Конспект беседы «О народных промыслах России (филимоновская и дымковская игрушка)».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бубырева  Вера Владимировна
  • «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувство формируется у ребёнка и насколько оно осознано и прочно? Возможно, это чувство формируется у ребёнка, когда он слушает стихи великих русских писателей. Возможно, когда он с взрослыми отправляется путешествовать по своему городу. На наш взгляд, формированию этого чувства помогает знакомство малыша с традициями и обычаями, быта и прикладного искусства, фольклором.
  • В настоящее время необходимо формировать у детей чувство патриотизма: любовь и преданность к своему народу, гордость и любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy-2.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

 Школа  №1056

Дошкольное отделение 4

Конспект беседы «О народных промыслах России

(филимоновская и дымковская игрушка)».

Подготовили и провели:

воспитатели ГБОУ Школа  №1056 д/о №4

125364 Г. Москва ул.Штурвальная, д.6, к.1

Бубырева Вера Владимировнаveroshka.veroshka @yandex.ru

        Жучкова Татьяна Владимировнаt.zhuchckowa@yandex.ru

                      Конспект беседы «О народных промыслах России

(филимоновская и дымковская игрушка)».

Актуальность:

  • «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувство формируется у ребёнка и насколько оно осознано и прочно? Возможно, это чувство формируется у ребёнка, когда он слушает стихи великих русских писателей. Возможно, когда он с взрослыми отправляется путешествовать по своему городу. На наш взгляд, формированию этого чувства помогает знакомство малыша с традициями и обычаями, быта и прикладного искусства, фольклором.
  • В настоящее время необходимо формировать у детей чувство патриотизма: любовь и преданность к своему народу, гордость и любовь к Родине.
  • Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством – это приобщение детей к родной культуре, расширение знаний о родной стране, формирование чувства гордости за свою страну.  

Патриотическое воспитание и художественно-эстетическое творчество предполагает не только формирование различных умений и навыков в продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, аппликация), но и формирует, воспитывает патриотические чувства (любовь и преданность к своему народу, гордость и любовь к Родине).

Программное содержание:

дать представление детям о народных промыслах; формировать и воспитывать патриотические чувства (любовь и преданность к своему народу, гордость и любовь к Родине).

Задачи:

1. Знакомить детей с народными промыслами: филимоновская, дымковская игрушки.

2. Привить любовь и интерес к русской культуре, фольклорным традициям. Формировать чувство гордости и любви за свою Родину.

3. Развитие внимания, памяти, познавательного интереса.

Оборудование:

дымковские и филимоновские игрушки, иллюстрации игрушек и село «Дымково», «Филимоново», русские народные мелодии.

Ход занятия:

1 часть вводная: воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»: дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладошек, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу предложили

(соединяют руки)

Будем дружно мы играть

Чтобы добрыми, умными стать!

(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет.

Мы друг друга уважаем? Да. Да.

(размыкают руки).

2 часть основная:

Воспитатель: предлагаю вам, ребята,отправиться в путешествие в деревеньку Филимоново и посмотреть известные на всю страну игрушки (звучит русская народная мелодия, дети подходят к деревеньке, воспитатель читает стихотворение).

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой

называется оно.

Дети подходят, рассматривают игрушки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала сделана филимоновская игрушка? Ответы детей.

Мастера в руки берут комок чёрной глины. Разминают его долго-долго и греют своими руками. Затем вытягивают, вылепляют тело, ноги, шею, голову, рога, уши. Затем обжигают в печи. А когда их вынимают из печи, они становятся твёрдыми, как камень. Затем расписывают, да не кисточкой, а гусиным пером. Игрушки должны быть очень красивые, добрые, весёлые, чтобы глянул человек на них и сразу же полюбил.

Ребята, чем отличаются филимоновские игрушки от других?

У всех животных сильно-сильно вытянуты шеи, так, что коровы похожи на жирафов, а медведи - на Змей-Горынычей одноголовых. И все фигурки по обожжённой глине расписаны полосами: красными, жёлтыми, зелёными. Все игрушки забавные, высокие, весёлые, будто всегда они чему-то удивляются. Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Подойдите ближе, посмотрите на свистульки, рассмотрите со всех сторон. Скажите, где находится свисток? Ответы детей.

Воспитатель: в хвосте животных или птиц. А теперь послушайте, какой получается свист? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно - громкий, веселый, звонкий. Понравилась, ребята, вам филимоновская игрушка? Ответы детей.

Воспитатель: я предлагаю вам продолжить наше путешествие. Мы отправляемся в деревню Дымково и посмотрим на другую, известную на всю страну игрушку (звучит русская народная мелодия, дети подходят к деревеньке, воспитатель читает стихотворение).

«… Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как берёзки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Дети подходят, рассматривают игрушки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала дымковская игрушка? Ответы детей.

В селе Дымково, что стоит на берегу реки Вятки,также добыли глину, только не чёрную, а красную. Заготавливали глину летом, а игрушки лепили зимой. Весной вывозили их на ярмарку и продавали там. Дымковская роспись состоит: круг, прямая линия, волнистая линия, точки, клетки. Расписывали яркими красками солнца: красным, оранжевым, желтым, малиновым, синим, голубым.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются дымковские игрушки от других? Ответы детей.

Воспитатель: У дымковской игрушки есть свой орнамент, своя форма, которая придаёт игрушке индивидуальность, что делает её не похожей на другие игрушки. Понравилась, ребята, вам дымковская игрушка? Ответы детей.

Вот, послушайте стихи о дымковской игрушке.

Всадник на коне.

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьёт.

Молодца домой везёт.

Птица.

Поглядите, что за птица!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Лапки, клювы, оперенье –

Просто чудо, загляденье!

Воспитатель: так давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Пантомимическая игра: дети стоят в кругу.Воспитатель произносит: «Барыня»,дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную юбку, поводя плечиками.

«Конь»,дети скачут, как лошадка.

«Индюк», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая крыльями, надувая щёки.

Воспитатель: Повернитесь, покружитесь, низко-низко поклонитесь.

3 часть заключительная:

Воспитатель: Ребята, наше путешествие приближается к концу. Мы с вами узнали много интересного о народных игрушках. Как называются игрушки, с которыми вы познакомились? Ответы детей.

О чём вы расскажете сегодня дома? Ответы детей.

Какая игрушка вам больше всего понравилась? Ответы детей.

Список литературы:

  1. Аверьянова  А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  2. Дымковская игрушка. Раскраска для детей 4-5 лет. – М.: 000 «Издательство «Айрис-пресс»» 2006.
  3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение 1990.
  4. Искусство – детям. 09.06.  Дымковская игрушка. Учебное издание. - М.: Мозаика-Синтез.
  5. Искусство – детям. 08.08.  Филимоновские свистульки. Учебное издание. - М.: Мозаика-Синтез.
  6. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Москве. Методические рекомендации. – М.1994.
  7. Кондрыкинская Л.А.  Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М.1996
  8. Наглядно-дидактическое пособие:  Дымковская игрушка.  -  М.: «Мозаика - Синтез» 2010.
  9. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Вераксы Н.Е., Комаровой М.А., Васильевой М. А. - Москва: «Мозаика - Синтез» 2015.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народными промыслами. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез 2008.
  11. Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/05/08/ekologicheskiy-proekt-v-sredney-gruppe-nash-drug;

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proiekt_dlia_dietiei_sriedniei_ghruppy_priroda_nash_obshchii_dom.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России. Характеристика Филимоновской, Дымковской и Каргопольской игрушки.

Русский художественный промысел, история возникновения промысла, секреты и особенности производства - вызывают особый интерес и желания, что - нибудь смастерить подобное. Очень занятное времяпров...

Проект "Промыслы России..Филимоновская игрушка"

Проект познавательно- творческий...

Проект "Промыслы России.Филимоновская игрушка"

Познавательно- творческий проект....

Беседа о народных промыслах России

данный материал поможет педагогам провести содержательную беседу с детьми старшего возраста о народных промыслах России...

Проект "Народные промыслы России. Филимоновская игрушка"

Знакомство детей с филимоновской игрушкой в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Знакомство с историей и традициями филимоновской игрушки воспитывает э...

Конспект беседы "О народных промыслах России"(филимоновская и дымковская игрушка)

• «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувство формируе...

Проект "Промыслы России.Филимоновская игрушка"

Проект "Промыслы России.Филимоновская игрушка"...