Консультация «Организация и подбор дидактических игр для НОД с детьми дошкольного возраста».
консультация по развитию речи (старшая группа)

 Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_didakticheskie_igry_2022.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Организация и подбор  дидактических игр для НОД с  детьми дошкольного возраста».

 Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуют:
 1.Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению .А также расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Развитию памяти, внимания, наблюдательности. Развитию  умению  высказывать  свои суждения, делать умозаключения.
 2. Развитию  речи детей: пополнению и активизации словаря.
3.
Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

 Подбор  дидактических игр.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

 Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

 Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом» и др.
     Настольно - печатные игры –это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                        Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы

     Подготовка к проведению дидактических игр включает:  

 - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения.

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. (в групповой комнате или на участке);

- определение количества играющих  (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

           Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры.  При  этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры , на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Рекомендации по планированию дидактических игр и использование их при проведении НОД

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью НОД. Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об  усложнении правил игры , расширении их вариативности .На занятиях рекомендуется использовать  дидактические игры ,которые можно проводить фронтально -со всеми детьми. Они  могут применятся в качестве метода закрепления и  систематизации знаний детей. При планировании дидактических игр в воспитательно- образовательном процессе необходимо чтобы игры, взятые на НОД,  использовались детьми и в их самостоятельной деятельности после проведения НОД, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью.  В процессе игры или после ее окончания, педагог устанавливает: на сколько правильно поняли и усвоили содержание НОД не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков. Для планирования и проведения НОД  я предлагаю следующие дидактические игры:

Дидактические игры для познавательного развития детей.

1.«Летает – не летает»

Ход игры:

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке.

2.«Кто, где живёт?»

Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных  и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Ход игры:  Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

3.«Где чья мама?»

Цель:

-Систематизировать знания детей о домашних животных и их детёнышах.

Правила игры:  

Первый вариант. Карточки с взрослыми животными разложить по группе, а карточки с детёнышами раздать детям. Воспитатель объясняет правила игры: Сейчас мы поиграем в игру «Где, чья мама?». У каждого из вас есть карточка с детёнышем домашних животных. Я сейчас буду имитировать голоса животных, а те дети, у которых карточка с детёнышем этого животного пойдёт искать свою маму. Выигрывают те дети, кто правильно отыскал свою маму.

Второй вариант. Можно находить своих мам по загадкам, или предложить самым детям рассказать о своём детёныше, а другие дети отгадывают, чей это малыш.

Дидактические игры для речевого развития

1. "Назови одним словом"

Цели игры: Развитие внимания, мышления, сообразительности.

Формирование умения классифицировать предметы. Пополнение словарного запаса

Ход игры

 Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

2.Игра "Один-много"
Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно ,назвав при этом множественное число .Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных, красочных картинок.

3.Игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дидактические игры для социально коммуникативного развития детей

1.Игра «Зеркало»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик , маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.). Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

2.Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Ход игры. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга

Дидактические игры для художественно эстетического развития

1.Смешаем цвета

Цель :.Формировать интерес к изобразительному искусству.

Закрепить знания о смешивании  красок для получения новых цветов и оттенков.

 Ход игры.

 Две команды по 5 человек в каждой. Можно и больше команд, это зависит от количества детей в группе и их желания играть . Всем членам команды выдаются кружочки 5 цветов по одному цвету каждому. Цвета: красный, синий, белый, черный, желтый.   Напротив каждой команды ставятся по 2 стула на расстоянии 3-4 метров от игроков. Ведущий из красивого ящичка достает кружок определенного цвета и читает стихотворение , посвященное этому цвету. Потом спрашивает у детей как этот цвет получить путем смешивания красок.

     Дети должны вспомнить, как получить эти цвета .

 Оранжевый цвет = желтый + красный. Зеленый цвет = желтый + синий. Фиолетовый цвет = красный + синий. Голубой цвет = белый + синий. Розовый цвет = белый + красный. Серый цвет = белый + черный

                Игроки команды совещаются и решают кто должен выбежать и сесть на стульчики напротив команды . Например, если речь идет о том , как получить  розовый цвет, то из команды выбегают и занимают места на стульчиках дети с  с белым и красным шариками  в руках .Если зеленый , то дети с желтым и синим шариками и т . д . Оценивается скорость и правильность ответов.

2.Дидактическая игра «Тепло-холодно»

Цель игры: закрепить знания детей о холодных и теплых цветах.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям картинки с солнышком и снеговиком. Участники игры самостоятельно выбирают кружочки с холодными и теплыми цветами и раскладывают вокруг соответствующих картинок

3.Дидактическая игра «Гусеница» своими руками из фетра

Цель:
Развитие зрительного внимания. Развитие логического мышления и памяти. Формирование мелкой моторики, тактильных ощущений .Изучение и закрепление основных цветов.
Варианты заданий:
1. Попросите ребенка показать определенный цвет( красный, синий, желтый зеленый);
2. Разложить цвета в определенной последовательности;
3. Собрать гусеницу в определенной последовательности, для этого можно использовать специальные карточки- ориентиры;
4. Попросите назвать последовательность цветов, используя предлоги за, после. около..

Дидактические игры для физического развития детей.

«Спортивное лото»

Цель: дать детям представление о различных видах спорта, спортивном оборудовании, снарядах, спортивных терминах. Учить правильно, называть спортивную специальность и описывать действие, изображённое на картинке

1 вариант (4 года). Принимают участие 3 человека. Детям раздаются игровые поля с видами спорта. Ведущий показывает карточки и объясняет, что делают спортсмены, дети сами определяют вид спорта.

2 вариант (5 – 6 лет). Участвуют в игре 6 человек. Детям раздаются все игровые поля. Ведущий показывает картинку, дети объясняют, что на ней изображено и находят её у себя.

3 вариант (6 – 7 лет). Роль ведущего берёт на себя любой ребёнок.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснить,

почему этот предмет является лишним.

Задачи:

Развивать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать внимание, целеустремлённость.

Ход игры.

Водящий выкладывает перед игроками четыре картинки.

Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Материалом могут быть картинки с изображением инвентаря ,видов спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

НОД по конструированию с палочками Кюизенера сдетьми раннего возраста "Дорожки"

Дети строят дорожки к избушкам. Дорожка к избушке ёжика длинная, а дорожка к избушке мышки короткая. Развивать у детей воображение, мышление, мелкую моторику рук....

Опыт работы по нетрадициоонным техникам рисования сдетьми дошкольного возраста

В статье описывается опыт работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми в доу.Каие использовались техники по возрастам....

проект сдетьми старшего возраста " Путешествие на неизведанную планету"

Вданной работе показано как в  ходе проекта для развития  режиссерской игры мы  создали индивидуальное игровое пространство, где дети могут небольшими подгруппами развернуть совме...

Консультация «Организация игр – занятий по грамматическому строю речи в младшем возрасте»

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формировани...

Консультация «Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»

Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...