Конспект НОД на тему «Чтение стихотворении о зиме. Заучивание стихотворения С. Маршака «ЯНВАРЬ». (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Федорова Елена Вячеславовна

Цель:  Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с опорой на мнемоcхему.

Задачи:

Образовательные:

  1. Передавать интонацией любование зимней природой.
  2. Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь.
  3. Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, используя прилагательные, существительные, глаголы.
  4. Учить использовать при заучивании стихотворения  мнемосхему.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы.

2.Формировать навык работы в группе.

3.Воспитывать любовь к поэзии, родной природе

Развивающие:

1.Развивать у детей поэтический слух.

2.Развивать память, творческое воображение, логическое мышление.

Словарная работа : декабрь, январь, февраль, календарь, поэт.

Оборудование и материалы: ноутбук, СМАРТ доска, мнемосхема, разные виды календарей.

Предварительная работа: цикл бесед на занятиях и вне занятий по теме «Зима».  Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних  изменениях в природе. Наблюдение на прогулке, заучивание стихов о зиме, загадывание загадок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

КОНСПЕКТ

НОД НА ТЕМУ «ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О ЗИМЕ.

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С.МАРШАКА «ЯНВАРЬ».

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ: ФЕДОРОВА Е.В.

НАДЫМ 2021Г.         

  Цель:  Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с опорой на мнемоcхему.

Задачи:

Образовательные:

  1. Передавать интонацией любование зимней природой.
  2. Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь.
  3. Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, используя прилагательные, существительные, глаголы.
  4. Учить использовать при заучивании стихотворения  мнемосхему.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы.

2.Формировать навык работы в группе.

3.Воспитывать любовь к поэзии, родной природе

Развивающие:

1.Развивать у детей поэтический слух.

2.Развивать память, творческое воображение, логическое мышление.

Словарная работа : декабрь, январь, февраль, календарь, поэт.

Оборудование и материалы: ноутбук, СМАРТ доска, мнемосхема, разные виды календарей.

Предварительная работа: цикл бесед на занятиях и вне занятий по теме «Зима».  Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних  изменениях в природе. Наблюдение на прогулке, заучивание стихов о зиме, загадывание загадок.

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(2-3 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..)

Воспитатель:  Ребята, чтобы вы сами догадались, о чем пойдет речь сегодня, я хочу загадать вам загадку.

« Тройка, тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белолоба, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром».

Воспитатель: - Как вы думаете, что это за царица?

Воспитатель: - А кто догадался, что за тройка белых скакунов? О каком времени года мы сегодня будем с вами говорить?

Воспитатель: Хотите узнать?

Дети: Хотим!

 

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, у меня есть иллюстрации. Какое время года  на них изображено?

Дети: Зима.

Воспитатель: На иллюстрациях изображены разные зимние месяцы. Кто может назвать их?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Какой месяц наступил сейчас?

Дети: Январь.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три.

Воспитатель:  Теперь можете сказать, что за царица в загадке сидела в санях? И что за белые скакуны ее везли?

Дети: Царица-Зима, скакуны- зимние месяцы.

Воспитатель:  Ребята, а как вы узнали, что на иллюстрации  изображена зима?

Дети: Везде лежит снег.

 Воспитатель: Что делает снег зимой?

Дети: Идет, летит, порхает, кружится, ложится.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Холодный, белый, пушистый, легкий, серебристый, кружевной.

Воспитатель:  Я предлагаю вам поиграть в речевую игру «Родственные слова». «Родственные слова» мы будем подбирать к слову СНЕГ, а помогать нам будут картинки на СМАРТ доске. ( воспитатель выводит на СМАРТ доску картинки: снежинка, снежок, снеговик, Снегурочка. подснежник, снегирь, снегокат. А также картинки в названии которых не живет слово СНЕГ.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Зима красивое, поэтичное  время  года. О зиме сложено много песен, написано много стихов. Как называют человека, который  пишет стихи?

Дети: Поэт.

Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение о зиме  поэта  С.Маршака «Открываем календарь». Послушайте.

«Открываем календарь-

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе –

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (2-3 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

Воспитатель:  Ребята, кто сможет повторить стихотворение, прочитать наизусть?

( педагог дает возможность попытаться рассказать стихотворение  всем  желающим.)

Воспитатель: Почему не смогли рассказать стихотворение наизусть?

 Дети: Мы не смогли запомнить.

Воспитатель: Значит, что вам нужно сделать, чтобы  вы смогли запомнить стих?

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(3-4 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

Воспитатель выслушивает все предложения детей, старается вовлечь всех детей в обсуждение.

 Воспитатель: Молодцы, ребята. А если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать, то, что нужно делать?

Дети: Спросить у того, кто знает.

Воспитатель: Для того, чтобы лучше и быстрее запомнить стихотворение, люди придумали мнемосхемы, на которых рисуют все, то, что поможет выучить стихотворение.  

У нашего стихотворения тоже есть своя мнемосхема. Чтобы запомнить стих, надо внимательно рассмотреть схему. (рассматривание мнемосхемы на СМАРТ доске).

Воспитатель: Ребята, напомните мне еще раз, что поможет нам запомнить стихотворение?

Дети: Мнемосхема.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам встать и немножко отдохнуть.

Физ.минутка «Зимой».

На санках едем мы гурьбой,( имитация езды на санках)

Потом в снежки мы поиграем,(лепить снежки и бросать).

Все дружно лыжи одеваем,(«одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).

Потом все встали на коньки,(изображают катание на коньках).

Зимой веселые деньки!(прыжки вверх).

 

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний  и умений (3-4 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

 Воспитатель: Сейчас я еще раз прочитаю вам стихотворение с помощью мнемосхемы, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Далее педагог предлагает детям  самостоятельно прочитать стихотворение используя мнемосхему. ( чтение по одной строчке, один начинает второй продолжает, чтение стиха целиком).

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (2 мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: О зиме, учили стихотворение.

Воспитатель: Какие знания пригодились? Что помогло вам быстро запомнить и прочесть стихотворение?

Дети:  Мы рассказывали о снеге,  познакомились с мнемосхемой. Мнемосхема помогла запомнить стихотворение.

Воспитатель:  Вы все были молодцы.

 

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Блинов И.Г. –последн...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»Цель:обобщение знаний о зимующих пти...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...