Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста на тему «В мире доброты» (5 – 7 лет)
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Суслова Анна Михайловна

Подборка дидактических игр поможет в игровой форме расшиитьсловарь антонимов, активизировать словарь признаков и действий, а также совершенствовать грамматический строй речи и развивать связную речь

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

detsadrodnichok633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

Дидактические игры

по формированию грамматического строя речи детей

 старшего дошкольного возраста

на тему «В мире доброты»

(5 – 7 лет)

Подготовила учитель – логопед:

Суслова А.М.

В развитии речи дидактические игры выполняют большую роль. Игра-это вся жизнь ребенка, где он учится, познаёт мир, развивается. Чтобы эта жизнь была полноценной, интересной надо включать больше сюрпризных моментов. Детям нравятся игры, где требуется самостоятельное мышление, принятие собственных решений. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Кроме того, т. к. в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, такие игры способствуют формированию дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Привитие ребенку чувства милосердия, формирование привычки помогать, накопление опыта добрых дел: вместе с другими, в помощь другим, ради других - одна из задач социально-личностного развития детей. Считаем необходимым знакомить детей с такими нравственными понятиями как доброта, сочувствие, доброжелательность, способность прощать и просить прощения. Важно помочь ребенку в различении доброго и недоброго, пробудить способность видеть в себе движения в сторону добра или зла. Побуждать ребенка делать выбор в пользу добра.

 «Расшифровщики»

Необходимо прочитать и объяснить, из каких двух слов образованы и что обозначают: добродушный, доброкачественный, добросердечный, добросовестный; добрососедский, доброжелательный.

Игровое упражнение «Ласковое слово».

Солнце – солнышко

Мама – мамочка

Папа-

Сын-

Дочь-

Игра «Наоборот»

Произносим отрицательные слова, дети подбирают положительные слова.

Слабый – сильный Больной – здоровый Злой – добрый Плохой – хороший Ленивый – трудолюбивый Неряшливый – опрятный Глупый – умный Грустный – веселый

Игра «Испорченный телефон» (фонематическое восприятие)

Все участники игры становятся в шеренгу или садятся рядышком на скамейку.

Водящий придумывает слово и говорит его на ухо игроку, стоящему в конце шеренги. Произносить слово нужно тихо, чтобы никто из рядом стоящих не услышал. Каждый передает услышанное слово по цепочке друг другу.

То есть слово передается как будто по телефонному проводу. Когда очередь дошла до самого первого участника, ведущий проверяет, хорошая ли была связь.

Он спрашивает сначала у первого игрока, а затем у всех остальных, что они услышали?

Результат может быть очень веселым: ведь кто-то вместо «ириска» услышал «анфиска», а кому-то кажется, что это слово - «сосиска». Вот и получается испорченный телефон.

Игра «Вкусные имена»

Дети бросают друг другу воздушный шарик (мяч), придумывая вкусные рифмы к именам.

Например: Иринка — апельсинка, Кирюшка —   ватрушка, Даша — простокваша, Владик — мармеладик, Стас — квас и т. д.

Аппетитные скороговорки

Выучи эти скороговорки и постарайся произнести их как можно быстрее.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Сорок сорок съели сырок.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Поросеночек Гаврюшка

Съел за завтраком ватрушку.

Торопился и спешил

И ватрушку раскрошил.

Загадки-добавлялки

Для хорошей прически пригодятся... (расчески).

Чтобы тело чистым было, нам помогут душ и... (мыло).

Ты всегда носи с собой свой платочек... (носовой).

Ходит чудо-пароход то назад, а то вперед.

Он — одежды верный друг — электрический ... (утюг).

Если спектакль был яркий, хороший,

В знак благодарности хлопай в ... (ладоши).

Будет приятно артистам, коль ты

После спектакля им вручишь ... (цветы).

За то, что спектакль таким был красивым,

Скажи поскорее актерам... («спасибо»).

В кассе, мой тебе совет,

На спектакль купи... (билет).

В цирке есть арена,

А в театре — ... (сцена).

В зал поторопись, дружок,

Если прозвенел... (звонок)

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.  

Материал: Мяч.

Ход игры:

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.  

Бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. (загадываем слова о добре и зле)

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

«Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания.  

Ход игры:

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. (хорошие и плохие поступки)

«Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.

Взрослый задает тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.  

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.  

«Какая картина не нужна?»

Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.    

Ход игры:  

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Потому что…»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:  

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я убираю свои игрушки потому, что…»

«Я помогаю друзьям потому, что…»

«Я поливаю растения потому, что…» и т.д

«Пойми меня»

Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Материал: Коробка с сюжетными картинками.

Ход игры:  

Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.

- Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).  

Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому   не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про

свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу.  

После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

«Если бы...»

Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры:  

Педагог предлагает детям пофантазировать:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...» и т.д

  «А я бы…»

Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.  

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.  

«Объясни что это такое»

Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Ход игры:  

Педагог просит объяснить выражения:

Железная хватка, скупые слёзы, золотые руки, медвежья услуга, светлая голова, острый язык, лисьи глаза, блестящая мысль, высокие чувства, короткая память, тонкая усмешка, лёгкая походка, тёплые слова, громкая фраза, сладкие речи, крокодиловы слёзы, горькая правда, лёгкие ноги, железный кулак, стальной характер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте

Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Презентация разработана к семинару для воспитателей по  теме " Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста"   и является  дополнением к выступлению...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте

1. Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.2. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспи...