конспект НОД по обучению рассказыванию в старшей группе «Скоро весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Устюгова Надежда Аркадьевна

конспект НОД по обучению рассказыванию в старшей группе  «Скоро весна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rasskazyvaniyu.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Учить детей рассказывать о весне, используя приемы мнемотехники. Обучающие задачи:

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

-совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

Развивающие задачи:

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей -пожалеть, помочь, утешить;

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка-пингвиненок, мяч.

Словарь: Весна, пингвиненок.

Предварительная работа:

- наблюдение на прогулке;

- чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

- чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;

- рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;

- рисование по теме «Весна»;

- разучивание стихотворения с одним из детей;

- разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Подготовка к проведению занятия – расставить столы, проветрить помещение, расположить фланелеграф, проверить картинкии т.д.

Ход занятия

Мотивационная часть

Дети стоят полукругом.

         -  Ребятки, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам. Проталины и

тут, и там. Ручей шумит как

водопад, Скворцы к скворечнику

летят, Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает. Кто

это время года знает?

- Это время года — весна.

- Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова.

Игра «Скажи ласково»

- Я скажу - солнце, а вы ласково - солнышко, ветка.., ручей... (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Педагог вносит в группу мягкую игрушку-пингвина. Дальше воспитатель говорит и за Пингвиненка.

          Целевая установка

          -  Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость.

Педагог загадывает загадку про пингвина.

- Это пингвин.

- Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?

- Пингвины живут в Антарктиде.

- Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

- Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему — какая бывает весна? Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.

- А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

- Весной солнце светит ярко. Весной появляются первый цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.

- Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

- А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ... (Дети называют словосочетания.)

- Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.

- Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»? Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки. А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?

Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.

- Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

- Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!

- А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки... и слушайте... Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох. (Дети выполняют движения 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы.

Итоговая часть

- А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать. Что нового и интересного вы узнали? Дети рассказывают.

- Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

- Это явление природы называется капель.

- Чей рассказ вам понравился? И почему?

Дети рассказывают.

- Молодцы, ребятки, вы все хорошо занимались.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Материал: картинки на магнитной...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "скоро лето!"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "скоро лето!"...

Развитие речи в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»

Программное содержание: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Задачи:Образовательные:• формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность и...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Скоро в школу"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Скоро  в школу"....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...

«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей «Весна»

Развивать умение  детей создавать картину и рассказывать о её содержании....