Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.

Образовательные задачи:

           - Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Познакомить с эмоциями, которые может вызвать картина.

Развивающие задачи:

           - Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, воображение, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память, эмоциональный интеллект.

Воспитательные задачи:

           - Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

          - Побуждать находить красоту в сюжетном образе, любоваться произведением искусства.

          - Формировать гордость и любовь к родине, ее фольклору.

Используемые методы:

            - наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Три богатыря»)

            - словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); спокойная русская народная мелодия»);

Словарная работа:

                - Обогащение словаря: репродукция.

                - Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, даль, описание героев картины: взгляд, поза.

Оборудование: картина «Три богатыря», книга «Былины», магнитная доска,  указка, иллюстрации к былинам.

Организация. Картина «Три богатыря» висит на магнитной доске. Дети  сидят полукругом.

 

Ход НОД:

1. Организационный момент

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова. И рассмотрим его картину «Три богатыря».

 

2. Исторический экскурс

Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.

Одной из самых любимых тем для художников является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова (1848-1926гг.)

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.

 

3. Рассматривание картины

 

- Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)

Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.

Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

-Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

- Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

- Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

- Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

- Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович .У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.

-Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

- Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

- Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

- Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

 

4. Работа с пособием

Ребята, у нас есть плакат эмоций. Кто хочет подобрать эмоциональное состояние каждому из богатырей по схеме? (по желанию выбрать трех человек)

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

 

5. Работа с художественным словом.

Послушайте, как в стихотворении хвалят богатырский дух:

 

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

 

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

- Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

- У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

- Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

-Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

6. Физкультурная минутка.

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте) 
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу) 
Мы ладонь к глазам представим,(правую руку подносят козырьком к глазам) 
Ноги крепкие расставим, 
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.  
И налево надо тоже поглядеть нам величаво. 
Наклонились влево – вправо  (руки на поясе, наклон влево - вправо) 

Получается на славу!

7. Составление рассказов по картине

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш занятие закончено, всем спасибо.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри».

На занятии дети учатся состовлять рассказ по картине, при этом стараются строить  сложные предложения....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Рассказывание по картине В.Васнецова «Богатыри»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Формировать умение творчески рассказывать.2. Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.3. Упражнять в подборе определений, синонимов к заданному слову...

Знакомство с картиной В. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

В ходе деятельности у детей формируются познавательные интересы при знакомстве с былинами. Закрепляются знания о богатырях Древней Руси как о защитниках Отечества – с помощью поэтического слова,...

Занятие педагога-психолога в старшей группе на тему: «Защитники нашей Родины, беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Цель:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, гордость за своих пр...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...

Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри"

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри.- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,Её из колечек железных плетут (кольчуга).2. Железная ша...