Методическая разработка. Картотека дидактических и подвижных игр по лексической теме "Осень"
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Игра, как известно, основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Специалисты отмечают, что игра в определенной мере вляется одним из способов познания окружающего мира. Представленные игры направлены на формирование у детей грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие слухового внимания, памяти, развитие образности и яркости речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskiih_igr.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Подбери слова»

Задачи: расширять словарный запас детей, уточнять значения слов; развивать мышление.

Атрибуты: игра проводится устно.

Игровое действие: ребенок подбирает к глаголам имена существительные.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку подобрать к глаголам имена существительные.

Лексический материал:

Моросит…(дождь);

Вянет…(трава);

Желтеют…(листья);

Льет…(дождь);

Опадают…(листья);

Мокнет…(земля);

Улетают…(птицы);

Созревают…(овощи, фрукты);

Выкапывают…(луковицы);

Солят…(огурцы);

Собирают…(семена, урожай) и т. д.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Дидактическая задача: учить детей составлять временные цепочки;

Развивать логическое мышление.

Материал: карточки-схемы с изображением солнца, листа, жука, тучи с дождём, птиц,

человека, медведя, снежинок.

Игровые действия: составление временных цепочек.

Ход игры: предложить детям вспомнить сезонные изменения и составить цепочку

Последовательности этих изменений, используя карточки-схемы.

Дидактическая игра «Осенние приметы»

Задачи: закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность,

внимание, память.

Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое

поле, разделённое на 8 клеток.

Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано

определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют

предложение, используя ключевое слово «осенью».

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,

наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют

группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание,

зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют

его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки

вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и

ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают

движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт
и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям,

развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья

этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

разложить листья на своё дерево

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы – берёзовый лист; этот лист с клена – кленовый.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,

правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из

мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи

обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и

его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого  картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или

грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать

логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на

одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде

отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-

картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,

а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй

выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или

фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые

упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их

изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети

хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды,

грибы).

***

Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

 Яблоки       душистые,  
Персики   пушистые,  
Груши   золотистые,      
Осень     принесла.      
В. Волина


***

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?
Здесь
редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы.
Зреют дружно - молодцы!
И
 картофель, и капуста.
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

***

В огороде

Вот вам  морковка
Красная  головка,

Хвостик  зелёный.

Вот вам репка

И   огурчик крепкий,

Солнцем подслащённый.

На рядах  капусты
    Кочаны жмутся густо

В  листьях лохматых,

Вот  горошек сладкий,

Зёрнышки  в  порядке

Спят  в стручках усатых.

Что  за вкусный народ

Населил    наш огород!

***

Что растет на нашей грядке

Огурцы, горошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка - просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Овощная считалка:

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон

По грибы

Все  зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки     скакали

Рыжики    срывали.

Лисичка    бежала            
Лисички собирала.

Скакали зайчатки

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Ваза с фруктами

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим   мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин

***

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не   смотрите, что мала.

Репка  тоже   удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

Посадила в    огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для   братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот  и сыта стала кошка.
А   Максим ест огурец.
Наш  мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех  мальчишки угощают.
Витамин  есть заставляют.

А. Максаков

Летний сад
Как хорош он,  летний сад,
Фруктами    всегда  богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.      
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш  и  яблок  аромат,    
Съесть одно бы каждый рад.

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,

И яблокигруши.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

И солнышку     помашем

«Спасибо,осень!» скажем.

У. Рашид

***

Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок     и   баклажан.

***

В огороде много гряд
Есть  и
репа, и салат.

Тут  и свёкла горох

А  картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год!

Буду делать я салат…

Буду    делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры  и  редиску.

Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами   я  впрок
Запасаться   не  устану.

***

Стала тыква нас просить:

Жарко!Дайте нам попить! -

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,

- Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

***

Словно в заячьей  столовой

На полянке- пень сосновый,

На пеньке стоит обед

И чего там только нет

И капустакартошка,

Горка свежего горошка.

И петрушечки немножко.

А зайчишкам-ребятишкам

Травка сладкая горой,

По  морковочки одной.

Ведь морковка  с грядки

Слаще шоколадки!          

Подвижная игра «Поезд»

Задача: научить детей различать деревья по листьям, знать названия деревьев.

Атрибуты: листья с разных деревьев.

Ход игры: дети встают друг за другом, образуя поезд. Поезд идёт от станции Дубовой к

Березовой, Рябиновой, Ольховой и т.д. Ведущий открывает билетную кассу и

«продает» детям билеты – разные листья деревьев. Поезд прибывает на

Березовую станцию, дети с билетами до этой станции выходят (показывают

билет и называют станцию)– а поезд отправляется на другие станции.

На обратном пути поезд берет пассажиров, ожидающих на станциях.

Для этого дети должны показать и назвать обратный билет.

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,

закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное

восприятие.

Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и

подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут

по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.». (Другие

задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся

размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева..)

Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней

цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

Подвижная игра «Белкины запасы»

Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать

внимание, память, устную речь.

Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.

Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат

предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами:

«Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с

одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает

ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи

(грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с комнатными растениями"

        Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точно...

Рецензия на методическую разработку «Картотека дидактических игр по ознакомлению с растениями младших дошкольников»,

Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению...

Методическая разработка "Картотека дидактического материала по лексической теме Космос"

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе  игр  вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентриро...

Методическая разработка. Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы.

Методическая разработка.Картотека дидактических игр по ФЭМП       Для подготовительной группы....

Методическая разработка.Картотека дидактических игр

Методическая разработка.Картотека дидактических игр. Младшая группа...