Отчет по самообразованию по теме "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр."
материал по развитию речи (младшая группа)

Ефимова Альмира Ивановна

Отчет по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию.32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района

Бижбулякский район Республики Башкортостан

Отчет по самообразованию воспитателя

Ефимовой Альмиры Ивановны

по теме:  «Развитие речевой активности  детей дошкольного возраста

посредством пальчиковых игр».

На 2020 – 2021учебный год 

                               

     

с. Бижбуляк

Актуальность

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится связной и эмоциональной.

В процессе своей работы я заметила, что в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала данную тему по самообразованию, так как она очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Целью моей педагогической работы является повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по проблеме  развития мелкой моторики у дошкольников  и достижения положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через  использование  разнообразных форм, методов и приемов.

Для достижения цели были обозначены  задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр в становлении и развитии речи детей раннего возраста;
  • Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  • Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
  • Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  • Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников, повысить уровень психолого-педагогической компетентности;
  • Обобщить и распространить собственный педагогический опыт;
  • Провести анализ реализации плана самообразования
  • Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Объект:  дети 3-4 лет.

Предполагаемые результаты:

Для воспитателя:

·        повысится уровень профессиональной компетентности по проблеме;

·        систематизирована работа по совершенствованию пальчиковой моторики;

·        сформирована система активного взаимодействия с родителями воспитанников, повысится уровень их психолого-педагогической компетентности;

·        подготовлено выступление по итогам работы и обмену опытом;

·        проведен анализ реализации плана самообразования.

Для детей:

·        сформирована мелкая моторика детей посредством пальчиковых игр;

·        достигнута обстановка психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка;

Для родителей:

·        повысится уровень психолого-педагогической компетентности родителей;

·        сложится система активного взаимодействия с педагогом

Этапы работы

 1 ЭТАП - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

- Изучение научной и учебно-методической литературы:

-Составление  перспективного плана работы;

- подбор дидактического материала и игр;

- Составление картотеки и игр для развития мелкой моторики рук

2 ЭТАП - внедрение в практику.

3 ЭТАП  - представление опыта работы по теме.

Выступление на родительском групповом собрании

Работа с детьми

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,

«Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,

«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение

пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3 Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

(Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке

все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных

работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»,

«Телевизор» и т.д.

5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н. сказок.

6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

«Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,

«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,

треугольники, квадраты).

7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями

Октябрь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей ошкольного возраста».

Ноябрь

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

Декабрь

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики

Январь

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в

режимных моментах.

Февраль

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей.

Март

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Апрель-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

 

 

ДОКЛАД

Консультация для родителей

 «Развитие мелкой  моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.»

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Кончики пальцев рук – это «второй мозг».

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию внимания и воображения, связную речь.

Когда начинать развивать мелкую моторику? Специалисты рекомендуют начинать развивать мелкую моторику у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека –от 3-х до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте надо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Игра в жизни дошкольника – это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребенку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать ее в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками побуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

При подборе игровых упражнений мы принимаем во внимание следующие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить радость детям, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

Мы используем множество занятий, игр, упражнений для развития мелкой моторики:

Массаж ладошек, разрывание бумаги, бусы, вкладыши, игры с песком и цветной солью, завинчивание крышек, застегивание и шнуровка, лепка, рисование и раскрашивание, собирание мозаик и пазлов, вырезание.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к письму. Для рисования выбирают такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева на право; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур; сохранять параллельность и расстояние между штрихами.

Также мы с детьми создаем коллективные работы, выполняя поделки в одной тематике. Здесь также используются разнообразные материалы для развития пальчиков. Например, последняя работа выполнена ко дню космонавтики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем моторики быстро утомляется. Ему трудно рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию к учебе.

Мною была создана доска – стенд по развитию мелкой моторики. Идея создания развивающей доски с замочками принадлежит известному педагогу Марии Монтессори. Основной целью такой конструкции было развить у ребенка интеллект, воображение и многие бытовые навыки, связанные с моторикой. Кстати, упражнения с развивающей доской — это и пальчиковая гимнастика, и умственное развитие малыша. В ее состав обычно входят: на твердую основу прикреплены:

  • Профиль головы из пенопласта с волосами-нитками для плетения косичек
  • Щетка
  • Шнуровка которая на ботиночке и на дверцах
  • Замочек
  • Прищепки с бельевой веревкой
  • Пробки с резьбой для закручивания
  • Пуговицы для тренеровки застегивания
  • Замок с ключиком
  • Выключатель
  • Мебельные колесики
  • Пряжки для одежды
  • Брелки, лего конструктор

Для крепления я использовала саморезы и клей – пистолет.

Я использовала яркие цвета, что привлечь детей. Этой доской я пользуюсь при индивидуальных занятиях с детьми. Также здесь идет закрепления цвета, длины, счета и геометрических фигур.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития ...

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность ...

Самообразование 2021-2022 г. «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Данная тема моего самообразования очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры....

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...