Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шайдуллина Алина Макмуловна
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ( Айболит)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

на тему: «Сказки.»

Выполнила: воспитатель Шайдуллина А.М.

Цель: Обучение творческому рассказыванию

Задачи:

Образовательные:

1)    Активизация, расширение словаря по теме: «Писатели детям. Сказки».

2)     Согласовывать существительные с прилагательным и числительным.

3)    Образование, употребление слов антонимов.

4)    Учить детей отгадывать загадки.

Развивающие:

1)    развитие чувства ритма, соотнесения движения руками, ногами с ритмом речи.

2)    Развитие внимания, памяти, логического мышления.

3)    Развитие пространственных представлений.

4)    Употреблять предлоги: «за», «под», «над».

Воспитательные:

1)    Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

2)    Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение детей друг к другу.

Оборудование: фланелиграф, доска, домик, 5 ключиков, картинки для д.и. «салат из сказок», картинки по сказке «теремок», разрезная картинка волк и семеро козлят, картинки по сказке «гуси лебеди».

Ход занятия:

      I.        Орг. момент.

В: Здравствуйте дети,  сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Сказки приготовили для вас много интересных игр и заданий.

    II.        Работа по теме:

В: А вот и первое задание послушайте меня внимательно и отгадайте, о чём я говорю.

1)    Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ( Айболит)

2)    Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои, что за сказка?(три поросёнка)

3)    У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это? ( Буратино)

В: Дети вы назвали: Буратино, Айболит, Три поросёнка одним это кто такие?

Дети: Герои сказок.

В: Правильно, а одним словом, по-другому, как мы скажем, это?

Дети: Персонажи.

В: А персонажи где живут?

Дети: В сказках.

В: Вы отлично справились с заданием первой сказки. Отправляемся дальше.

1) «Теремок» (Фланелеграф)

(Дети сидят на стульях)

В: Ребята посмотрите на доску, вы узнали, какая это сказка?

Дети: Да, «Теремок»

В: Правильно. Послушайте меня внимательно:

Теремок   =>  мышка  =>  лягушка  =>  зайка  =>  лиса  =>  волк  =>  медведь

-Кто находиться перед зайкой?(лягушка)

-кто находиться перед за лисой?(волк)

-кто находиться над лисой?(лягушка)

-кто находиться под мышкой?(волк)

-а где прячется медведь??(за теремком)

В: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте с вами немного отдохнём.

2)Д. И. «РИТМИЧЕСКИЕ ПОТЕШКИ»

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем.

Мы руки отпускаем.

Мы руки подаем.

Мы бегаем кругом.

Мы с вами отдохнули и теперь можем отправляться дальше.

3)Д.и. «Собери картинку, сосчитай»

(Дети стоят, разрезная картинка по сказке « Волк и семеро козлят»)

В: Посмотрите, что здесь спряталось?

Вы должны перевернуть отрезки картинки и если вы их правильно сложите, у вас получится, картинка из какой то сказки.

(Дети переворачивают кусочки  картинки и складывают в одну)

Узнали, какая сказка приготовила для вас эту игру?

Дети: да, «Волк и семеро козлят».

В: молодцы вы справились с заданием, а а эта сказка приготовила для вас ещё одно задание, вам нужно сосчитать правильно, сколько козлят в этой сказке. Но прежде чем считать, скажите, а козлята в сказке большие или маленькие?

Дети: маленькие.

В: значит, мы будем считать маленьких козлят. Давайте начну я.

Один маленький козлёнок

Дети:

-два маленьких козлёнка

-три маленьких козлёнка

-четыре маленьких козлёнка

-пять маленьких козлят

-шесть маленьких козлят

-семь маленьких козлят.

В: вы справились и с этим заданием. Идём дальше.

4)д.и. «Скажи наоборот»

(сказка «Гуси-лебеди»)( дети сидят на стульях)

Ребят посмотрите мы с вами нашли ещё одну сказку. И она тоже приготовила для вас игру. Посмотрите на картинки, вы узнали, какая это сказка?

Дети: да, «Гуси-лебеди».

Мама и папа  =  гуси-лебеди  = Гуси-лебеди и Иванушка  =  баба-яга  =  Алёнушка  =  печка  =  яблоня  =  Алёнушка и Иванушка у речки  =  Алёнушка и Иванушка.

В: Ребята здесь есть разные герои. Давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот». Послушайте меня внимательно:

-Вот папа и мама молодые,  а наоборот как мы скажем?( старые)

-Посмотрите Иванушка  сидит, играет, улыбается значит он какой? ( весёлый), а наоборот как сказать?(Грустный)

-Гуси-лебеди украли Иванушку значит они какие? ( злые), а наоборот как сказать?(добрые)

-Иванушка ещё какой? (маленький), а наоборот как сказать?(большой)

-Посмотрите на Бабу-ягу: волосы у неё не расчёсаны, растрёпаны, платье рваное, значит она какая? ( неряшливая), наоборот как сказать?(аккуратная)

-Алёнушка не послушала маму с папой, значит она какая? ( не послушная), а наоборот как сказать?(послушная)

-печка печёт пироги значит она какая? (трудолюбивая), а наоборот как сказать?(ленивая)

-яблоня  говорила с Алёнушкой вежливо значит она?( вежливая), а наоборот?(грубая)

-Когда Алёнушка и Иванушка прятались у речки, как вы думаете Алёнушка какая здесь?

Дети: трусливая.

В: Трусливая, а наоборот как сказать?(храбрая)

-Алёнушка уже спасла Иванушку, значит она какой герой?(положительный)

А в  начале сказки когда она не послушала маму и папу она была каким героем?(отрицательным)

В: Молодцы ребята, вы правильно выполнили задание. Молодцы, а теперь сядьте за столы,посмотрите перед вами лежат картинки.

6)Дидактическая игра  «Салат из сказок»

Теремок  =  дед  =  курочка ряба  =  баба-яга  =  печка  =  медведь.

В: Дети у вас картинки из разных сказок. Мы с вами знаем уже много сказок, а сейчас я хочу предложить вам придумать собственную сказку с теми персонажами, которые нарисованы на ваших картинках.

Сначала начну я, а вы будете придумывать сказку дальше.

Текст:

В: Стоял в поле (теремок). Жил был в теремке (дед), и была у него (курочка ряба). Летела мимо теремка (баба яга), увидела курочку и схватила её. И захотела баба яга.. (курочку съесть), растопила она ( печку). Курочка ряба испугалась, закричала, закудахтала. Мимо проходил( медведь), услышал он курочку, ему стало её жалко и (спас он курочку) от Яги. Отнёс он курочку( деду), дед обрадовался и поблагодарил медведя.

Наводящие вопросы:

1)Как вы думаете, кто бы мог там жить?(Дети: дед)

2)У деда могла жить?(Курочка Ряба)

3)А кто бы мог пролетать мимо дома?(Баба-яга)

4) И захотела баба яга курочку съесть.

5)А что бы съесть Курочку  Рябу растопила она…( печку)

6)Курочка Ряба, испугалась, закудахтала.

7)Как вы думаете кто мог её услышать?(медведь).

8)Услышал медведь курочку, пожалел, и что он сделал?(спас Курочку Рябу)

9)И кому он отнёс Курочку Рябу? (деду).

В: Дети, а теперь давайте расскажем всю сказку, которую мы только что придумали. Кто хочет?

(Рассказы детей.)

   III.        Итог занятия:

Ребята, вашим героям очень понравилась сказка, которую вы про них придумали. А теперь давайте вспомним, в каких сказках мы сегодня побывали?

Конспект занятия на тему «Сказка». Старшая группа

Цель: развивать фантазию у детей, представление о сказках, героях, сюжете.
Задачи:
Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок; учить узнавать сказку по заданию; учить передавать структуру сказки с помощью моделирования; вспомнить порядок появления героев в сказках;
Развивающие: развивать умение действовать согласованно; развивать речь детей как средство общения; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству (С); воспитывать навыки сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоциональные чувства; снятие мышечного и нервного напряжения.

Ход

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
- Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости, чтобы посмотреть за вашей активной работой и поведением. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!
- Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже, друзья,
Сказка вновь пришла сюда!

(Стук в дверь).
Ребята, пришло письмо. Я вам его сейчас прочитаю:
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки!
Вот я и решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моём волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик-семицветик.
Кто загадки отгадает, тот подарок получает!
Я вам предлагаю выполнить несколько заданий, которые для вас приготовил в мире сказок».

- Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Перед нами – в сказку дверь,
Открывай её скорей.

- Чтобы открыть дверь, нам нужен ключик. Давайте его отыщем среди других.
- Как вы решили, что именно этим ключиком можно открыть сказочную дверь? (Ответы детей.)
- Дверь мы в сказку открываем,
В мире волшебный попадаем!

Смотрите, ребята, корзина и еще какая-то записка. Давайте её прочитаем.
«Перед вами корзина, в которой лежат сказочные вещи. Они принадлежат героям различных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы».

(Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка», хрустальная туфелька – «Золушка», полотенце, мыло, зубной порошок, щетка – «Мойдодыр», медицинский сундучок – «Доктор Айболит», золотой ключик – «Золотой ключик или приключения Буратино», лук и стрела – «Царевна – лягушка», печка – «По щучьему велению», горшок мёда – «Винни - Пух», гармошка – «Чебурашка».)
- Какие у вас любимые сказки? (Ответы детей.)

- Смотрите, ребята, еще одно задание и записка.
«Был Кощей вчера в гостях,
Что наделял, просто – ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал,
Пазлы вы должны собрать,
Сказки детские назвать».
(«Пузырь, соломинка и лапоть», «Лягушка-путешественница», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот в сапогах», «Двенадцать месяцев».)
- Молодцы, сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!

Физминутка
- А теперь в круг вставайте,
Дружно поиграйте!
- Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик,
Раз - туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Сели, встали,
Руки кверху все подняли,
А потом пустились вскачь,
Словно мой весёлый мяч.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.
Гуси - … (лебеди)
Кощей … (бессмертный)
Конёк - … (горбунок)
Аленький … (цветочек)

Бременские … (музыканты)
Заюшкина … (избушка)
Гадкий … (утёнок)
Золотой … (петушок, ключик)
Мальчик … (с пальчик)
Крошечка - … (хаврошечка)
Федорино … (горе)
Белоснежка и … (7 гномов)

Переходим к следующему заданию.
Сейчас будете в сказки вы играть,
Будете сказки вспоминать.
Вы на репку посмотрите
И себе вы помогите.
Репку нужно вам достать,
Кто за кем, где должен встать?
(Распределение ролей. Драматизация сказки «Репка».)
(Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок,
И жильцов своих всех ждёт.
Кто за кем сюда придёт?
(Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, медведь косолапый.)

- А теперь вы посидите,
И внимательно смотрите,
Чтобы слова не пропустить
И верно сказочку сложить.

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом)

Очень рады мышь-норушка
И зеленая … (лягушка)
Рад и побегайчик –
Длинноухий … (зайчик)

Ничего, что ростом мал
Меховой домишко –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка)

Всем хватило места в нем –
Вот какой чудесный … (дом)

«Дзинь-ля-ля!» - поёт синичка.
Это сказка … («Рукавичка»)

Маша в коробе сидит,
Далеко она … (глядит)

Кто несет её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет её … (медведь)
Вместе с пирогами.

Путь не близкий,
Дальний путь,
Хочет мишка … (отдохнуть)

Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный … (пирожок)
По дороге … (съесть)

Провела его малышка,
Будет он умнее впредь,
А название у книжки – … («Маша и медведь»)

- А кто помнит, какие слова говорил медведь, когда шёл с коробом в деревню? (Ответы детей)
- А что ему отвечала Машенька? (Ответы)
Га-га-га зелёным лугом
Ходят птицы друг за … (другом)

Плещет синяя река,
Солнышко садиться:
«Не спеши нас есть пока,
Рыжая… (лисица)!

Съешь нас после, съешь потом,
Дай мы песенку … (споём)

Ах, как песенка долга,
Слышно только: … (га-га-га)
Ждёт лисица много лет,
А конца у песни … (нет)

Вот так птицы у бабуси
В сказке той … («Лиса и гуси»)

Ну вот мы и добрались до цветика-семицветика. Если мы отгадаем все загадки, то сможем открыть сундук и достать подарки.
В этой сказке именины,
Много было там гостей,
Но на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. («Муха-Цокотуха»)

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три ложки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот,
Впрочем, довольно.
Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка?
И что же за сказка? («Дюймовочка»)

У этого друга простые предметы:
Живёт он на крыше
И любит конфеты.
Весёлым пропеллером тихо жужжа,
Он часто влетает в окно Малыша. («Карлсон, который живёт на крыше»)

Хрю-хрю-хрю – каких три братца,
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный. («Три поросёнка»)

Что за девочка такая –
Как снежинка в небе тает? («Снегурочка»)

Эта девочка мала,
Но с корзинкой в лес пошла.
Пирожки несла старушке,
Проживающей в избушке!
Волку встречному она
Доверяться не должна,
Но, однако, проболталась, -
Ей от серого досталось! («Красная шапочка»)

- Вот мы и добрались до волшебного сундука. Давайте же скорее откроем и посмотрит, какие подарки заготовил для нас домовёнок Кузя.
- Спасибо домовёнку за подарки!
- Ребята, вам понравилось путешествие? А подарки? Чтобы наш домовёнок на нас не обиделся, мы тоже должны отправить ему подарки, правда? Вот сейчас каждый из вас подумает над тем, что можно подарить ему. Но для начала попрощайтесь с нашими гостями.

- Ребята, вам понравилось путешествие? А подарки? Чтобы наш домовёнок на нас не обиделся, мы тоже должны отправить ему подарки, правда? Вот сейчас каждый из вас подумает над тем, что можно подарить ему. Но для начала попрощайтесь с нашими гостями.
- Чему учат сказки? (Добру, товариществу, быть трудолюбивым, смелым, помогать в беде и т.д.)
- О каких сказках мы сегодня говорили?

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может, было,
А может быть и нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...