Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

Чепурная Татьяна Игоревна

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika._samoobrazovanie.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №38 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

САНК-ПЕТЕРБУРГА

План работы по

самообразованию:

«Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Чепурная Татьяна Игоревна, воспитатель

Санкт-Петербург

2021 – 2022

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться. Но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

Актуальность: 

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;

2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;

3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;

4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1. В пересказе.

2. В составлении рассказов.

3. В заучивании стихотворений.

4. В формировании грамматически развитой речи.

Цель: Создавать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблицы. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения мнемотаблиц в современные технологии.

Задачи: 

  1. Формировать у детей умение преобразовывать образы в символы
  2. Формировать умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
  3. Формировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи по мнемотаблицам.
  4. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Планируемый результат

Сентябрь

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники.

М.: Мозаика-Синтез, 2012

Москва, 2007

  • Изучена литература по

данной теме.

  • Проведен анализ

прочитанного.

  • Определены цель и

задачи работы над темой.

  • Составлен план работы

по самообразованию.

Октябрь-май

Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье 

Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание.

СПб: Детство-Пресс, 2011

М.:Мозаика-Синтез, 2012

М.: Мозаика-Синтез, 2011

СПб.: Заневская площадь, 2014

Москва - Литур, 2003

  • Проведена

исследовательская работа по теме самообразования;

  • Принято участие в

мероприятиях, посвященных теме самообразования.

  • Изготовлены пособия,

демонстрационные материалы по теме.

  • Организована и

проведена практическая работа с детьми, родителями, педагогами.

  • Проведен анализ и

оценка результатов своей деятельности, а также деятельности детей.

  • Подведены итоги.
  • Оформлен результат

работы по теме самообразования.

  • Представлены

материалы и отчет.

  • Полученный опыт будет

использован самим педагогом в процессе дальнейшей работы и распространяться.

Перспективный план по теме самообразования.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Дети

Педагоги

Родители

Диагностический

(организационный)

  • Постановка проблемы.
  • Подбор литературы по проблеме.
  • Определение целей и задач работы над темой.
  • Планирование работы по самообразованию.
  • Изучение материала по теме и имеющегося опыта с использованием образовательных технологий согласно ФГОС.

Сентябрь – ноябрь 2021 года

Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (буклеты).

Практический

  • Практическая деятельность: применение знаний, навыков умений на практике; изготовление пособий и атрибутов; организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами; участие в мероприятиях, посвящённых теме самообразования.

Октябрь

Рассматривание картины «Кошка с котятами».

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д).

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими, влияющими на развитие речи детей. (группа ВК)

«Подскажи Незнайке»

«Какой бывает?»

«Закончи предложение»

Ноябрь

«Рассказывание об игрушках(собака)»

Ознакомление с буклетом по мнемотехнике.

Папка-передвижка «Особенности развития речи у детей шестого года жизни.»

Декабрь

НОД составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова

Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Январь

Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Просмотр папок-передвижек “Особенности развития речи у детей шестого года жизни” и “Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста”

Февраль

Рассказывание по набору предметов.

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

Март

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

НОД «Правила движения для ребят и зверят»

Апрель

НОД составление описательного рассказа по картине «Весна».

Составление описательного рассказа об игрушках.

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники. («Лето»).

Май

Беседа о птицах, составление описательного рассказа.

Составление описательного рассказа по картине «Лето».

Конкурс (родители и дети)

«Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей»

Обобщающий

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы.
  • Представление материалов.
  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы
  • Распространение

Апрель-Май 2022г.

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники. («Лето»).

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники. («Лето»).

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники. («Лето»).

 Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуник...

Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...

Консультация "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В статье раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ...

Консультация для педагогов "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...

Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

обобщение оыта работы по теме "  Использование сказки  как средства  развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...