Кружок "Речевичок".. Программа
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Лукашова Лидия Викторовна

"Речевичок" - дополнительная образовательная программа для детей второй младшей  группы.

Предлагаемая программа на доступном детям уровне знакомит их с разнообразными видами детской деятельности, способствует развитию коммуникативных качеств личности ребенка, решает вопросы социальной адаптации.

 

Программа отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимание и понимание обращенной к нему речи, участие в коллективном разговоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevichok_21-22.docx53 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом совете

 ГБ ДОУ № 124 Невского района СПб

Протокол №_______________

От __________________ 2020г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

«РЕЧЕВИЧОК»

дополнительная образовательная программа для детей

второй младшей  группы

Педагог: Лукашова Л.В.

Санкт-Петербург

2022 - 2023 уч.г.


  1. Пояснительная записка.

Данная образовательная программа разработана для детей второй младшей группы.

Представленная работа является модифицированной программой. При разработке программы учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников.

Речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе. Она сопровождает всю деятельность ребенка.

На 4– м году жизни значительно увеличивается познавательные и речевые возможности детей. Дети второй  младшей группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. Все это позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные

  • с формированием эстетического вкуса;
  • художественным образованием и воспитанием;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • созданием положительного эмоционального настроя,
  • снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Главным средством установления контакта с окружающими, выражение мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы (мимика, жесты, действия) играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок).

Речь раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Предлагаемая программа на доступном детям уровне знакомит их с разнообразными видами детской деятельности, способствует развитию коммуникативных качеств личности ребенка, решает вопросы социальной адаптации.

Программа отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимание и понимание обращенной к нему речи, участие в коллективном разговоре.

Программа построена на основе главных методических принципов:

  • учет возрастных особенностей детей,
  • доступность материала,
  • постепенность его усвоения.

Предлагаемая программа на доступном детям уровне знакомит их с разнообразными видами детской деятельности, способствует развитию коммуникативных качеств личности ребенка, решает вопросы социальной адаптации.

Программа отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания и понимание обращенной к нему речи, участие в коллективном разговоре. Программа построена на основе главных методических принципов:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • доступность материала;
  • постепенность его усвоения.
  1. Цель программы.

Воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом обращении со взрослыми и сверстниками, обучение формам диалога.

  1. Основные задачи программы.
  1. Формирование представлений, умений, навыков – в развитии связанной речи.
  2. Развитие словаря (словарного запаса).
  3. Грамматическая правильность речи.
  4. Звуковая культура речи.
  1. Программа имеет свои особенности.

Темы пересказов, описательных рассказов по картинкам, чистоговорок, дидактических игр, заучивание стихотворений, звуковая культура речи, - имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «чего не хватает Оле, чтобы пойти на прогулку?», «Кто играет с Таней?», «Никита веселый и грустный»; сказочная тематика: «Колобок», «Теремок», «Репка»  и т.д.

  1. Этапы реализации.

Одним из важнейших условий эффективности обучения является чередование на одном занятии различных приемов обучения:

  • чередование хоровых и индивидуальных ответов;
  • сочетание речевых ответов с практическими действиями детей;
  • использование разнообразных игровых моментов и ситуаций;
  • обоснование необходимости выполнения задания ребенку;
  • чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки и загадки);
  • использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.)

Таким образом, постепенно дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников занятия, их речь активизируется, они вступают в речевое взаимодействие не только со взрослыми, но и со сверстниками.

На занятии работают все дети, даже с низкими речевыми способностями.

Принесенные в группу маски, шапочки, атрибуты к сказке делают занятие эмоциональней и интересней.

  1.  Ключевые понятия (разновидности используемых в программе игр):
  • Игра - имитация образов, хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, хитрая лиса убегает от собак).
  • Игры- импровизации («Как удачно ты сравнила – если развязать бант, волосы падают, как золотой дождь);
  • Игры-инсценировки, в которых дети совершают добрые дела, помогают, защищают, оберегают, сочувствуют.
  • Ролевой диалог героев сказок («Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Рукавичка»).

Материал, содержащийся в программе, имеет многофункциональный характер.

Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.

  1. Режим организации.

Занятия по кружковой деятельности проводятся 2 раза в неделю. Игровые занятия имеют продолжительность – 15 минут. Программа рассчитана на объем 64 учебного часа при условии занятий 2 раза в неделю в течение 8 месяцев.

  1. Предполагаемые результаты.
  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки звукоподражания, имитация).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
  3. Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
  4. Воспитание умения чувствовать красоту художественного слова, развитие интереса и любви к художественной литературе.

  1. Календарно-тематический план для подготовительной группы

п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

Игровое упражнение «Раз, два, три, за мною повтори».

  • Пальчиковая игра «Ласточки»;
  • Д\игра «Угадай, кто это?».

октябрь

1

  • Д\игра «Угадай кто пел свою песню сначала, а кто потом?»;
  • Разучивание потешки «Солнышко-ведрышко».
  • Пальчиковая игра «Солнышко»

1

Тема: «Овощи»:

  • Д\игра «Чего много в корзинке»;
  • Игра- инсценировка «Репка».
  • Пальчиковая игра «Огуречик».

1

  • Д\игра «Соберем урожай»;
  • Д\игра «Чудесный мешочек».
  • Пальчиковая игра «Дождь».

1

Тема «Фрукты»:

  • Д/игра «Что это?».
  • Д/игра «Куда положил фрукты?».
  • Пальчиковая игра «Оладушки».

1

  • Д\игра «Овощной магазин»
  • Пальчиковая игра «Каравай».
  • Д\игра «Договори слово»

1

Тема «Сад-огород»:

  • Д\игра «Что сделаешь с овощем или фруктами?»
  • Д/игра «Что где растет?».
  • Пальчиковая игра «Капуста

1

  • Д\игра «Назови одним словом»
  • Д\игра «Запомни и повтори»
  • Пальчиковая игра «Замочек».

1

ИТОГО

8


п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

Тема «Лес»:

  • Рассмотрение иллюстрации «Лес» и составление по ней описательного рассказа;
  • Д\игра «Один-много»;
  • Д\игра «Теремок».
  • П\игра «Деревья».

ноябрь

1

  • Д\игра «Кто как кричит?»
  • Д\игра «Петрушкины команды»;
  • Пальчиковая игра «Дружба».

1

Тема «Грибы и ягоды»:

  • Д\игра «Подбери слово»;
  • Д\игра «Мы в лес пойдем»;
  • Пальчиковая игра «Грибок».

1

  • Д\игра «Съедобный – несъедобный»;
  • Составление рассказа «Грибы и ягоды»;
  • Пальчиковая игра «Ёжик».

1

Тема «Перелетные птицы»:

  • Д\игра «Как улетают птицы?»;
  • Д\игра «Помоги Петрушке выбрать слово»;
  • Разучивание скороговорки «Дятел дуб долбил, да, не додолбил…»

1

  • Разучивание потешки «Чики-чики, чикалочки..»
  • Д\игра «Чего не хватает?»;
  • Пальчиковая игра «Птичка».

1

Тема «Зимующие птицы»:

  • Викторина «Птицы»;
  • Д\игра «Назови ласково»;
  • Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»;

1

  • Составление описательного рассказа «Воробей»;
  • Д\игра «Летает – не летает»;
  • Пальчиковая игра «Птичка пьет водичку».

1

ИТОГО

8


п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

Тема: «Тело человека»:

  • Д\игра «Для чего»
  • Д\игра «Великан и гномик»;
  • Пальчиковая игра «Дружба».

декабрь

1

  • Д\игра «Один-много».
  • Д\игра «Где наши ручки?».
  • Пальчиковая игра «Колобок»

1

Тема «Посуда»:

  • Д\игра «Магазин»;
  • Д\игра «Богатые слова»;
  • Пальчиковая игра «Моем посуду».

1

  • Д\игра «Придумай слово»;
  • Д\игра «Третий лишний»;
  • Заучивание чистоговорки «так – таки – тяк…»

1

  • Д\игра «Где живут продукты?»;
  • Д\игра «Чего не хватает?»;
  • Пальчиковая игра «Чайник».

1

Тема: «Продукты питания»:

  • Д\игра «Что приготовим?»;
  • Д\игра «Что будем есть?»;
  • Звуковая культура речи: звук «С» и «С1»

1

  • Пересказ рассказа «Что вкуснее?»;
  • Д\игра «Продукты»;
  • Пальчиковая игра «Пирожки»

1

  • Д\игра «Вспомни и назови»
  • Д\игра «Что с чем рядом?»;
  • Дифференциация звуков «С» и «С1»;
  • Пальчиковая игра «Совы и синички».

1

ИТОГО

8


п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

Тема «Новый год»:

  • Д\игра «Кто пришел на елку?»;
  • Разучивание потешки «Уж ты, зимушка-зима».
  • Пальчиковая игра «Лед».

январь

1

  • Д\игра «Назови слово»;
  • Дифференциация звуков «Г» и «Г1»;
  • Пальчиковая игра «Снежинка».

1

Артикуляция звуков «Б» и «Б1»;

  • Д\игра «Петрушкины команды».
  • Д\игра «Узнай нас».
  • Пальчиковая игра «Снегопад».

1

  • Разучивание потешки «Ой ребята тара-ра..».
  • Д\игра
  • Пальчиковая игра «Бык».

1

Тема: «Зима»:

  • Пересказ рассказа «Гостья Зима»;
  • Д\игра «Какое?»;
  • Д\игра «Что делает?»
  • Пальчиковая игра «Барашеньки».

1

  • Звуковая культура речи. Звуки «В» и «В1».
  • Игра-инсценировка «Будут на зиму дрова».
  • Пальчиковая игра «Снежинки».

1

Тема «Одежда»

  • Д\игра «Что наденем на прогулку?»
  • Д\игра «Опиши предмет».
  • Пальчиковая игра «Шапочка».

1

Составление описательного рассказа «Одежда».

  • Д\игра «Какая одежда?»;
  • Д\игра «Чего не хватает?»;
  • Д\игра «Что с чем?»;
  • Пальчиковая игра «Рубашка».

1

ИТОГО

8


п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

Тема «Домашние животные»:

  • Д\игра «Кто в домике?»;
  • Д\игра «Кто кем будет?»;
  • Пальчиковая игра «Лошадка».

февраль

1

Звуковая культура речи. Звук «Л» и «Л1».

  • Составление рассказа «Лошадка» (по опорным картинкам);
  • Д\игра «Кто хозяин?»
  • Пальчиковая игра «Собачка».

1

  • Д\игра «Давай придумывать».
  • Пальчиковая игра «Кошка».
  • Д\игра «Что умеют делать звери?»

1

Тема «Дикие животные наших лесов»:

  • Д\игра «Кто кем был?»;
  • Пальчиковая игра «Заяц».
  • Д\игра «Загадочное животное».

1

Составление рассказа описания «Лиса».

  • Д\игра «Кто за кем?»;
  • Пальчиковая игра «Волк».

1

Тема «Дикие животные

  • Д\игра «В зоопарке»;
  • Д\игра «Кто за кем охотится?»;
  • Пальчиковая игра «Лиса».

1

  • Д\игра «Мы со звуком «Ш» играем.
  • Разучивание чистоговорки «Шу-шу-шу-шу – Маша кушает лапшу…».
  • Пальчиковая игра «Мышка».

1

Тема «Рыбы»:

  • Д\игра «Подбери слово»;
  • Д\игра «Запомни и повтори»;
  • Пальчиковая игра «Карась».

1

ИТОГО

8


п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

Составление по картинке рассказа-описания «Щука».

  • Д\игра «Рыболов»;
  • Д\игра «Договори слово»;
  • Пальчиковая игра «Щука».

март

Тема «Наш город»:

  • Составление распространенных предложений «В нашем городе».
  • Д/игра «Мой дом».
  • Пальчиковая игра «Мостик».

1

  • Составление рассказа-описания «Наш город» по опорным картинкам;
  • Звуковая культура речи. Звук «Ж»;
  • Д\игра «Найди жужжащую картинку»;
  • Пальчиковая игра «Жук».

1

  • Пересказ рассказа «Жаба»;
  • Д\игра «Жужжалка»;
  • Пальчиковая игра «Жаба».

1

Тема «Наша улица»:

  • Викторина «Вопросы - ответы»;
  • Д\игра «Моя улица»;
  • Пальчиковая игра «Дом».

1

  • Дифференциация звуков «М» и «М1»;
  • Пересказ рассказа «Дети на улице»;
  • Д\игра «Мы по городу шагаем»;
  • Пальчиковая игра «Бинокль».

1

Тема «Дом»:

  • Д\игра «Назови форму»;
  • Разучивание чистоговорки «Этажи»;
  • Д\игра «Назови предмет ласково».

1

  • Пересказ рассказа «Как дом родился?»;
  • Д\игра «Чего не стало»;
  • Пальчиковая игра «Филин».

1

ИТОГО

8


п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

Тема «Мебель»:

  • Д\игра «Назови картинку»;
  • Разучивание чистоговорки «Цыпленок и курица пьют водицу на улице…»
  • Пальчиковая игра «Стул».

апрель

1

  • Д\игра «Найди предмет по описанию»;
  • Д\игра «Бабушкины подарки».
  • Пальчиковая игра «Стол».

1

Тема «Моя семья»:

  • Д\ игра «Папа-мама».
  • Д\игра «Кто кому сын, дочка?».
  • Пальчиковая игра «Семья».

1

  • Д\игра «Расскажи о себе»;
  • Д\игра «Прятки».
  • Пальчиковая семья «Дружба».

1

Тема «Профессии».

  • Д\игра «Кто что делает?»;
  • Д\игра «Кем хочешь быть»;
  • Пальчиковая игра «Молоточек».

1

  • Д\игра «В стране великанов»;
  • Д\игра «Кем хочешь быть?»;
  • Пальчиковая игра «Жатва».

1

  • Пересказ рассказа «Щенок»;
  • Д\игра «Подскажи словечко»;
  • Пальчиковая игра «Щенок».

1

Тема «Хлеб»:

  • Разучивание скороговорки «Ел Валерик вареник…»;
  • Д\игра «Повтори слова-друзья»;
  • Д\игра «Приготовим обед»;
  • Пальчиковая игра «Колосок».

1

ИТОГО

8


п\п

Тема занятий

Месяц

Кол-во часов

  • Разучивание потешек о «Дружбе»;
  • Д\игра «Составь слово» (по картинкам);
  • Д\игра «Загадочные слова»;
  • Пальчиковая игра «Жатва»

май

1

Тема «Транспорт»:

  • Д\игра «Объясни слово»;
  • Д/игра «Автобус»
  • Пальчиковая игра «Самолет».

1

Составление описательного рассказа «Папа купил автомобиль».

  • Д\игра «Подбери слово»;
  • Пальчиковая игра «Поезд».

1

  • Д\игра «Повтори слово парами»;
  • Д\игра «Превратилки»;
  • Пальчиковая игра «Лайка».

1

  • Разучивание заклички «Весна»
  • Д\игра «Что около?»;
  • Пальчиковая игра «Чайка».

1

Тема «Весна»:

  • Д\игра «Почемучка»;
  • Разучивание скороговорки «Шла Саша по шоссе…»;
  • Пальчиковая игра «Вербочки».

1

Составление рассказа «Пришла весна…»

  • Д\игра «Разложи вещи»;
  • Д\игра «Отгадай слово»;
  • Пальчиковая игра «Цветы».

1

Тема

  • Д\игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
  • Д\игра Запомни и повтори»
  • Пальчиковая игра «Цветы»

1

ИТОГО

8

Итого за год                                                                         64 занятия


  1. Задачи программы (в сравнении с базовой программой)

Задачи базовой программы

Задачи новой программы

  • Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к составлению описательных рассказов;
  • Подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушек, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии, активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия);
  • Развитие свободного общения с детьми и взрослыми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;
  • Практическое овладение нормами речи.
  • Побуждать детей запоминать небольшие потешки, колыбельные песенки, коротенькие стихи;
  • Знакомить детей с сюжетными картинками, тем самым вызывая интерес к желанию придумать свое окончание сказки, рассказа;
  • Совершенствовать умение поддержать, согласовывать свои действия с действиями других детей;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику, вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные;
  • Использовать в активной речи предлоги: «в», «на», «за»;
  • Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Наблюдать за действиями педагога;
  • Продолжать воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушать реплики до конца, не перебивать других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства;
  • Совершенствовать мелкую и общую моторику; продолжать активизировать словарь за счет новых глаголов, прилагательных и наречий
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику детей;
  • Обобщать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов, использовать предлоги: «около», «из»;
  • Развивать творческие способности детей, совершенствовать зрительное внимание и память, развивать воображение;
  • Вырабатывать умение дослушивать сказку до конца;
  • Развивать умение сопереживать персонажам.

Пальчиковый театр.

  • Развивать мелкую моторику, память, речь.
  • Создавать у детей радостное настроение, вызывать положительные эмоции.
  • Воспитывать умение подражать.
  • Продолжать вырабатывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других участников.

  1. Развивающая среда группы:
  • Пополнение коллекции книжного уголка,
  • Пополнение уголка ряжения,
  • Маски, пальчиковый театр,
  • Театр на фланелеграфе,
  • Предметные картинки,
  • Пейзажные картинки,
  • Плоскостной театр,
  • Театр резиновой и мягкой игрушки, театр деревянной игрушки.

  1. Список литературы:
  1. Веракса Н.Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», - 2010.
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду, - 2003.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе.
  4. Ушакова О.С. Придумай слово.
  5. Ушакова О.С. Дидактические игры.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
  7. Успенский Э. Расскажи стихи руками.
  8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
  9. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...