Статья "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи"
статья по развитию речи (старшая группа)

Санжитова Арюна Аркадьевна

Развитие речи детей происходит в сюжетно-ролевой игре не прямо, а через создание предметно-игровой среды, через обогащение знаний детей (прежде всего о социальных отношениях, а также через участие взрослого в детских играх в качестве партнера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

" Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи"

 

Игра –это самое интересное и радостное для детей занятие. Между речью и игрой существует прямая взаимосвязь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой- сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, словом он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои эмоции и чувства. К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок разворачивает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенка того, что он сам в игре может быть кем-то иным-«понарошку» мамой, доктором, и т. п. ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов-от непосредственного ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. При стихийном развитии игры ролевое поведение ребенка может оставаться на уровне простого подражания и не достигать своих сложных форм. Овладение ролью успешнее проходит при целенаправленном формировании игры у детей.

 

При традиционном подходе, руководству игрой педагоги основное внимание уделяют содержанию ролей. Ролевое поведение всегда имеет два аспекта. Первое- это специфичные для роли действия с предметами (доктор лечит куклу, шафер ведет машину и т. п.); второй- ролевая речь, направленная на других людей (доктор узнает у пациента, что их беспокоит, учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ). Поэтому чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфичные роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнером как с носителем другой игровой роли, т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие- ролевой диалог. Задача воспитателя при работе с детьми 3-4 лет- построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действия с игрушками на взаимодействие с партнером- взрослым. Отвечая на ролевые обращения взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок «откроет» условность собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше действиями с игрушками.

 

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения игры, как условное действие с игрушками и ролевое поведение. Характерная черта этого возраста-стремление в игре воплотить фантазии. Усложняются сюжеты, усиливается желание играть со сверстниками, придумывать и выстраивать событие. Дети готовы к овладению более сложным способам построения игры –коллективным, сюжетным. Дети продолжительное время используют роль как средство построения и развития сюжета, установления множественных связей в совместной игре. С помощью роли можно включится в игру сверстника и развернуть с ним диалог. Динамичное разворачивание событий во время игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи. Часто используется смена ролей, что требует изменения предметной ситуации. Словесно обозначаются воображаемые действия, предметы, персонажи. Наиболее удобным и интересным для развития речи являются сюжеты известных детских сказок. Они погружают в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. Здесь очень важно ориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события, намечают дальнейшее направление сюжета.

 

Таким образом, развитие речи детей происходит в сюжетно-ролевой игре не прямо, а через создание предметно-игровой среды, через обогащение знаний детей (прежде всего о социальных отношениях, а также через участие взрослого в детских играх в качестве партнера). От этого зависит эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей в детском саду, их самостоятельная деятельность и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития диалогической речи

В данной работе дано понятие "игры", раскрыт принцип последовательности и систематичности развития диалогической речи по возрастам, представленый некоторые примеры игр....

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей с ОНР.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи у детей с ОНР...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....