Игры на выделение слова из потока речи
картотека по развитию речи

Нахимовская Валерия Валентиновна

Игры на выделение слова из потока речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vydelenie_slova_iz_potoka_rechi.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Поезд»

В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т.д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).

«Возьми игрушку»

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребёнку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Воспитатель обращает их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово.

«Детский мир»

        Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие игрушки они видели в «Детском мире», и назвать их. За каждое названное слово вое питатель дает игрушку-фишку. В конце игры игрушки собираются на поднос или в коробку, обращается внимание детей, что они назвали много разных игрушек, которые обозначаются словами, каждая игрушка – слово.

«Назови игрушку»

На столе выставляются игрушки: лев, черепаха, крокодил, заяц. Воспитатель предлагает детям назвать их.

Воспитатель: «Эту игрушку (показывает) мы назвали словом лев. Посмотрите, как я измерю это слово (руки, соединенные перед грудью, разводит в стороны по мере произнесения слова). Посмотрите какое короткое слово – лев (еще раз измеряет). Давайте его измерим вместе (дети вместе с воспитателем измеряют слово с одновременным его произнесением)».

Таким же образом называются все игрушки, измеряются все слова.

«Волшебные слова»

Воспитатель берет мяч, показывает его детям: «Что у меня в руках, ребята?»

Дети отвечают: мяч. Воспитатель: Скажи, пожалуйста, Андрюша, это слово громко, четко. Теперь ты, Витя, повтори его. А Таня пусть попробует сказать это слово тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все мы услышали. Воспитатель уточняет, что можно по-разному оказать слово мяч: и громко, и тихо.

А это что? (Показывает детям колобок). Дети отвечают: колобок.

Воспитатель просит повторить это слово медленно, затем ласково.

После этого воспитатель спрашивает может ли кто-нибудь назвать какое-нибудь слово? Например, ребенок говорит: книга.

Воспитатель отвечает: очень хорошее слово книга, кто еще может

назвать какое-нибудь слово?

Дети называют различные слова, как правило, это предметы. Каждое названное слово воспитатель повторяет, указывая, что это слово: «Хорошее слово назвал Вова - матрешка; слово самолет отлично придумал Вася» и т. д.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга (ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

МДК 03.02

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Игры на определение смысловой стороны слова

ВЫПОЛНИЛА:

Обучающаяся группы 4-5а

Нахимовская В.В.

Специальность:

44.02.01-Дошкольное образование

Преподаватель:

Гайворонская С.В.

Санкт-Петербург

2022 год

«Найди ручку»

К детям приходит кукла Таня, здоровается. Воспитатель: У меня большая рука, а у Тани? Дети: Маленькая. Воспитатель: Как мы называем ласково руку ребенка? Дети: Ручка. Воспитатель: Какие ещё предметы называются словом ручка? Дети: Которыми пишут. Воспитатель: А теперь говорите, что я делаю. Воспитатель кладет ручку на стол, берет чашку, держит её за ручку. Дети: Кладете, берете, держите. Воспитатель: Какие ручки вы видите в комнате? Дети отвечают. Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? Закончите предложения, которые я начну. Ручкой можно…(писать). Ручку можно на стол…(положить). За ручку можно чашку…(держать, взять). У кастрюли две…(ручки). Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам. Дети: Она сказала «здравствуйте», поздоровалась. Воспитатель: А теперь что она делает?

Дети: Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания».

«Какая? Какой? Какое?»

Воспитатель показывает детям картинки и предлагает их описать словом:  

Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

«Качества»

Воспитатель говорит слово, например: «Арбуз», а дети называют качества, например, (Он большой, круглый, сладких, с косточками, сочный и тд.) затем воспитатель подводит итог о слове и его качествах.
Далее игра повторяется с другим словом.

«Скажи иначе»

Воспитатель говорить детям фразу, например, «Снег идёт. Снег…». Задача детей сказать иначе, например, «Снег кружится, снег падает, снег летит» и тд. Далее игра повторяется с другой фразой (Месяц зашел за тучку и тд)

«Чем похожи (не похожи) предметы»

Воспитатель показывает детям два предмета, например, стеклянный стакан и стеклянный флакон из-под духов, затем спрашивает детей чем эти предметы похожи? (Они оба стеклянные, прозрачные), а чем они отличаются (У них разные формы, у стакана нет крышки, флакон закрыт). После озвучивания всех сходств и отличий игра заканчивается.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга (ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

МДК 03.02

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Игры на ознакомление с предложением

ВЫПОЛНИЛА:

Обучающаяся группы 4-5а

Нахимовская В.В.

Специальность:

44.02.01-Дошкольное образование

Преподаватель:

Гайворонская С.В.

Санкт-Петербург

2022 год

«Придумай предложение по картинке»

Воспитатель показывает детям картинку, например, картинку, на которой нарисована белка на дереве. Задача детей – смотря на картинку составить предложение (белка сидит на дереве) и тд. В конце воспитатель повторяет предложенные детьми предложения.

«Придумай с моим словом»

Воспитатель говорит, что детям нужно составить предложение, в котором будет определенное слово, например, «кошка». Дети придумывают предложения, в которых будет данное слово (На крыльце сидит кошка. На кровати лежит кошка.). Необходимо обратить внимание детей, что слово, произнесенное воспитателем, должно звучать в предложении также, как сказал его воспитатель.

«Начни с моего слова»

Данная игра усложнение к игре «Придумай с моим словом». Воспитатель говорит слово, например, «Дома». Необходимо обратить внимание детей, что слово, произнесенное воспитателем, должно звучать в предложении также, как сказал его воспитатель. Дети придумывают предложения, в которых первым словом будет «Дома» (Дома много игрушек. Дома мама готов ужин.).

«Рассказ из жизни»

Несколько детей разыгрывают сценку, другие дети составляют по их действия предложения (Дима сидит за столом. Он взял чашку и стал пить чай. К Диме пришел Никита. Никита сел рядом. и тд). Также игру можно проводить наоборот: Дети по очереди придумывают предложения, а другие дети по этим предложения показывают сценку.

«Что делает?»

Воспитатель показывает детям куклу, которая сидит и спрашивает: «Что делает кукла?». Дети отвечают: «Кукла сидит». Воспитатель меняет кукле позу и спрашивает: «А что теперь делает кукла?» Дети отвечают: «Кукла сидит.» Затем составляются предложения с другой игрушкой.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга (ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

МДК 03.02

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Игры на ознакомление со словесным составом предложения

ВЫПОЛНИЛА:

Обучающаяся группы 4-5а

Нахимовская В.В.

Специальность:

44.02.01-Дошкольное образование

Преподаватель:

Гайворонская С.В.

Санкт-Петербург

2022 год

«Живые слова» 

Воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит, кто каким словом будет (например, «Оля будет словом деревья, Таня — словом покрыты, Вера — словом снегом). Такая игровая условность легко и охотно принимается дошкольниками. Из «слов» воспитатель составляет предложение, просит детей встать в ряд («слова» встают слева направо, то есть как они пишутся и читаются); затем детям предлагается последовательно произнести слова, которые они обозначают. Так дети узнают, какое предложение получилось.

«Хор»

Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.

«Узнай слово»

Воспитатель просит подойти троих детей и говорит: Я скажу только два слова: Ира — слово «мальчик», Вера — слово «взял». А каким словом будет Аля, вы должны придумать сами. Дети отвечают. Затем воспитатель предлагает детям сказать, что получилось, «прочитать» предложение. «Проверим, правильно ли вы называли все слова». Дети - «слова» называют себя по порядку, слева направо. «Теперь придумайте другое слово вместо слова...» (называется слово, которое обозначает Аля). Ребенок, придумавший другое слово, встает на место Али. Последнее (третье) слово можно заменять несколько раз.

«Угадай, какое слово заблудилось»

Воспитатель вызывает четверых детей и говорит: «Это — «кошка», это — слово «двери», это — «около», а это — «лежит». (Повторить еще раз, кто какое слово обозначает, проверить запоминание слов детьми). Надо помочь «живым словам» найти свое место в предложении, и тогда все мы узнаем, что же эти слова говорят про кошку». Каждый ребенок, предлагающий вариант перестановки, берет названное слово и ставит его на то место, которое он называл, а дети говорят, что получилось. Перестановка слов повторяется до тех пор, пока не получится правильное, осмысленное предложение («Кошка лежит около двери», «Около двери лежит кошка»).

«Путаница»

«Мальчик взял карандаш». Какое первое слово? Второе? Третье? Вы назвали все слова предложения правильно. Теперь этими словами будут дети. Какое первое слово?.. Потом какое?.. А потом?.. Что получилось, какое предложение? Теперь я возьму из предложения слово «мальчик» и поставлю его в стороне, а вместо этого слова скажу другое — «папа». Этим словом будет Нина. Что же теперь получилось? (Дети «читают» предложение). Сейчас вы сами придумайте вместо слова «взял» какое-нибудь другое слово.

Тот ребенок, который придумает слово, становится этим словом. Так же заменяется последнее слово.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга (ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

МДК 03.02

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Игры на ознакомление со слоговым строением слова

ВЫПОЛНИЛА:

Обучающаяся группы 4-5а

Нахимовская В.В.

Специальность:

44.02.01-Дошкольное образование

Преподаватель:

Гайворонская С.В.

Санкт-Петербург

2022 год

«Лестница»

На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.

Ве-ло-си-пед

Ма-ши-на

Ско-во-род-ка

Ра-бо-та

Ве-ник

Пе-тух

Ча-сы

И так далее

«Мой веселый, звонкий мяч»

Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:

Мой – веселый – звонкий – мяч –  

Ты – куда – пустился – вскачь?

Красный – синий – голубой

Выбирай – себе – любой!

«Доскажи слово»

Воспитатель говорит слово- ребенок называет, заранее оговоренное окончание.

(ка): кад-, бан-, гай-, пап-, юб-, ут-, дуд-, кеп-…

(ва): тык., бук-, коф-, ла-, ай-, хал-, кан-…

(ли): туф-, кег-, ваф-, пет-, саб-, кап-…

(но): вид-, ок-, пят-, тем-, дав-, боль-…

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Материал: пирамидка, кубики, камешки.

Ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

«Путаница»

Воспитатель называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно:

Ло-та-па, лопата

Мо-то-лок, молоток

Жи-лы, лыжи

Ла-пи, пила


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга (ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

МДК 03.02

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Игры на ознакомление со звуковой стороной слова

ВЫПОЛНИЛА:

Обучающаяся группы 4-5а

Нахимовская В.В.

Специальность:

44.02.01-Дошкольное образование

Преподаватель:

Гайворонская С.В.

Санкт-Петербург

2022 год

«Каждому звуку свою комнату»

Дети получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Веселый поезд»

Звуковая схема-поезд, предметная картинка – билет.

У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

«Едем, летим, плывем»

Шесть картинок, изображающий транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Назови предметы одним словом. (Транспорт). Какой звук встречается во всех этих словах? (Т,С) Где они располагаются? Скажи, что летает? Что плывет? Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала:

Т-С, А-С, С-Т, В-Т.

«Подбери слово к схеме»

Материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки.

I вариант. Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

II вариант. Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.

«Доскажи звук»

Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Воспитатель произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё...

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на выделение словесного ударения

Игры на  выделение словесного ударенияВажным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков...

Конспект НОД "автоматизация звука Л в потоке речи"

Цель: автоматизация звука [л]Задачи:Коррекционно – образовательные- автоматизация звука [л] в спонтанной речи;- совершенствование грамматического строя речи;- совершенствование навыка звукового анализ...

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...

Игры на выделение звука в слове

Игры на выделение звука в слове...

Игры на выделение первого звука в слове

Игровые упражнения, в ходе которых дошкольники упражняются в подборе слов на заданную букву; развивают память, мышление, ловкость и быстроту реакций....

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук...