Конспект НОД в младшей группе «Птицы, которые прилетают к нам весной»
план-конспект занятия по развитию речи

Плужникова Марина Александровна

Конспект НОД в младшей группе

«Птицы, которые прилетают к нам весной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptitsy_kotorye_priletayut_mladsh.gr_.docx217.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в младшей группе

«Птицы, которые прилетают к нам весной»

Воспитатель: Плужникова М.А.

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Птицы, которые прилетают к нам весной»

Форма проведения: познавательное путешествие

Интеграция областей:

     речевое развитие;

познавательное развитие;

     социально-коммуникативное;

художественно-эстетическое.

Виды детской деятельности:

коммуникативная, поисковая, игровая, двигательная.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы прилетают к нам весной и являются перелётными.

Задачи:

Образовательные: 

  • продолжать учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные;
  • активизировать словарь по теме «Птицы, которые прилетают к нам весной»: грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стайка;
  • упражнять в словообразовании однокоренных слов: грачиная, лебединая, журавлиная, утиная;
  • пересказ рассказа «Лебедь» по сюжетной картинке.

Развивающие:

  • развивать связную речь детей,
  • развивать логическое мышление: умение делать обобщения, устанавливать  причинно – следственные связи;
  • развивать память, зрительное и слуховое восприятие.

 воспитательные:

  • воспитывать доброе и  бережное отношение к пернатым друзьям;
  • формировать инициативность, самостоятельность, дружелюбие и  взаимопонимание.

Словарь:

Грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стая, птицы, которые прилетают весной.

Оборудование:

предметные картинки с изображением перелетных птиц и зимующих птиц, мяч, презентация игры «Третий лишний», обруч (проталинка), фонограмма с музыкальными произведениями и пеньем птиц, капельки с цифрами.

Предварительная работа:

  • Беседа на темы: «Приметы весны»; «Перелётные птицы»;
  • Познавательное занятие на тему «Перелётные птицы»;
  • Рассматривание иллюстраций о птицах;
  • Наблюдение за птицами во время прогулок;
  • Рисование птиц.
  • Чтение книг В.Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Снегирёв Г. «Птицы нашего леса».
  • Дидактическая игра «Птица – не птица», «У кого кто», подвижные игры «Зимующие и перелётные птицы».
  • Работа по сюжетным картинкам, игры с мячом; подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки».

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Звучит музыка Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Дети, а, что вам напоминает вам эта музыка? (ответы детей, капель, весну).

Воспитатель: Да, эта музыка напоминает капель. А слышите, кто-то  разговаривает? Слышите, ой кто же это? (достает капельку). Капелька, это ты тут что-то бормочешь?

Капелька: Здравствуйте хмурые дети!

Дети: Мы не хмурые, мы веселые!

Капелька: Здравствуйте трусливые дети

Дети: мы не трусливые, мы храбрые!

Капелька: Здравствуйте злые дети

Дети: Мы не злые, мы добрые!

Капелька: Здравствуйте грязные дети!

Дети: Мы не грязные, мы чистые!!!

Капелька: Да ладно, здравствуйте храбрые, добрые, веселые дети! Вот  такими дети и должны быть! Отгадайте загадку:

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят. (весна).

- Почему вы решили, что это весна? (ответы детей).

Воспитатель: Весна это когда просыпается природа, животные, насекомые, а кто к нам прилетает весной? (птицы).

2. Игровая мотивация:

Воспитатель в руки берет картинку с изображением вороны.

«Карр-карр! Какая беда! Весна наступила, снега растопила, а птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью в детский сад, в вашу группу.  Ведь лучших друзей для птиц не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!» А в помощники вам я послала свою капельку, она вам поможет!

«Карр-карр! Она разбросала на пути птиц, капельки с цифрами. Колдовство пропадет и птицы вернутся с юга, если вы выполните все задания указанные на капельках»

Воспитатель: Отправляемся в путь? С какой цифрой будем искать капельку?

Дети – с цифрой 1.

3. Игра «Найди перелётную птицу» (1 капелька)

На столе разложены картинки с изображением разных птиц.

Детям предлагается выбрать только перелетных птиц и поместить на проталину (в обруч на полу).

Воспитатель. Дети возьмите только птиц, которые прилетают к нам весной и поместите их на проталину.

-Назовите птиц, которых вы поместили на проталину.

Дети, назовите одним словом этих птиц?

– Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.) А зачем они осенью улетают в теплые края? (им нечего есть, холодно).

Воспитатель: Ребята, а птицы улетают по одной или группами (группами). Большая группа птиц называется стая.

Воспитатель: Ребята, скажите какой путь преодолевают   птицы?

Дети. Далекий, трудный.

Воспитатель: Стая уток (какая стая?) - утиная, журавлей - журавлиная, лебедей - лебединая, гусей – гусиная, стая соловьев - соловьиная, стая грачей – грачиная, стая стрижей – стрижиная.

Воспитатель.  Как вы думаете птицы в своих стаях дружат. Мы с вами тоже дружные. Давайте поиграем.

Физкультминутка «Птицы»

Лебеди летят, крыльями машут (дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой (качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться (распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся (садятся).

Воспитатель. Отправляемся к следующей капельке, какая цифра стоит на капельке?

Дети друг за другом, идут под музыку, останавливаются у капельки с

цифрой 2

4. Игровое упражнение с мячом «Назови ласково?» (с мячом)

- Птица - …

- Перо - …

- Крыло - …

- Хвост - …

- Лапа - ….

- Клюв - ….

- Голова - …

Физминутка

Птички прыгают, летают (дети прыгают)

Крошки птички собирают (наклоны).

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоны)

Дальше полетели.

Ну, что отправляемся дальше, к какой капельке? (Капелька под номером 3.)

5. Игра «Третий лишний»  

На доске демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор, какую птичку нужно расколдовать.

синичка, ласточка, дятел - Кто лишний? – ласточка, потому что она перелетная птица.

Лебедь,  сова, сорока.

Голубь, сорока,  ласточка.

Дятел, воробей, кукушка.

Сорока, воробей, аист.

Воспитатель. Ну, вот расколдовали перелетных птиц, пойдем дальше.  Которое по счёту мы будем выполнять задание?

Дети: (четвертое)

6.Воспитатель читает  рассказ Аксакова С. Т. «Лебедь» и предлагает детям сделать пересказ.

Заслушивание двух, трех  рассказов   с опорой на картинку с изображением лебедя.

- Ура!  Все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы вернулись с юга и запели  (фонограмма с записью голосов птиц).

7.Рефлексия.

-Кого мы выручали сегодня от злой колдуньи?

-Что нового вы узнали о перелетных птицах?

-Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

-А какое трудным?

-Вы хорошо сказали о том, что вам было интересно.

-Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными. Спасибо вам!

Приложение №1:

Пересказ рассказа с опорой на картинку.

Педагог размещает на магнитной доске фото с изображением лебедей (Приложение 1).

Педагог. Ребята, внимательно послушайте рассказ «Лебедь».

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Педагог.  Почему лебедя называют царем всей водяной, или водоплавающей птицы? Опишите лебедя. Какого цвета у него оперение? Какого цвета нос, лапы, глаза? Как плывет лебедь по темно-синей гладкой поверхности воды?

Педагог. Ребята, сегодня вы успешно выполнили все задания: вспомнили признаки весны, повторили, какие птицы относятся к перелетным, составили рассказ по сюжетной картинке.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/935/85935997_lebed.jpg

http://img4.tourbina.ru/photos.4/5/8/2/4/1/1514285/big.photo/Lebed-shipun.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в 1 младшей группе « Птицы наши друзья»

учить отвечать на вопросы воспитателя, способствовать развитию речевого дыхания, формировать четкое произношение звука Ч....

Конспект занятия для младшей группы "Птицы зимой"

Конспект занятия о жизни птиц в зимнее время, их различиях и особенностях....

конспект НОД в младшей группе"Птицы"

Программные задачи:- Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о зимующих птицах.- Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи, правильное ле...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Птицы весной»

Интеграции образовательных областей:• развитие речи;• познавательное развитие;• физическое развитие;• социально-коммуникативное развитие.Программное содержание:• формировать п...

Конспект занятия в младшей группе "Птицы"

Цель: дать детям представление о домашних и диких птицах, о характерных отличительных особенностях птиц....