете их распутать, получите последнюю букву!

Задание «Исправьте ошибку».

Юркий воробей собирать крошки.

Весело девочка прыгать

Миша рисовать машину

В лесу растут сосна.

Кошка молоко пить.

В вазе цветы стоять.

Молодцы ребята! Получите букву (Я). Но страну вы расколдуете, если составите слово!!!!

Ребята, как вы думаете, какое слово должны мы составить?? Давайте разложим буквы и соберём слово!  Страна – БУКВАРИЯ!! У нас получилось!!

Нам нужно отправляться назад

Дети берутся за руки, образуя круг. Надувают шар (вдох через нос, выдох ртом, шаг назад). Поднимают руки вверх.

Воспитатель: - Полетели! Мы на миг закроем глазки, открываем - уже в группе нашей!

 Воспитатель: Ребята, Королева страны благодарит Вас, что вы сняли заклинание злого Кляксича

И дарит вам медали страны БУКВАРИЯ.

Ребята, где мы сегодня были?

Кто заколдовал страну  

Какие задания мы выполняли, чтобы расколдовать страну.

Воспитатель: Ребята на столе лежат смайлики весёлые и грустные. Если вам было интересно и  весело, возьмите весёлого смайлика. Если вам было  грустно, испытывали трудность при выполнении задания, то грустного смайлика.

Анализ полученных результатов (эффектов) проведенного мероприятия (по результатам обратной связи от участников, наблюдений ведущего, результатам диагностики, анализа продуктов деятельности и др.

Активировано внимание сюрпризным моментом – письмо от Королевы страны  «Буквария». На организационном этапе был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие.

Основная часть представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, использовали игровую ситуацию с персонажами. Разыгрывая ситуацию, задавали детям вопросы, следили, давали образец правильной речи, старались, чтобы речь была четкая, выразительная, эмоциональная, грамотная.

В заключительной части был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, применяя имеющиеся знания и умения.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Думаем, что выбранная нами форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной, а поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания. Длительность  30 минут, что соответствует нормам нагрузки. Разнообразие  материалов, использованных на занятии, позволило  удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике дисграфии и дислексии. Применение его на практике, показывают положительную динамику. Можем констатировать, что по результатам 3 месяцев работы с картотекой «Букляндия» дети различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», определяют первый и последний звук в словах, большинство детей называют последовательность звуков в слове, определяют количество звуков в словах. Что подтверждают и результаты педагогической диагностики (раздел «Развитие речи»), на начало года детей с низким уровнем 39 %, со средним 61%, с высоким 0%, а на конец года с низким уровнем  8%, со средним 53 %, с высоким  39%. 

Список использованной литературы и других источников

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.– 336 с.
  2. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письменной речи у детей с речевой патологией. – СПб.: Образование, 1994. – 90 с.
  3. Гадасина Л.Я., Иванова О.Г. Увлекательные игры со звуками. – СПб.: Знание, 1996. - 27 с.
  4. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Хрестоматия по логопедии: В 2т. Т.2 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 422-457.
  5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: ИМ, 1997. – 68 с.
  6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
  7. Филичева Т.Г., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: «Гном Пресс», 1999. – 80 с.
  8. Филичева Т.Г., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. – М.: Издательство «АЛЬФА», 1993. – 103 с.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под. ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с

Список литературы и других полезных источников, рекомендуемых для участников

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.– 336 с.
  2. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письменной речи у детей с речевой патологией. – СПб.: Образование, 1994. – 90 с.
  3. Гадасина Л.Я., Иванова О.Г. Увлекательные игры со звуками. – СПб.: Знание, 1996. - 27 с.
  4. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Хрестоматия по логопедии: В 2т. Т.2 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 422-457.
  5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: ИМ, 1997. – 68 с.
  6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
  7. Филичева Т.Г., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: «Гном Пресс», 1999. – 80 с.
  8. Филичева Т.Г., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. – М.: Издательство «АЛЬФА», 1993. – 103 с.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под. ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Реферат: Коррекционнао-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников как условие результативной деятельности учителя-логопеда.

Профилактика дислексии и дисграфии - актуальная проблема в современных условиях.Предепреждение нарушения чтения и письма - одно из приоритетных направлений деятельности учителя - логопеда в условиях д...

Методическая разработка: «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений ...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  старшего дошкольного возраста с ТНР»...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»

Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками по русской народной сказке «...

Консультация на тему: "Профилактика дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями".

В консультации дано краткое описание понятия - дислексия и предложены игры на коррекцию дислексии....

Квест для педагогов по теме «Предупреждение дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профилактики дисграфиии дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями, через  организацию квест – игры....