Картотека игр по обучению детей звуковому анализу слов
картотека по развитию речи (старшая группа)

Савченко Диана Дмитриевна

Оформление игр по обучению детей звуковому анализу слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ksr_24.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление игр по обучению детей звуковому анализу слов

1. «Молчанка»

Наглядный материал: игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

«Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот - в слове «кот» первый звук К, кит - в слове «кит» первый звук Кь, сад - в слове «сад» первый звук С, сено - в слове «сено» первый звук Сь и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий - твердый), а так же назвать последний звук в слове.

«Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.

«Составь слово из слогов»

Цель: обучение осмысленному чтению

Ход игры: Разрежьте двусложное слово на слоги, например: РЕ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРЕ, и РЕКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание.

«Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» - школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» - бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово зо звуком С в начале слова» - самолет, сом, след, сумка и т.д.

Игра «Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА - ЗО, ЛА - ЛО и т.д.

Для того, чтобы научить детей выделять звук из слова на слух проводим игры: «Окуни и утки», «Дружные звуки», «Куклы заблудились», «Угадай какой звук играет с тобой в прятки», «Магазин», «Звуковое лото», «Запретные звуки», «летела корова», «Словесная цепочка» и др.

«Окуни и утки»

Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У

Ход игры. Дети делятся на две команды «окуни» и «утки». Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочередно слова то с ударным звуком У, то с ударным звуком О. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» когда услышат слово со звуком У, Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

«Сколько комнат в квартире?»

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

«Игра-загадка»

Цель: закрепление у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова, развивать внимание, память, воображение, мышление.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на доске модель слова и говорит: «А теперь мы поиграем в новую игру. Я загадала слово. Оно состоит из таких звуков: первый звук мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный, а последний снова гласный. (При этом воспитатель ведет указкой по модели, обращая на нее внимание детей.) Угадайте, какое это слово? Чтобы отгадать, вы должны знать, про что я загадала загадку. Вы спросите меня, живое это или нет, и вам сразу станет легче отгадывать: если живое, значит, это или человек, или животное, или растение, но тогда уже не нужно называть никакие предметы. А если неживое, то, наоборот, нужно узнать, к чему это относится. Спрашивайте!»

«Горячий мяч»

Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги, развивать внимание.

Ход игры: Игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок в одном из рядов получает мяч. Он произносит начало слова, например «мы-», и бросает мяч игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец ряда. Тот ловит мяч, произносит окончание слова, например «-ши», передает мяч своему соседу в шеренге и тоже бежит в конец. Следующий игрок снова произносит начало слова и т. д. Если игрок не может составить слово, то он передает мяч соседу и выходит из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры останется больше игроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...

Обучение детей звуковому анализу слов

Обучение детей звуковому анализу слов Формирование навыка звукового анализа и синтеза.<...

Обучение детей звуковому анализу слов.

Формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов....

Консультация для родителей "Обучение детей звуковому анализу слов"

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристи...

«Обучение детей звуковому анализу слов»

Консультация для родителей...

Обучение детей звуковому анализу слов

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....

Картотека игр по обучению детей звуковому анализу слов

Оформление игр по обучению детей звуковому анализу слов...