Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Зайцева Анна Олеговна

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста  усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaytseva_a.o._metod.razr_.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Подготовила: Зайцева Анна Олеговна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 54 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать —то и музыкального слуха. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Слайд 3

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский Пальчиковые игры -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Слайд 4

Цель : Развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста . Задачи : Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве. Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Слайд 5

Виды пальчиковых игр: Игры-манипуляции развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ. Сюжетные пальчиковые упражнения Позволяют детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых. Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга) Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание. Театр в руке Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

Слайд 6

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком; Помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации; Пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.

Слайд 7

Правила разучивания пальчиковых игр. Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. 3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает. Рекомендации: • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др. • Используйте максимально выразительную мимику. • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Слайд 8

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. осень зима весна лето «Давайте познакомимся»; «Детский сад. Игрушки»; «Труд взрослых «; - «Человек и осень»; - «Овощи и фрукты»; «Растения»; «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Домашние птицы»; «Зимующие птицы»; «Животные Севера»; «День матери». «Мир зимы»; «Мир сказок»; «Новый год»; «Зима в городе»; - «Зимние забавы»; «Зима в лесу»; «Зимние виды спорта»; «Я и моя семья»; «Мой дом»; «Мой город»; «День защитника отечества» «Наши бабушки и мамы»; «Электробытовые приборы»; «Человек и весна»; «Одежда и обувь»; «Народная культура и традиции»; «Космос»; «Водный мир»; «Профессии»; «Весна»; «Животные жарких стран»; Насекомые»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» - « Лето»; - «Цветы»; - «Грибы, ягоды, фрукты»; «Цветы»; «Насекомые»; «Дождь»

Слайд 9

«Олень» У оленя дом большой, Он глядит в свое окошко. Мимо заяц пробегал, В дверь ему стучал. «Тук-тук, дверь открой! Там в лесу охотник злой!» «Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай!» 2 1 3 4

Слайд 10

Список использованной литературы : Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009; Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат , 2007. – 62с. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003; Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002; Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009. Интернет-ресурсы

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уника...

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным,...

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развитие речи у детей раннего возраста"

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратеги...

Методическая разработка "Пальчиковые игры,как основа развития речи у детей раннего возраста"

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста"Бережная Альвина АркадьевнаВоспитатель МАДОУ МО "Центр- детский сад №118 Золотой...

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным,...