Самообразование "Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 2-3 лет"
проект по развитию речи (младшая группа)

Плотниковой Анны Сергеевны

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад № 15 «Аистёнок»

                                                                                                                                                                                                           

План самообразования

воспитателя первой младшей группы

Плотниковой Анны Сергеевны

«Сказкотерапия  как средство формирования развития речи детей 2-3 лет»

г.Пушкино 2022г.

Тема: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей 2-3 лет».

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

1. развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

2. обогащение словаря;

3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;

4. развитие представления об окружающем мире;

5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

7. вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;

8. воспитывать любовь к художественной литературе;

9. развивать традиции семейного чтения;

Предполагаемый результат:

В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.

Роль сказок в жизни детей

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Актуальность темы

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 2-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевичами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Сказки для детей младшего возраста (2-3 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. Подготовительный.

Определение проблемы проекта.

Анкета для родителей  по развитию речи.

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Оформление книжного уголка.

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Список методической литературы.

2. Практический этап.

Для детей.

1. Познакомить детей со сказками.

2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).

4. Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Репка».

5. Чтение и рассказывание сказок.

6. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.

7. Подбор загадок по сказкам.

8. Открытый просмотр «Рассказываем сказку «Репка».

Для родителей.

1. Помощь родителей в подборе сказок.

2. Чтение сказок с родителями дома.

3. Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.

4. Рисунки родителей для создания книги «Наши любимые сказки».

Заключительный.

Обобщение результатов. Подведение итогов. Показ инсценировки сказки.

План работы с родителями

1. Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».

Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

2. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

3. Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада. Привлечение родителей к инсценировке сказки.

4. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».

Реализация проекта будет способствовать:

- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;

- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;

- социально – эмоциональному развитию детей;

- включению родителей в педагогический процесс.

Формы работы:

- Чтение детям сказок.

- Беседы по содержанию сказок.

-Пальчиковые игры по сказам.

- Подвижные игры.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.

- Инсценировка сказок.

- Дидактические игры.

- Отгадывание загадок по сказкам.

-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, лепка).

месяц

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей.

Анкета для родителей по развитию речи детей

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».

октябрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».

2. Пальчиковая гимнастика «Репка»

Слова Действия

“Репку мы сажали” (Понарошку роем своими руками лунку на ладони ребёнка)

“Репку поливали” (Его ручкой изображаем будто вода льется из лейки)

“Вырастала репка”( Выпрямляем его пальчики по-очереди)

“Хороша и крепка!” (Цепляем свои пальцы за ручку малыша и тянем каждый в свою сторону)

“Вытянуть не можем!

Кто же нам поможет?

Тянем - потянем, тянем - потянем. Ух!” (Расцепляем руки и трясем кистями)

3. Инсценировка Сказки «Репка»

4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Репка".

Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Задание повторяется.)

5. Чтение потешки «Репка»

Уродися репка,

Ни густа, ни редка.

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

6. Лепка "Репка".

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».

ноябрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

2. Беседа по сказке «Колобок»

3. Пальчиковая игра «Колобок»

Я, колобок, колобок,

(катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен,

(правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен,

(имитируют подметание пола)

На сметане мешан,

(делают круговые движения кистью правой руки)

В печку сажен,

(показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен.

(рисуют руками окошко)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел.

(перебирают указательным и средним пальцем

4. Показ настольного театра «Колобок».

5. Слушание аудиозаписи «Колобок».

6. Инсценировка сказки «Колобок».

7. Подвижная игра «Колобок»

Покатился колобок (бегут на месте) мимо зайки (изображают зайца: показывают ушки, лапки, хвостик) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте) мимо мишки (изображают медведя) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте) мимо волка (изображают волка: пружинистый шаг на месте, хватательные движения руками) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте) мимо лисоньки (изображают лису) хлоп – хлоп. (хлопают в ладоши).

Лиса догоняет колобков.

8. Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

9. Рисование «Катиться колобок по дорожке»

10. Чтение потешки «Колобок»

Я с утра взялась за дело:

Пластилин в руках согрела

И слепила колобок,

Колобок - румяный бок.

У него и нос, и рот,

Жаль, что песен не поёт!

Очень я лепить люблю!

Волка серого слеплю,

Зайца трусоватого,

Мишку косолапого,

А лисицу?

Нет пока!

Чтоб не съела колобка!

11. Д/и выложи сказку «Колобок»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности

для сказки «Колобок»

декабрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2. Показ настольного театра «Теремок».

3. Вспомним сказку по иллюстрациям.

4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы

5. Пальчиковая игра «Теремок»

На полянке теремок

(ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор

(руки перед собой,пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор.

тук-тук-тук

тук-тук-тук

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте,я ваш друг!

(Руки развести в стороны)

6. Чтение потешки

В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек.

Помогай мне, не ленись!

Наш куличик, получись!

7. Подвижная игра «Теремок»

«Вот стоит теремок

Он не низок, не высок.

Как войдёт в него зверёк,

Так захлопнется замок. Хлоп».

В это время дети, герои сказки, вбегают в круг и выбегают из него. На слово «Хлоп» дети опускают руки. Кто не успел выбежать из круга, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в круг - «теремок». Игра повторяется, пока не останется за кругом самый ловкий ребёнок. Затем дети, стоящие в кругу надевают маски или медальоны и игра повторяется.

9. Рисование палочек. -

Учить видеть взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунки к нему, правильно держать кисточку, проводить прямые отрывистые линии, передавая в рисунке определённую форму.

10. Инсценировка сказки «Теремок»

11. Отгадывание загадок по сказке «Теремок»

Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

Январь

1. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»

2. Рассказывание детьми сказки «Курочка ряба» с помощью мнемотаблицы

3. Прослушивание аудиосказки «Курочка ряба»

4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Курочка Ряба».

Педагог. А на этих карточках какая сказка нарисована? Какую картинку мы положим первой? Кто на ней нарисован? Кто жил у бабушки и дедушки? Какую картинку надо положить теперь? Что сделала курочка? Найдите нужную картинку? Что было потом? Кто раньше пробовал разбить яичко — дедушка или бабушка? Что случилось потом? Какую картинку мы положим последней? Как курочка утешала бабушку и дедушку? (Дети выкладывают карточки, отвечая на вопросы педагога.) Снесла курочка много яичек не золотых, а простых. И из них вылупились цыплята.

5. Чтение стихотворения «Цыплята»

Пищат живые шарики,

Пшено клюют с руки.

Не знаю, где тут курочки,

А где тут петушки.

Кудахчет громко курица,

Взволнована она:

Наверно детям маленьким

Нельзя давать пшена.

(Г. Бойко)

6. Пальчиковая гимнастика «Про курочку рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

7. Рисование «Цыплята на лужайке»

Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).

февраль

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».

3. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.

4. Чтение потешки «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Красное солнышко,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее!

Твои детки плачут,

По лужочку скачут,

Соломку жгут —

Тебя в гости ждут!

5. Подвижная игра «У медведя во бору»

6. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила Указательным пальцем

Маша кашей всех кормила правой руки «мешают»

Положила Маша кашу в левой ладошке.

Кошке – в чашку Загибают по одному

Жучке – в плошку пальчику на обеих

А коту – в большую ложку руках на каждое

В миску курицам, цыплятам название посуды.

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают пальцы. Сдувают

Все до крошки раздала воображаемые крошки с ладони

7. Игры-пазлы «Маша имедведь)

8. Раскрашивание медведя.

9. Отгадывание загадок по сказке «Маша и медведь»

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

март

1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

2. Показ настольного театра «Волк и козлята».

3. Н/печатная игра «Собери картинку».

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

5. Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.

6. Пальчиковая гимнастика «Козочка»

Дай молока нам, Козочка, дети показывают, как доят козу.

Хоть капельку – на донышке.

Ждут тебя козлятки из пальчиков делают рожки.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, загибают пальцы.

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье снова доят.

Молоко козье.

7. Подвижная игра «Как мы поили козлят»

Координация речи с движениями, развитие подражательности, творческого воображения.

Стало жарко, будто в печке, дети идут в хороводе

Замолчали птицы.

Мы козлят погнали к речке идут по кругу друг за другом,

Надо им напиться взмахивая «хворостинкой».

Саргис, пёстрый пёс дворовый,

Как навстречу бросится! Прыжок в круг

8. Чтение потешки «Волк», «Коза»

9. Апликация «Домик»-Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, треугольник).

Кольсультация для родителей: «Использова ние мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

апрель

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

3. Игра-пазлы «Заюшкина избушка».

4. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

5. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок)

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, (руки над головой)

Есть окошко в доме том. (руки рисуют квадрат)

Есть еще одно, повыше, (складывают пальцы треугольником)

Есть труба вверху на крыше. (кулак, большой палец вверх)

Дом готов, зовем гостей: (руки вперед)

«Приходите, поскорей!» (приглашающий жест руками)

6. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

7. Потешки про зайку

Зайка прыгнул из куста,

А полянка – то не та.

Думал веселиться,

Глядь, а там лисица.

И пустился наутек,

Убежал за бугорок,

С горки быстро

Скок – поскок.

8. Загадки по сказке

9. Нетрадиционная техника рисования «Заюшкина избушка»-Знакомить с нетрадиционными методами рисования, ледяной дом рисовать кирпичики картошкой, деревянный проводить линии кистью.

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

май

1. Чтение русской народной сказки «Три медведя».

2. Показ настольного театра «Три медведя».

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

4. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя».

6. Конструирование из строительного материала «Дом для медведя», стол, стульчик, кроватка для маши.

7. Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (Потягивания — руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (Вращения головой)

Наклонился взад — вперед (Наклоны взад-вперед)

Вот он по лесу идет (Идем вперевалку)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки Приседаем,повороты головой влево-вправо)

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки (Наклоны:правой рукой коснуться левой ноги, по

том наоборот)

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся (Дети садятся на пол)

8. Лепка «Миски для медведей»-Упражнять в скатывании шаров из пластилина круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка, учить пальцами делать углубление.

Оформление выставки рисунков: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок  тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой  подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете  какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой  песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса», и «Зайкина избушка».

       

Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру  так, чтобы  дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо  в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал  поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает  формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без  капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные  к  сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма  воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в  сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах  героев , а не о внешних событиях , и разворачивающееся  в них действо часто противоречит обычной реальности.  Ребенок, услышав и представив  сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . Например, жадному  эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О  рыбаке и рыбке», «О трех жадных  медвежатах»; пугливому и робкому – «О  трусливом  зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку. 



Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Консультации для родителей

«Положи твоё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад № 15 «Аистёнок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СКАЗКОТЕРАПИЯ»

Подготовила воспитатель:

 Плотникова А.С.

г.Пушкино 2022г.

Сказкотерапия или сказочное лечение души

«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов — арттерапия (лечение искусством). Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты», — так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, психокоррекционные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к родителям.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям хорошо бы почитать книги по этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т.п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.        Любовь детей к сказкам, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Сказкотерапия и развитие речи детей.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - это такая речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование сказки.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.
Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущения давления.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие учение как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"

И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....

Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей

В  последнее время все чаще приходится   сталкиваться  с детьми у которых есть речевые проблемы. Дети плохо говорят, имеют недостаточный словарный запас, не соответствующий возраст...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»

laquo;У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются,как о лежащий на дороге камень,и укалываются как о лист осота».Ирина Токмакова...

План работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.Задачи:- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать не...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»...

План самообразования «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»

Статья описывает использование метода сказкотерапии для развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.Также в тексте представлен план по самообразованию педагога дошкольно...