Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Древаль Татьяна Игоревна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Воспитатель:

Древаль Татьяна Игоревна.

Группа:

 старшая группа «Кукушечка»

 

 

Гатчина

2020-2021

Актуальность самообразования по теме:

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

 

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать  о  различных  событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. 

Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Проблемы в речи детей:

-Односложная, состоящая лишь  из  простых  предложений  речь. Неспособность  грамматически  правильно  построить  распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная  диалогическая  речь:  неспособность  грамотно  и  доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Неспособность  построить  монолог:  например,  сюжетный  или описательный  рассказ  на  предложенную  тему,  пересказ  текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие  навыков  культуры  речи:  неумение  использовать  интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция. Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности -игру.

Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками -это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму. В  дошкольном  возрасте преобладает  наглядно-образная  память,  и запоминание  носит  в  основном  непроизвольный  характер,  дети  лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Использование  мнемотехники  в  последнее  время  становиться достаточно  актуальным.  Основной  «секрет»  мнемотехники  несложен  и хорошо известен. Когда ребенок в своем воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование  творческих  методик,  эффективность  которых  очевидна, наряду с общепринятыми. Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей  и  увеличивают  объем  памяти  путем  образования  дополнительных ассоциаций. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

 

Цель:

Выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

3. Провести мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста

4. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.

 

План работы по самообразованию педагога Древаль Татьяны Игоревны

Группы «Кукушечка» на 2020-2021 учебный год

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

№ п/п

Срок выполнения

Содержание работы

1

Сентябрь

Выбор темы.

Подбор литературы по теме.

 

2

Октябрь

Изучить опыт работы других

педагогов по обозначенной теме на Интернет

- сайтах.

 

3

Ноябрь

Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок.

 

4

Декабрь

Создать альбом со стихами по мнемотехнике.

 

5

Январь

Применение мнемотехники на занятиях с детьми.

 

6

Февраль

Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

 

7

Март

Провести мастер-класс для родителей совместно с их детьми «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

 

8

Апрель

Заучивание стихотворений с детьми по мнемотаблицам.

Пересказ рассказа В.Осеевой «Какой день?» с использованием мнемотаблиц. Показ сценки по рассказу.

9

Май

Систематизировать методический материал по мнемотехнологии.

 

 

 

Отчет о проделанной работе по самообразованию

за 2020- 2021 учебный год

на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

 

За год изучила статьи и консультации (см. список использованной литературы).

На основе изученного материала сделала вывод, что этот метод оказывает положительное влияние на развитие речи дошкольников:

  1. Дети эффективно запоминают, сохраняют и воспроизводят информацию.
  2. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
  3. Цель обучения с её использованием - развитие памяти: слуховой,

зрительной, двигательной, тактильной, а также -мышления, внимания,

воображения.

  1. Основа обучения развитие творческого познания.
  2. Помогает в преодолении проблем в речи детей: у дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. Лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. Ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания припоминания. Этому и способствует мнемотехника.

Провела несколько занятий с использованием схем и таблиц по заучиванию стихотворений, пересказа рассказов, описанию предметов, составлению рассказов. Был проведен мастер-класс для родителей и их детей по данной теме.

 

Вывод по самообразованию

Подводя итоги за 2020 – 2021 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей старшей группы «Кукушечка» заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемый в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовал положительной динамике и заметно облегчил детям овладение связной речью.

Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.

Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. «Учим стихи - развиваем память», автор Широких Т.Д.

-«Ребенок в детском саду.» 2004. №2. С.59 -62.

  1.  «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Книголюб, 2005.
  3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

 

 

 

Отчет по самообразованию воспитателя

Древаль Татьяны Игоревны

 на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

 

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

 

Актуальность: Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Этим и обусловлен выбор данной темы.

 

Цель:

Выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

3. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.

 

Применение:

  1. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
  2. Использование мнемотаблиц в ходе НОД;
  3. Заучивание стихотворений с детьми по мнемотаблицам.
  4. Пересказ рассказа В.Осеевой «Какой день?» с использованием мнемотаблиц. Показ сценки по рассказу.
  5. Проведение мастер-класса для родителей совместно с их детьми «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Древаль Татьяна Игоревна.

Группа:

 старшая группа «Кукушечка»

Гатчина

2020-2021

Актуальность самообразования по теме:

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать  о  различных  событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания.  

Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Проблемы в речи детей:

-Односложная, состоящая лишь  из  простых  предложений  речь. Неспособность  грамматически  правильно  построить  распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная  диалогическая  речь:  неспособность  грамотно  и  доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Неспособность  построить  монолог:  например,  сюжетный  или описательный  рассказ  на  предложенную  тему,  пересказ  текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие  навыков  культуры  речи:  неумение  использовать  интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция. Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности -игру.

Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками -это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму. В  дошкольном  возрасте преобладает  наглядно-образная  память,  и запоминание  носит  в  основном  непроизвольный  характер,  дети  лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Использование  мнемотехники  в  последнее  время  становиться достаточно  актуальным.  Основной  «секрет»  мнемотехники  несложен  и хорошо известен. Когда ребенок в своем воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование  творческих  методик,  эффективность  которых  очевидна, наряду с общепринятыми. Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей  и  увеличивают  объем  памяти  путем  образования  дополнительных ассоциаций. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

Цель:

Выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

3. Провести мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста

4. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.

План работы по самообразованию педагога Древаль Татьяны Игоревны

Группы «Кукушечка» на 2020-2021 учебный год

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

№ п/п

Срок выполнения

Содержание работы

1

Сентябрь

Выбор темы.

Подбор литературы по теме.

2

Октябрь

Изучить опыт работы других

педагогов по обозначенной теме на Интернет

- сайтах.

3

Ноябрь

Изучить статью на тему: «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок.

4

Декабрь

Создать альбом со стихами по мнемотехнике.

5

Январь

Применение мнемотехники на занятиях с детьми.

6

Февраль

Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

7

Март

Провести мастер-класс для родителей совместно с их детьми «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

8

Апрель

Заучивание стихотворений с детьми по мнемотаблицам.

Пересказ рассказа В.Осеевой «Какой день?» с использованием мнемотаблиц. Показ сценки по рассказу.

9

Май

Систематизировать методический материал по мнемотехнологии.

Отчет о проделанной работе по самообразованию

за 2020- 2021 учебный год

на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

За год изучила статьи и консультации (см. список использованной литературы).

На основе изученного материала сделала вывод, что этот метод оказывает положительное влияние на развитие речи дошкольников:

  1. Дети эффективно запоминают, сохраняют и воспроизводят информацию.
  2. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
  3. Цель обучения с её использованием - развитие памяти: слуховой,

зрительной, двигательной, тактильной, а также -мышления, внимания,

воображения.

  1. Основа обучения развитие творческого познания.
  2. Помогает в преодолении проблем в речи детей: у дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. Лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. Ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания припоминания. Этому и способствует мнемотехника.

Провела несколько занятий с использованием схем и таблиц по заучиванию стихотворений, пересказа рассказов, описанию предметов, составлению рассказов. Был проведен мастер-класс для родителей и их детей по данной теме.

Вывод по самообразованию

Подводя итоги за 2020 – 2021 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей старшей группы «Кукушечка» заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемый в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовал положительной динамике и заметно облегчил детям овладение связной речью.

Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.

Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.

Список использованной литературы

  1. «Учим стихи - развиваем память», автор Широких Т.Д.

-«Ребенок в детском саду.» 2004. №2. С.59 -62.

  1.  «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Книголюб, 2005.
  3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

Отчет по самообразованию воспитателя

Древаль Татьяны Игоревны

 на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность: Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Этим и обусловлен выбор данной темы.

Цель:

Выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

3. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.

Применение:

  1. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
  2. Использование мнемотаблиц в ходе НОД;
  3. Заучивание стихотворений с детьми по мнемотаблицам.
  4. Пересказ рассказа В.Осеевой «Какой день?» с использованием мнемотаблиц. Показ сценки по рассказу.
  5. Проведение мастер-класса для родителей совместно с их детьми «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект ...

"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.Развитие связной речи у старших до...