Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Дары Фрёбеля».
консультация по развитию речи

Консультация для педагогов из опыта работы с "Дарами Фрёбеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_dary_fryobelya.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Дары Фрёбеля».

Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Я хочу представить вашему вниманию наборы «Дары Фрёбеля». Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Вы спросите. почему наш выбор пал именно на набор «Дары Фрёбеля»? Задачи, которые стоят перед воспитателем в процессе его работы очень разнообразны. Работа с детьми с нарушениями речи имеет несколько направлений:

  • развитие речи и владение техникой речи;
  • развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словестно - логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, величина, форма, развитие зрительного восприятия и узнавания, фонетико - фонематических представлений, формирование звукового анализа;
  • развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитие артикуляционной моторики.

Все данные направления работы и задачи, которые поставлены перед воспитателем я решаю с помощью игрового набора «Дары Фребеля». Формировать речь Фрёбель предлагал с помощью развития мелкой моторики, как показывает практика, ребенок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начинает значительно раньше других детей.

Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому мы обогащаем не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Используем как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе.

Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» на своих занятиях, я решаю следующие задачи:

• упражняю в названии прилагательных, обозначающие сенсорные эталоны (большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, длинный-короткий);

• учу конструировать по образцу и замыслу;

• учу детей составлять предложения и небольшие рассказы;

Тем самым решаю задачу по развитию связной речи у детей. Использую системно-комплексный подход в развитии связной речи, использую анимации произведений для повышения эффективности развития и запоминания сюжета.

Одним из наиболее интересных и продуктивных занятий с детьми является составление и выкладывание сюжета сказки при помощи «Даров Фрёбеля».

Мною продуманы и реализуются на практике этапы работы по развитию связной речи дошкольников, а так же, развитие речевого творчества, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц через воображение детей.

На 1 этапе актуальны приемы, такие как чтение художественных произведений. Я знакомлю детей с разными сторонами действительности: культурными нормами, миром взаимоотношений, миром собственных переживаний, явлениями живой и неживой природы. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время, часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.

На 2 этапе учу детей схематизации сказок. На данном этапе мы предлагаем детям с помощью метода мнемотехники, плоскостного моделирования, опорных схем, пиктограмм пересказать сказку (использую пособие «Дары Фрёбеля»).

На 3 этапе знакомлю детей с методами, использование которых помогает создавать текст какого-либо типа. Например, для решения задач 3 этапа я использую:

Прием придумывания окончания сказки.

Цель: научить придумывать различные варианты окончания сказки.

В ходе него я рассказываю детям начало какой либо сказочной истории до того момента, пока не появятся все герои и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание.

Следующий прием - это прим исправления сказки.

Цель: учить детей понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки.

Ход: Дети исправляют каждое предложение в выбранной знакомой сказке, затем один ребенок повторяет ее новый вариант.

4 этап завершающий. Реализация фантастического содержания должна идти и в продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, запись сюжета сказки с помощью диктофона). После сочинения сказочной истории, дети иллюстрируют ее, изображая созданные образы на картинках, дополняя их новыми деталями и здесь нам на помощь приходит замечательный набор «Дары Фрёбеля».

Используя данные методы и приёмы, ребенок должен достичь определенного уровня развития, который определяет наличие таких качественных характеристик, как умение мыслить нешаблонно, высказывать необычные идеи, не бояться противоречий, проявлять индивидуальность в суждениях.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и силы голоса

Дар № 1 – текстильные мячи. 

Научить ребенка дуть на мячик, который педагог держит за веревочку перед лицом ребенка на уровне его рта.

«Кто дольше?». Устроить соревнования между детьми или дуть вместе с ребенком - чей мячик будет дольше летать. Следить, чтобы вдох был через нос, а выдох – через рот, плавный.

Протягивание различных гласных звуков, дар № 12 – мозаика, шнуровка: вложить в ладонь ребенка длинный шнурок из комплекта и предложить спрятать его в кулаке. Другой рукой ребенок берется за кончик шнурка и, вытягивая его из кулака, непрерывно поет заданный гласный звук. Усложнение: предложить ребенку произносить звуки с различной громкостью. 

Упражнения на формирование навыков звукового анализа. 

Познакомить детей с понятием «слово» и его графическим (схематическим) изображением – прямой линией (палочки из Дара № 8). Составить предложение по картинке. Посчитать количество слов в предложении, составить схему предложения, используя палочки из Дара № 8.

Деление слов на слоги: под схематичным обозначением слова, выкладываем столько коротких палочек, сколько слогов в этом слове (с помощью этого упражнения формируем у детей представление о слоге как части целого слова).

Звуковой анализ слова: под схематичным обозначением слова, выкладываем с помощью фишек красного, синего, зеленого цвета, звуковую схему слова.

Собираем слово по  звукам, Дар № 11 – цветные тела: педагог называет слово по звукам и нанизывает на шнурок фигуры, ребенок называет слово целиком.

Педагог выкладывает из фишек схему слова (Дар №7), ребенок выбирает картинку, подходящую по звуковому составу к этой схеме.

 «Цепочка слов» (Дар № 11 – цветные тела): педагог предлагает детям собрать цепочку слов от заданного слова, так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последний звук предыдущего. За каждый верный ответ дети нанизывают на свой шнурок фигуру. В конце игры сравнить результаты и определить победителя.

Упражнения на развитие связной речи.

Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению: его ответы у доски, рассуждения, пересказ текста, составление изложения, сочинения.

«Построй дом (башню, дворец, крепость), Дар №7,№8,№9». Предложить ребенку, во время постройки, рассказать, что он делает, какую деталь берет, какая она по размеру, форме, цвету, куда и почему ставит. Какие детали внизу, какие наверху. Начинать следует с небольших построек. Вначале ответить на вопросы педагога полными предложениями, а затем объединить предложения в рассказ.

С помощью различных предметов из набора «Дары Фребеля» сложить план-схему короткого рассказа или сказки. Подробно объяснить, почему именно так изобразил предметы и объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку дошкольный  возраст – это время интенсивного развития речи и, ...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОC»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени &ndash...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...

Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля»

Статья рассматривает вопрос развития пространственного мышления детей дошкольного возраста посредством игрового набора "Дары Фребеля"...