Тема самообразования: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "
методическая разработка по развитию речи

Сафиуллина Хамдия Мухаметкамиловна

К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мыслинародного чувстванародной жизни, в область народного духа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

План         по самообразованию

 воспитателя 1 категории

МБДОУ Высокогорский детский сад  «Бэлэкэч»Высокогорского района

Сафиуллиной Хамдии Мухаметкамиловны

на период с 2019 по 2023г.

Тема самообразования:

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

              1. Цель:   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества

Задачи: Расширить свои знания о влиянии устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников.Способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.Способствовать образованию родителей по данной теме и приобщению семей к совместному творчеству детей и родителей.

         3. Актуальность : 

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклорувозрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мыслинародного чувстванародной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный материал, необходимый для речевогоречевого развития детей дошкольного возраста . Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.

.

Дети очень легко и хорошо воспринимают фольклорные произведения .

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План по самообразованию

на 2018 – 2019 учебный год

Месяц

Содержание деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

 

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме: посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер- классов.

Октябрь-

Создать дидактические и  словесные игры игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий.  

С родителями изготовление книжки малышки из загадок. и потешек.

Ноябрь

Создать картотеку скороговорок и чистоговорок(На руском и на татарском языке)

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми

Декабрь-

Отгадывание детьми загадок.(на руском и на татарском языке)Работа по составлению (придумывание) загадок.

   

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

Январь

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)

Изготовление костюмов для инценироок сказок

Март-

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

  С родителями изготовление книжки малышки из загадок. и потешек.

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

 совместное творчество родителей с детьми на тему , создание «Книжек малышек» «Моя любимая сказка»

Май

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

 План по самообразованию

на 2019 – 2020 учебный год.

месяц

 Содержание деятельности

Работа с родителями

сентябрь

Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Показ родителям  ролика из сказок, которые были показаны детям младшей гр.

«Заячья избушка»

Январь

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям татарских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «Какими книгами лучше дружить дошколятам?»

Создание библиотеки красочных книг с татарскими  народными сказками.

Февраль

Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Дополнить уголок ряженья с костюмами из бросового материала

Март

Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на итоговом родительском собрании

План по самообразованию

на 2021– 2022 учебный год

сроки

Содержание работы

сентябрь

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Изучение методической литературы. Подбор материала.

октябрь

Применять потешки в режимных моментах

Создание картотеки потешек для работы с детьми

ноябрь

Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек

Изучение темы « настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

январь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

февраль

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Изготовление картотеки русских народных сказок

март

Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей»

апрель

Роль фольклора в развитии детей

Заучивание и проговаривание потешек

май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)

Самоанализ плана по самообразованию

План по самообразованию

на 2022– 2023 учебный год

 

Содержание работы

Чтение

Работа с родителями

Сентябрь

Руская народная сказка

 « Заяц-хвастун»

 

 

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Татарская народная сказка

«Шалкан» инценировка сказки

Р. н. сказка

«Смоляной бычок»

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Ноябрь

Р.н. сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Сербская сказка

«Почему у месяца нет платья»

Консультация для родителей на тему:Значение колыбельных песен

Декабрь

 

«Мороз, солнце и ветер»

загадывание загадок о зиме

Просмотр мультфильма

Р. Н. сказки «Снегурочка»

Папка-передвижка для родителей и детей

Январь

Р.Н. сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк» и сценировка сказки

 

Привлечение родителей к созданию  театрального уголка, оборудовать ширмой , собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Февраль

Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Волк

и семеро козлят»

Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки».

Март

 

Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух»

Привлечение родителей к созданию  театрального уголка, оборудовать ширмой , собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Апрель

 Драматизация сказки  Г. Тукая  «Коза и баран»

Организация  выставка работ «Праздник старой перчатки»

Май

 

Р.Н. сказка

«Лиса и кувшин»

Фотовыставка «Юные актеры

 

 

Работа с родителями :

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и  папку раскладушку « Потешки, песенки»

 

Анкета для родителей  

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки?

b) какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2. Знаете ли Вы русские праздники?

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

 

Список литературы :

1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г

6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,

8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.

9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.

10.Загоруля   Г.   Аг.   Мазурик   Ar   M.   «Путешествие   в мир

фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.

11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.

12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.

13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.

№4, 1984г.

15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.

17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №

8, 1999г.

18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.

19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.        

20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.

Консультация для воспитателей

 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.    

 

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

 Педагоги нашего детского сада остановились на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

 Начиная работу по данной теме, нами был разработан педагогический проект «В мире слов» на основе логико-структурированного подхода, сформулировали профессиональную проблему. Участниками проекта являлись дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагоги.

Для того, чтобы достичь результатов в работе с детьми дошкольного возраста в вопросах воспитания и обучения необходимо теснейшее взаимодействие с семьей. В группах был оформлен родительский уголок «Учите вместе с нами», определены и разработаны направления работы с родителями: информационно – аналитическое, познавательное, наглядно – информационное, досуговое, проведено анкетирование.

Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Эти газеты используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.

 Обратили внимание на организацию предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешекам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

 

Для того  чтобы педагоги использовали фольклор в своей работе, нами были разработаны и проведены консультации на следующие темы: «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте», «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством УНТ», «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой», «Игры и упражнения направленные на развитие артикуляционного аппарата детей 3-4 лет».

 Дети очень любят играть в народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Пчелки и ласточка», «Зайка серый умывается…» и др. Поэтому в помощь педагогам был разработан перспективный план игр. Основной формой работы по развитию речи посредством устного народного творчества с детьми дошкольного возраста стал кружок «В мире слов», направленный на расширение словарного запаса детей, активизацию их речевого, познавательного и умственного развития, развитие звукопроизношения, а также на воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

 УНТ, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

 Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме. Воздействие на развитие речи у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.

 Не меньшую роль в развитии речи дошкольников играют русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.

Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.

 В процессе освоения поликультурного образования нами использовались разнообразные формы работы с детьми: интегрированные непосредственно-образовательные деятельности, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевые прогулки, экскурсии; развлечения; фольклорные концерты, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, используют в речи русские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.

 Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволяют организовывать деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями разных этнических групп и общностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....

Самообразование:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народно...

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

План по самообразованию«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»...