Конспект занятий Тема: Первый учитель и первая школа в Ясной поляне.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Учить  понимать и оценивать поступки литературных героев. Расширять знания детей об учительской деятельности       Л.Н.Толстого, открывшего первую бесплатную школу для крестьянских   детей и написавшего первые учебники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._nash_lyubimyy_pisatel_l.n._tolstoy.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Первый учитель и первая школа в Ясной поляне.

Программное содержание:  учить  понимать и оценивать поступки литературных героев. Расширять знания детей об учительской деятельности       Л.Н.Толстого, открывшего первую бесплатную школу для крестьянских   детей и написавшего первые учебники.

     Дать представление о значении образования в жизни человека.

    Развивать интерес к литературным произведениям  Л.Н.Толстого.

    Воспитывать уважение к труду учителя.

Материал.  Альбом «Л.Н. Толстой», «Азбука»,  рассказ  «Косточка».

Предварительная словарная работа. «горница»,  «Закон Божий», «флигель».

Ход занятия.

  1.  Беседа.

      С какого  события в жизни детей начинается сентябрь? (1 –го сентября все дети  идут в школу.  В следующем году  вы все также пойдёте в школу).

Почему дети ходят в школу?  Кто учит детей в школе?

Для чего людям требуются знания?

Может ли современный человек  прожить без знаний?

  1.        Раньше в России было очень мало школ. Дети богатых людей могли получить образование,  а дети бедных не имели возможности учиться в школе, так как обучение было платным. Чаще всего их за небольшую плату учили в школах при церкви. Обучали  письму, счёту, чтению, и Закону Божьему.
  2. Великий писатель Л.Н.Толстой   часто общался с крестьянскими детьми, видел какие они любознательные, одарённые, смышленые.

«Я хочу образования для народа, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Лермонтовых. А они кишат в каждой школе», - говорил он. Он считал, что знания должны развивать ум ребёнка. Он очень любил свой народ, свою Родину.

       В своём имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для детей бедных, и сам же учил их. Школа была в небольшом домике, занятия проводились в две смены.

     Дети рассматривают соответствующие фотографии .

Ученик из этой школы рассказывал: «В школе у нас было весело, занимались с  большой  охотой, потому,  что с нами занимался сам Л.Н.Толстой.  Он вид принимал серьёзный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто-то из учеников допускал шалости. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правильно». В его школе изучали чтение, письмо, русскую историю, математику, рисование, пение, черчение.

Вопросы детям.

  • Почему не все дети могли  учиться в школе?
  • Почему Толстой хотел, чтобы крестьянские дети получили образование? ( Среди них есть талантливые дети, он любил свой народ).
  • Где открылась первая бесплатная школа? Кто работал в этой школе?
  • Каким учителем был Л.Н.Толстой?
  • Что не нравилось толстому в поведении ученика?
  • Чему учили в школе?

Л.Н. Толстой  очень любил играть с детьми на перемене. Поиграем и мы.

Игра  «Затейники».

Ровным кругом  друг за другом

Эй ребята не зевай!

То, что Лиля нам покажет,

Дружно будем выполнять.  ( Дети повторяют движения ведущего).

Л.Н.Толстой стремился прививать трудовые навыки детям. Для этого он выделил участок земли, где работали сами школьники.

Д/Игра «Загадки».  Отгадайте загадки, и вы узнаете, что выращивали дети.

Круглый бок, жёлтый бок,

Врос в землю крепко. Что это?    (Репка).

На ощупь – очень  гладкая,

на вкус -  как сахар  гладкая,

По цвету – красноватая.

И нравится ребятам.                        (Морковь).

Раскололся тесный домик,

На две половинки.

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.     (Горох).

Перечислите, что вы выращиваете у себя на участке.

Ребята  сами убирали урожай. Работали с удовольствием.

В школе была сознательная дисциплина, которая охранялась самими учениками., очень любившими  своего учителя.

( Подводит детей к столу, на котором лежат несколько «Азбук»). Посмотрите,  как  много у нас книг «Азбука». Они все разные, с красивыми картинками, с интересными заданиями.

Во времена Л.Н.Толстого  очень мало было книг для детей, совсем не было учебников. Толстой понимал, что без хороших книг обучение невозможно. Он решил сам написать учебники. Он долго работал над «Азбукой».Также он написал «книги для чтения», « Арифметика». Он мечтал,  что все дети будут учиться  по его книжкам.

  • «Игра «Живые буквы»

Дети становятся парами . по заданию воспитателя они изображают буквы. Например, «А» - одну руку каждый ребёнок вытягивает чуть в сторону и вверх, и соединяет свою ладонь с ладонью партнёра. Головы слегка наклонены набок, вторая рука направлена в сторону

партнёра,  руки детей касаются , образуя перекладину буквы «А» «В» - один ребёнок стоит руками образуя круг, второй  - присел и руками тоже образует круг и т. д.

В современных  детских садах, школах тоже читают произведения Л.Н. Толстого. Послушайте рассказ «Косточка».

Вопросы.

Понравился вам рассказ? Чем?

Как вы думаете, почему Ваня никогда не ел слив?

Почему он не отходил от стола? Что сделал Ваня? Почему он не сознался сразу?  Почему Ваня заплакал?

Расскажите о своём отношении к поступку Вани.

Итог занятия.

Что нового узнали из жизни Л.Н.Толстого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Медвежата»

Побуждать детей вступать в диалог со взрослым; воспитывать вежливое обхождение с партнером; активизировать в речи слова, обозначающие формы повелительного наклонения глаголов; умение соотносить с глаг...

Конспект занятия по ФГТ познание в первой младшей группе. Тема: «Зимующие птицы ».

Канспект занятия по фгт  первой младшей группе. Цели занятия: закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы; формировать активный и пассивный словарь детей; создавать услови...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе "Первый снег".

Цель: Учить детей ритмично наносить мазки тычками, передавать явление действительности.Задачи: Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев. Радоваться красоте сочетаний. Развивать эстетиче...

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе детского сада (на татарском языке), тема занятия «Бабочки»

Программное содержание:1. Способствовать расширению знаний в различии и назывании цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный).2. Создать условия для развития мелкой моторики мышц руки, чувства ритма, сен...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

Первый раз в первый класс: адаптация к школе

Рекомендации будут интересны родителям будущих первоклассников...