Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Семенова Вера Степановна

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения; закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.

- Связная речь: упражнять в согласовании прилагательных с существительными

-Грамматика: упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

-Словарь: обогащать словарный запас ; активизировать качественный словарь;

-Звуковая культура речи: учить различать на слух слова с определенным звуком; учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства.

 

Развивающие задачи:

- Развивать фонематическое восприятие; образность речи, творческое воображение.

- Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, слуховое и зрительное внимание, эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к природе.

- Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

 - Доставить детям радость и удовлетворение от игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_vremena_goda.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей» Государственного бюджетного образовательного учреждения лицея № 329

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности

 с детьми  средней  группы по развитию речи

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Времена года»

Провела воспитатель средней группы

Семенова Вера Степановна

Санкт-Петербург

2017

ОО «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности:Коммуникативная деятельность

Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения; закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.

- Связная речь: упражнять в согласовании прилагательных с существительными

-Грамматика: упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

-Словарь: обогащать словарный запас ; активизировать качественный словарь;

-Звуковая культура речи: учить различать на слух слова с определенным звуком; учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства.

Развивающие задачи:

- Развивать фонематическое восприятие; образность речи, творческое воображение.

- Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, слуховое и зрительное внимание, эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к природе.

- Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

 - Доставить детям радость и удовлетворение от игр.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций художников И. Левитана «Золотая осень»,

 А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро»; чтение  рассказов К.Д.Ушинского о временах года.

Педагогические технологии:

-здоровьезберегающие технологии (физкультминутка для профилактики утомления, пальчиковая гимнастика)

-информационно-коммуникативные технологии (использование аудиозаписи музыкальных фрагментов И.П.Чайковского «Времена года»)

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

 Иллюстрации художников;  игрушки ежик, птичка;  картинки «Двенадцать времен года»,  «Какое время года»; два дерева, две бабочки (муляжи); конверт;  корзинка со сладкими грибами (печенье);  три «гостьи» в костюмах (времена года); магнитофон, аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник).

Раздаточный:

 Листы цветной бумаги в виде картины с рамой;  картинки элементов пейзажа длясоставления осеннего, зимнего, летнего или весеннего пейзажа.

Ход совместной деятельности

(Воспитатель в костюме Весны, в руках – корзинка.)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, кто я? Да, я - Весна, и я приглашаю вас сегодня в сказку.

(звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года»)

Воспитатель:Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? 

Дети: «Двенадцать месяцев».

Воспитатель:Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку - в гости к временам года. Но сначала нужно выполнить мои задания.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит... 

Дети: мороз

Воспитатель: свищет, бушует, дует, завывает... 

Дети: ветер

Воспитатель:летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…

Дети: снег

Воспитатель:висит, растёт, тает, плачет, капает... 

Дети: сосулька

Воспитатель: распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... 

Дети: цветы

Воспитатель:  Молодцы. Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте. Кто в году четыре раза переодевается? 

Дети: Это наша Земля.

Воспитатель: Назовите все четыре времени года?

Дети: зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: А Саша  расскажет нам стихотворение о временах года.

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: весна красна.

Третьим лето - все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку. Подойдите к этому волшебному шару и повторяйте за мной:

Тише, тише; свет погас.

Начался волшебный час.

В сказке может все случиться.

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: «Приходи».

(дети заходят в группу)

- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.

- Смотрите, как здесь интересно. Нас встречают все 12 месяцев (картины художников и звучит музыка Чайковского).

А. «Встреча с Весной»

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:

- Какое наступило сейчас время года? 

Дети:Весна

Воспитатель:Какая погода за окном? 

Дети: Солнечная

Воспитатель: Кто радуется приходу весны?

 Дети: Птицы

Воспитатель:Как поменялось поведение птиц? 

Дети: птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: (хором) Это весна!

Воспитатель: Да, это весна.

«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» 

Дети: весной.

Воспитатель: Правильно. Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. Послушайте, какую красивую музыку написал П.И. Чайковский и называется она «Подснежник» о первом весеннем цветке (показывает иллюстрацию, звучит музыка).

А какие весенние месяцы вы знаете? 

Дети:март, апрель, май

Воспитатель:Писатель Михаил Пришвин называл март - весной света, апрель - весной воды, май - весной цветов. Все кругом цветет. Ласковый, солнечный май насыпал сугробы цветущей черемухи. Цветут яблоки, груши, вишни. Цветут тюльпаны, нарциссы (воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Ой, смотрите, ребята (в комнату залетает птичка и приносит детям конверт)

Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.

Словесная игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово?

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу...

Дети:  проталинки

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась...

Дети: верба

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась... 

Дети:сосулька

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает... 

Дети:капель

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? 

Дети:о первых признаках весны. Назовите эти признаки.

Воспитатель: Да, правильно, мы можем по ним определить, что уже пришла весна.

Какие стихи про весну вы знаете? 

Дети:читают стихи о весне

1. Искрится солнце в лужицах,

Купается в ручьях,

Идет оно по улицам

На тоненьких лучах,

А воробьи чирикают,

Усевшись на сосну,

Смотрите-ка, смотрите-ка,

Весна-то на носу.

2. Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

3. Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Воспитатель: Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.

Игра со звуками

Воспитатель: Вот и бабочка прилетела. Что она говорит?

Бабочка(от лица бабочки говорит воспитатель): Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

  • Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
  • Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
  • Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
  • Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

- Очень хорошо

 «Встреча с летом»

Воспитатель: Какое время года приходит на смену весне красной? 

Дети:лето

Воспитатель: смотрите, к нам пришло само Лето (заходит девочка в костюме лета). Почему лето тоже называют красным?

Ответы детей:

 Послушайте песенку лета (звучит музыка Чайковского). Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето.

Дети: сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.

Игра с мячом

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце, настроение – летнее настроение, платье –летнее платье, обувь – летняя обувь.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел зеленый листочек.

- А давайте поиграем в игру «Назови ласково» (лист-листочек, гриб-грибочек...)

Игра «Оденем детей на прогулку»

Воспитатель: Наша гостья принесла нам картинки. Игра называется «Оденем детей на прогулку» (дети одевают мальчика и девочку на весеннюю и летнюю прогулку, описывают одежду).

Игра «Угадай: какое время года?»

Воспитатель: Ребята, наша гостья принесла вот такие картинки. Нужно угадать по этому одному изображению - какое же здесь время года (3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).

- Правильно. Молодцы.

«Встреча с осенью»

Воспитатель: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень (заходит девочка в костюме осени).

- Посмотрите, какая золотая красивая Осень к нам пришла, а в корзинке у нее осенние листья.

- Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Об этом времени года много написали поэты стихов, композиторы сочинили музыку, художники нарисовали картины. Кто хочет прочитать стихи об осени?

Дети читают стихи:

Осенняя песенка

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи. (А. Плещеев)

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел!

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи. (Е. Благинина)

Воспитатель: Послушайте, как осень - художница пришла в лес и нарисовала там красивую картину («Осень» Н. Соколова-Микитова):

 «Березы и клены она покрыла лимонной желтизной, а листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки». А теперь послушайте музыку «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Музыка нежная, плавная, мелодичная.

Физминутка «Осенние листочки»

(дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(дети тихо сидят и слушают музыку, потом уносят листочки)

«Встреча с Зимой»

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.

Кто угадай - ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинками -

Над миром пушинками. 

Дети:Это время года - зима.

Воспитатель: Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети: зимой

- Вот и Зима пожаловала (заходит девочка в костюме Зимы) со своими подарками.

- Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме): все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

- Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. Послушайте песенку зимы (звучит музыка Чайковского).

- Скажите, за что вы любите зиму? 

Дети: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.

Воспитатель:- Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Кто спит зимой?

Дети: медведи

Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одёжке

Ходит по дорожке.

Конечно, это ёжик.

Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

Игра «Что когда бывает»

Воспитатель: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.

Ежик:

Летом земля покрыта травой, а зимой... 

Дети: снегом

Летом на деревьях листья, а зимой... 

Дети: деревья голые

Летом вода в реках тёплая, а зимой...

Дети: речка покрыта льдом

Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.

Воспитатель: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.

Игра «Составь пейзаж»

Воспитатель: Ребята, и Лето, и Осень, Зима и я - Весна, хотим посмотреть, как вы умеете составлять пейзаж. Что такое пейзаж? 

Дети: это картина о природе.

Воспитатель: Садитесь за стол и составьте свой пейзаж - зимний, весенний, летний или осенний, а мы посмотрим, что у вас получится.

(дети садятся за стол и составляют пейзаж из различных элементов)

- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Оставьте ваши картины на столе, мы их сфотографируем на память.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Рефлексия:

- В какое время года мы с вами путешествовали?

- В какие игры играли?

- Что вам особенно понравилось в путешествии?

- Что было интересно?

Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Наши гости ушли, но оставили вам подарки и сказали, что им было очень интересно с вами.

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду, - М., 1991
  2. Казакова Т.Г., Развивайте у детей творчество, -  М., 1985
  3. Клюева Н.В., Учим детей общению, - Ярославль, 1997
  4. Кондратьева Л.Н., Программа экологического образования детей, - СПб, 1996
  5. Ушакова О.С., Занятия по развитию речи в детском саду, - М., 1988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»

Программные задачи:1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...

Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...