Картотека дидактических игр. Формирование грамматического строя речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека71.48 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

                           

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

               

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ПРЯТКИ

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                             ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

 Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация.  Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

ДОБАВЬ СЛОВА

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать -  … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского «Кем быть».

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

 Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая…
Туфли (какие) – осенние, красивые…
Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая) - белая, праздничная… .
Шуба (какая) - меховая, теплая


НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой? » и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.) . Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон) .

НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь… грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные… грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно… пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.
Шарф (чей) — мамин,
Шляпка (чья) — бабушкина,
Поднос (чей) - дедушкин,
Книга (чья) – бабушкина,
Тапочек (чей) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

ПРЯТКИ
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под) .
Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т. д.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)

ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ
ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят) .
Организация. Воспитатель обращается к детям:
- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы) .
- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.
-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?
- Хочу.
- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим… ». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде) .
- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?
И так далее.

ДОБАВЬ СЛОВА
ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза? » Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка… .

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
Волк живёт в … .
Белка живёт в … .
Ёжик живёт в … .

ОБРАЗУЙ СЛОВА
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много карандашов.
Карлсон съел много конфетов.
Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.
Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
В доме большое …. В доме нет …. Я подошел к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?
Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить. ) .
Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В. Маяковского Кем быть.
После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.
- Я буду летчиком, летать на самолетах.
- Я буду врачом, лечить детей.
- Я буду учить детей, учительницей работать.
Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ
Цель: учить подбирать синонимы к словам.
Ехать - …, мчаться -, нестись - …, гнать - …, тащиться - …, передвигаться - … .

СОСТАВЬ ФРАЗУ
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
спелая ягода веселая песня
колючий куст лесное озеро

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая) .
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая) .
У снегиря красная грудь, поэтому его называют …) .
У дятла красная голова, поэтому его называют …) .
У вороны черные крылья, поэтому ее называют …) .
У дятла острый клюв, поэтому его называют …) .

КОМУ ЧТО НУЖНО
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая) .
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая) .
У снегиря красная грудь, поэтому его называют …) .
У дятла красная голова, поэтому его называют …) .
У вороны черные крылья, поэтому ее называют …) .
У дятла острый клюв, поэтому его называют …) .

Дидактические игры для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)

«Кто больше назовёт действий? »
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
• Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)
• Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
• Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)
• Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
• Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)
• Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов)
• Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)
• Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу)

«Весенние слова»
Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.
• Зимой какое небо? (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное)
• Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)
• Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое)
• Трава весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая)

«Подбери слово»
Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, весёлый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Робкая, ранняя…
Всходит, появляется, прорастает…
Прилетают, возвращаются…

«Скажи наоборот о весне»
Цель: Учить подбирать антонимы к словам.
Весна:
Ранняя – поздняя
Затяжная – дружная
Тёплая – холодная
Весёлая – грустная

«Умный словесник»
• Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. (Капель)
• Совсем маленькая капля. (Капелька)
• Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд. (Оттепель)
• Место, где стаял снег, и открылась земля. (Проталина)
• Незамёрзшее или уже оттаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря. (Полынья)
• Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. (Половодье)
• Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи. (Распутица)
• Небольшой водный поток. (Ручей)
• А как назвать его ласково? (Ручеёк)

«Угадай птицу»
Цель: Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию.
• Перелётная птица с чёрным оперением металлически – фиолетового отлива. (Грач)
• Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец)
• Буро – серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей)
Цель: Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.
(Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол)
• Грачи какие? (Крикливые, шустрые, небольшие, синевато – чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)
• Грачи что делают? (Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются)
Цель: Образование родственных слов.
Грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда, грачовник (скопление грачиных гнёзд) .
Скворец – скворушка, скворечник, скворцовый (-ая, - ое, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.

«Доскажи словечко»
Что в стакане угадай? Сладкий … (чай)
Мама на тёрке натёрла …
На тарелочке у Маши много вкусной, сладкой …
Приготовил повар Пров вкусный и душистый …
Я взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый …

«Узнай название соков»
Цель: Упражнять в подборе имён прилагательных
Сок из винограда – виноградный сок
Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – … ; Сок из брусники – … ;
Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – … ;
Сок из граната – … ; Сок из апельсина - … .

«Родственники»
Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов
Повар (повариха, поваренный, поварёнок, поварёшка, поварской и т. д.)
Соль (солонка, солить, засолка)
Сахар (сахарок, сахарница, засахаренное)

«Мой, моё, моя»
Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.
Мой – стакан, чайник, половник…
Моя – тарелка, чашка, кастрюля.
Моё – блюдце, блюдо…
Мои – ложки, тарелки…

«Ложка и стакан»
Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы
Ложку положили в стакан; Ложку достали из стакана; Ложку положили под стакан; Ложку положили за стакан; Ложку положили на стакан; Ложку достали из–за стакана; Ложку сняли со стакана.

«Назови свои действия»
Цель: Упражнять в образовании глаголов
Я умею посуду … мыть, ополаскивать, вытирать
Я помогаю стол … накрывать, сервировать
Я помогаю тарелки … расставлять, мыть
Я помогаю крошки … сметать
Я помогаю пол … подметать
Я умею пыль … вытирать

«У каждой вещи своё место»
Цель: Упражнять в произношении и в правильном названии предметов, тренировать в согласовании слов.
Посуда хранится (где) на кухне.
Сахар насыпали (куда) в сахарницу.
Молоко перелили (куда) в молочник.
Соль находится (где) в солонке.
Перец насыпали (куда) в перечницу.
Хлеб хранится (где) в хлебнице.
Селёдку подали (в чём) в селёдочнице.
«Скажи по- другому»
Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный

«Объясни значение»
Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов
Не в свое тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.

«Мои действия»
Цель: Упражнять в названии действия предмета.
Я могу (что делать) : обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.

«Я один»
Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

«Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.

«Лето»
Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии) ; закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.
Текст:
Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка и ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.
Вопросы к детям:
— Что делали девочки на лугу?
— Куда побежали Таня и Оля?
Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям) :
Таня одевается. — Оля раздевается.
Таня обувается. — Оля разувается.
Таня завязывает. — Оля развязывает.
Затем дети называют действия по аналогии:
Оля купается, и я купаюсь.
Оля одевается, и я одеваюсь.
Оля умывается, и я умываюсь.
Воспитатель просит их сказать правильно:
Дети пошли купаться (куда) на речку.
Дети купаются (где) в реке.
Дети переплывают (что) реку.
Лодки плывут (где) по реке.

Дидактическая игра «Почемучки»
Цель: Научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.
Ход игры.
Текст сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему»:
Жили-были Потому и Почему? Видят они - катится бревно.
• Почему оно катится? — спросил Почему.
• Оно катится потому, что оно круглое, — ответил Потому.
• А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? - спросил Почему.
Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.
• Почему она летит? — спросил Почему.
• Птица летит потому, что у нее крылья есть, — ответил Потому.
• А почему бы нам не сделать крылья? — спросил Почему.
Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему.
Вопросы к детям:
• Какие вопросы задавал Почему?
• Как отвечал Потому?
Дети составляют предложения по вопросам:
• Почему пришел врач?
• Почему люди берут зонты?
• Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему летом не носят шубу?
• Почему зимой надевают варежки?

Дидактическое упражнение «Про Мишутку»
Цель: Использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.
Наглядный материал: настольный театр: домик, лес, Мишутка.
Текст:
Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать. «Жил был Мишутка в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал) подошел. Мишутка вокруг домика (что сделал) обошел. А потом в домик (что сделал) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика (что сделал) вышел. С крылечка (что сделал) сошел. Через полянку (что сделал) перешел и ушел к себе домой.
- А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»
Цель: Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Словарный материал: -чик -ист
Ракетчик, танкист, минометчик, связист, летчик, зенитчик, артиллерист

Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов
-щик, -тель, -ист.
часовщик строитель пианист
крановщик учитель бульдозерист
каменщик тракторист
стекольщик

Дидактическое упражнение «Назови машину одним именем»
Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая
чистит картофель, — картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка.

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Цель: Упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.
Ход игры: Воспитатель называет предложение, например: «В лесу видели расцветшую черемуху», — предлагает сказать по-другому.
Возможные ответы детей:
В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.
В лесу мы увидели цветущую черёмуху.
Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие названия зверей, которыx дети видели в лесу или зоопарке.
В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.
В лесу мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.
В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»). Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правил, элементарного осознания явлений речи и языка.


Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р. п. ; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т. д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т. к. слова «лисик» не существует».


Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

«Посчитай - ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т. д.

Игры на образование притяжательных прилагательных.

«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана) .
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

«Чей? Чья? Чье? »
Ход игры: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванина ухо.


Игры на образование множественного числа существительных.

«Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: вариант №1 проталина – проталины
сосулька — …
луч — …
почка — …
подснежник — …
ручей — …
(сосульки, лучи, подснежники, почки, ручьи) .
Вариант №2 На дереве гнездо, а на деревьях….
На ветке сук, а на ветках… .
В гнезде птенец, а в гнездах… .
Во дворе дерево, а в лесу….

Игры на образование однокоренных слов.

«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.
Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д. »
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Он должен назвать родственное слово к слову «дом». Если затрудняется, мяч бросает обратно педагогу и т. д.
Например: А где живет человек? (В доме)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
- О большом доме? (домище)
- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

«Лесенка предложений»
Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.
Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т. д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.
Девочка сидит.
Девочка сидит на диване.
Девочка Даша сидит на диване.
Девочка Даша сидит на деревянном диване.
Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.
«Составь предложение»
Мячик лежит на письменном столе.
Мячик упал со стола.
Мячик закатился под стол.
Я достал мячик из – под стола.
Мячик лежит в ящике стола.
Я достал мячик из ящика стола.
Мячик закатился за стол.
Я достал мячик из – за стола.
Мячик лежит над столом.


Игры на словообразование.

«Назови ласково»
Цель: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.
Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.
Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
Соловей – соловушка, журавль - … ., лебедь -, скворец – скворушка….

«Образуй»
Цель: учить образовать прилагательные от существительных.
Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Ход игры: халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.

«Назови какой дом? »
Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.
Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.
Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы - из бумаги -
из камня – из металла - изо льда -
из глины — из стекла - из дерева –


Игры на образование приставочных глаголов.

«Что сделал Незнайка»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.
-Что делает Незнайка?
- Незнайка бежит.
- За что забежал Незнайка?
- Незнайка забежал за дом.
- К чему подбежал Незнайка.
- Незнайка подбежал к дому.
- Откуда выбежал Незнайка?
- Незнайка выбежал из дома.
Ход игры: Грач с юга …. (прилетел) .
Грачевник… (облетел) .
Грач через гнездо (перелетел) .
Грач от гнезда… (отлетел) .
Грач к гнезду …. (подлетел) .
Грач с дерева … (слетел) .
Грач из гнезда …. (улетел) .
Грач в гнездо …. (залетел)

Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

Игры на дифференциацию глаголов единственного и множественного числа.
Ход игры: Туча по небу плывет – тучи по небу плывут.
Идет затяжной дождь – идут затяжные дожди.
Дует холодный ветер – дуют холодные ветры.

Рекомендации для родителей

В картотеке представлены методические рекомендации для родителей дошкольников и задания, направленные на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. В каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Можно предложить родителям подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.

  • Большая часть упражнений проводится в игровой форме.

Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для игр-соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребенком прямо во время занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу, машинку, кубики.

  • Выделенные слова родители обязательно должны четко произносить в качестве примера.
  • Усвоенные грамматические формы желательно сразу же вводить в связную речь ребенка, исправляя грамматические ошибки в повседневном общении.

 

1. Учим ребенка образовывать уменьшительные имена существительные. Поиграйте в игру с мячом «Ласковые имена», научите ребенка образовывать имена по аналогии. Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.
Валя — Валечка Таня Вова ПетяРая КостяСоня Дима Катя и т.д.
Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?» Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.
Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка
Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».
голова — головка шея нос ресницы спина рот колено живот грудь глаз и т.д
Проведите игру с мячом «Большой — маленький». Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький.
стол-столик диван-диванчик полка-полочка 

2. Учим ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Проведите игру с мячом «Один и много». Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.
стакан-стакан слива-сливы кольцо-кольца

 3. Учим ребенка использовать имена существительные в родительном падеже. Проведите игру с мячом «Есть — нет». Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. 
— А у меня нет помидора.
У меня есть кубик. — ...
У меня есть мяч. — ...
У меня есть обруч. — ...
У меня есть кукла. — 
А у меня нет куклы.
У меня есть подушка. — ...
У меня есть коляска. — ...
У меня есть лента. — ...
У меня есть ведро. — 
А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. — ...
У меня есть колесо. — ...
У меня есть полотенце. — ...

4. Обучаем ребенка образованию формы дательного падежа имен существительных. Предложите закончить начатые вами предложения. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.
Поварешка нужна повару.
Кисть нужна... 
(художник).
Гаечный ключ нужен... 
(шофер).
Иголка нужна... 
(швея).
Лопата нужна... 
(садовник).
Указка нужна... 
(учитель).

 

5. Продолжаем обучать ребенка образованию формы винительного падежа имен существительных. Предлагаем закончить предложения. Можно провести игру с мячом «Кого угостим?» Ребенок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.
Травой угостим корову.
Морковкой угостим... 
(кролик).
Косточкой угостим... 
(собака).
Молоком угостим... 
(корова).
Пшеном угостим... 
(курица).
Овощами угостим... 
(свинья).

 6. Упражняем ребенка в образовании формы творительного падежа имен существительных. Предлагаем ответить на вопросы.
Чем дворник подметает улицу? 
(метла) Чем медсестра делает укол? (шприц) Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа) Чем повар режет морковь? (нож) Чем садовник рыхлит землю? (грабли) Чем маляр красит стены? (кисть) Чем столяр строгает доски? (рубанок)

 7. Учим ребенка считать до трех и согласовывать числительные с существительными. Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один баклажан...
Один стакан...
Один карман...
Одна груша, две груши, три груши.
Одна чашка...
Одна ложка...
Одно ведро, два ведра, три ведра.
Одно кольцо...
Одно дерево...

 8. Учим ребенка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.
Две вилки. — Пять вилок.
Две чашки...
Две ложки...
Две шапки...
Две крышки...

 9. Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.
Чашка стоит 
на столе.
Цветок стоит 
в голубой вазе.
Стул стоит 
у стены.
Мяч закатился под стол.
Лампа висит 
над крыльцом.
Котенок спрятался 
за кресло.
Книга упала 
со стола.

 10. Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).
Дедушка сидит 
в кресле.
Книги лежат ... полке.
Дерево растет ... забора.
Щенок залез ... кровать.
Солнце поднялось ... морем.

 11. Учим ребенка использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными. Предлагаем подобрать как можно больше определений к каждому предмету:
помидор — красный, круглый, вкусный, сочный...
огурец...
мяч...
нож...
кубик...
морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая...
репа...
кукла...
шуба...
солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое...
ведро...
блюдце...
яблоко...
дерево...
лицо...

 12. Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прилагательными. Учим образовывать относительные прилагательные.
Стакан из стекла — стеклянный.
Стол из дерева — ... 
Коробок из картона — картонный.
Сок из лимона — ...
Кофта из шерсти — шерстяная.
Дорожка изо льда — ...
 Сапоги из резины --- резиновые.
Бусы из рябины -

 13. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:
длинная 
(дорога)широкая, маленькое, большая, короткий, низкое, узкая, высокий, круглое, желтая, овальное.

 14. Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот», обучая подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным значением.
Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Дерево высокое, а куст...
Суп горячий, а мороженое...
Река длинная, а ручей...
Книга толстая, а тетрадь...
Дорога широкая, а тропинка...
Орехи крупные, а семечки...
Папа молодой, а дедушка...

15. Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. Предлагаем поиграть в игру «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:
Небо синее, а море еще синее.
Тропинка длинная, а дорога еще...
Вечер темный, а ночь еще...
Я сильный, а папа еще...

 16. Обучаем ребенка образованию притяжательных прилагательных по образцу:
хвост лисы — лисий хвост
нос лисы — ...
глаза лисы — ...
усы лисы — ...
лапа лисы — ...
ухо лисы — ...
лай собаки — собачий лай
след собаки — ...
шкура собаки — ...
лапа собаки — ...
глаза собаки — ...
чутье собаки — ...
пасть медведя — медвежья пасть
голова медведя — ...
нос медведя — ...
хвост медведя — ...
лапы медведя — ...
тело медведя — ...


17. Упражняем ребенка в образовании относительных прилагательных:
сок из вишни — вишневый сок
варенье из сливы — ...
повидло из айвы — ...
компот из апельсина — ...
котлеты из моркови — морковные котлеты
салат из свеклы — ...
икра из баклажана — ...
сок из огурца — ...

 18. Обучаем ребенка изменению глаголов по числам. Предлагаем сказать по образцу:
Он сидит. — Они сидят. Он лежит. — Они... Он строит. — Они... Она поет. — Они... Она рисует. — Они... Она играет. — Они...

 19. Обучаем ребенка изменению глаголов по родам в прошедшем времени. Предложите сказать по образцу:
Он пел. — Она пела. — Они пели. Он сидел. — Она.... — Они... Он танцевал. — Она.... — Они...
Он рисовал. — Она.... — Они...
Он строил. — Она.... — Они...

20. Упражняем ребенка в образовании глаголов с противоположным значением. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:
надевать — снимать
наливать — ...
завязывать — ...
зашнуровывать — ...
насыпать — ...

 21. Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные. Предложите послушать высказывания и ответить на вопросы.
У папы есть сын. Чей это сын? (Папин.)
У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?
У мамы есть шуба. Чья это шуба?
У тети есть туфли. Чьи это туфли?
У Сережи есть пальто. Чье это пальто?
У бабушки есть очки. Чьи это очки?
У дедушки есть кресло. Чье это кресло? У дяди есть машина. Чья это машина?

 22. Учим ребенка образовывать наречия от прилагательных. Предложите закончить высказывания.
Конь скачет (быстрый)быстро. Черепаха ползет (медленный)... Собака лает (громкий)... Звонок звенит (звонкий)... Ветер дует (сильный)... Самолет улетел (далекий)... Воздушный змей поднялся (высокий)...

 23. Упражняем ребенка в образовании однокоренных слов. Предложите ответить на вопросы:
Как зовут маму котенка? — 
Кошка.Как зовут папу котенка? — Кот.Как зовут сестер и братьев котенка? — Котята.
Как назвать усы кошки? — 
Кошачьи.Как назвать маленького кота? — КотишкоКак назвать большого кота? — Котище. Как называется комок из снега? — Снежок. Как называют фигуру из снега? — Снеговик. Как называются хлопья снега? — Снежинки. Как называются первые весенние цветы? — ПодснежникиКак называют явление, когда выпадает много снега? — Снегопад.
Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? — 
Заснеженный.

 24. Упражняем ребенка в подборе слов-синонимов. Предложите подумать, как можно сказать по-другому:
бросать — кидать — швырять — метать
идти — плестись — тащиться — ползти
бежать — нестись — лететь — мчаться
тянуть — тащить — волочить
плакать — реветь — выть — рыдать
имя — прозвище — кличка — название
доктор — врач — лекарь
волшебник — колдун — чародей
буря — ураган — буран — шторм
холм — бугор — горка — курган — возвышенность
толстый — жирный — пухлый
трудный — тяжкий — тяжелый
главный — основной — первостепенный
маленький — малый — крошечный — крохотный — мелкий — небольшой
интересный — забавный — занятный

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Консультация для родителей.

Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:
Словоизменение – число, род, падежи;
Словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;
Согласование различных частей речи между собой;
Фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами,
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании множественного числа (ключ-ключи-ключей; лети-летят; красный-красные, согласовании существительных с числительным (один пень – два пня-пять пней). Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов (зеркало – зеркальце; ива - ивовый, слива – сливовый, медведь – медвежий и т. д.) ; образовании относительны прилагательных (куричный суп, яблоковое варенье и т. д.) .
Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.
Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка. Предложите ребенку выполнить ряд несложных упражнений


Проверьте своего ребенка.
1. «Скажи, чего много? »
Шар один, а много чего? …. (шаров)
Стол один, а много чего? …. (столов)
Голубь один, а много кого? … (голубей)
Лебедь один, а много кого? …. (лебедей)
Пень один, а много чего? …. (пней)
Лев один, а много кого? …. (львов)

2. «Посчитай от 1 до 10»
Один каблук, два каблука, три каблука, четыре каблука, пять каблуков, шесть каблуков и т. д.
Одна сосна, две сосны, три сосны, четыре сосны, пять сосен, шесть сосен т. д.
Одно озеро, два озера, три озера, четыре озера, пять озер, шесть озер и т. д.

3. «Назови ласково»
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце, кресло – креслице, платье – платьице, сова – совушка, соловей – соловушка, дети – детушки и т. д.
4. «Какой сок? »
Из яблок сок – яблочный
Из капусты – капустный
Из моркови – морковный и т. д.

5. «Исправь Незнайку». Взрослый произносит предложения с ошибками и просит ребенка исправить и повторить правильно.
«Карандаш упал над стол. Из коробки положили игрушки. Тане подарили красивая, интересная книгу. Машина отъехала к магазину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

данная картотека пригодится всем логопедам при работе с детьми ОНР...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....

"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"

Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи

Картотека игр по формированию грамматического строя речи...