Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Царство грибов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сапожникова Кристина Николаевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Царство грибов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи

Тема«Царство грибов».

Задачи: Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Различать грибы (на картинках, муляжах, в природе настоящие грибы и ложные: белый – сатанинский, съедобный опёнок, ложный опёнок (съедобные и ядовитые).

Способы размножения грибов: спорами, различать грибы пластинчатые и губчатые. Группировать их, какое место занимают грибы в экологической цепочке в природе: способы употребления в пищу: в сухом, свежем, консервированном виде.

Знать, какой вред здоровью человека могут оказать ядовитые грибы. Усвоить правило: «Без взрослого нельзя грибы трогать руками». Воспитывать бережное отношение к грибам, замечать их красоту, как одному из неотъемлемых элементов природы.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Грибы», рассматривание муляжей (грибы, дидактические игры «Съедобные и несъедобные грибы». Пересказ рассказа «По грибы», Тайц, заучивание загадок о грибах, заучивание стихов про грибы.

Материал: 7 лукошек, муляжи грибов (съедобные и ядовитые, 6 пеньков, ёлки, деревья, листья, картинки-схемы, указка-веточка, 2 фланелеграфа, письмо, дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какой красивый конверт принёс для вас сегодня почтальон. Это письмо адресовано вам: (читает).

«Дорогие ребята! У нас в лесу вырос хороший урожай грибов. Приглашаем в наш лес по грибы. Приходите и собирайте, но будьте внимательны. Добро пожаловать! Лесовик».

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лес сейчас. Берите корзинки и в путь. А пока идем, давайте вспомним, все ли грибы можно собирать, как правильно их собирать?

1 ребёнок:

Грибы бывают съедобные и ядовитые. Ядовитые грибы нельзя собирать, они опасны для здоровья человека.

2 ребёнок:

Надо правильно собирать грибы, лучше всего грибы срезать, чтобы не повредить корешок-грибницу.

3 ребёнок:

Если повредить грибницу, то на том месте больше не будут расти грибы.

Воспитатель читает вслух. Т. Голуб «Грибы»

Увидели мы в лесу не зайчишку, не лису.

Аккуратно к ряду ряд.

На дубах грибы весят.

Чьи грибы? Ответа нет.

Кто откроет нам секрет?

Мы стояли. Мы гадали.

Хвостик рыжий увидали,

И раскрылся тут секрет:

Это белочкин обед.

А сейчас вспомним загадки о грибах:

Только, только народился

Сразу в шапку нарядился (гриб)

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (Гриб)

Отгадайте, кто со шляпой. (Гриб)

Стоит Антошка на одной ножке

Кто не пройдёт, всяк поклонится. (Гриб)

Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпа есть – нет головы. (Гриб)

Воспитатель: Ну, вот мы и в лесу. Как здесь красиво!

Ребенок: Деревья подготовились к осени – окрасили свои листья в новый цвет.

Ребёнок: Птиц почти не слышно. Они улетели в теплые края.

Ребёнок: Да и животных не заметно.

Ребёнок: А где же грибы? Я их не вижу.

Воспитатель: А чтобы найти гриб, надо потрудиться. Ведь с деревьев опали листья и укрыли землю своим покрывалом. Лучше всего взять в руки ветку и разгребать ею листья. Смотрите внимательно и тогда найдете грибы.

Ну что ж, давайте искать! Когда наберёте грибов, встретимся на этой поляне. Далеко не уходите! Удачи вам, ребята!

(Через некоторое время встречаются).

Воспитатель: Устали? А грибы нашли? Давайте присядем на пенечке и посмотрим, какие грибы собрали. А вот и картинки-помощники (развесить на деревья).

Ребёнок: У меня в лукошке белые грибы и лисички. Но мне очень хочется рассказать о белом грибе.

Белый гриб – «царь грибов». Называется белым, потому что остаётся белым и после сушки. Ножка у него белого цвета, а шляпка бывает светло-коричневая, бывает бурая. Цвет шляпки зависит оттого, в каком лесу гриб вырос (в сосновом – бурая, в еловом – светло-коричневая). Ножка внизу толстая, к верху чуть тоньше. Шляпка, вогнутая, гладкая. Белый гриб большой, он самый питательный. Растёт на опушке, по краю леса, болот. Лучше белый гриб сушить. Он тогда приобретает грибной аромат

Коричневая шляпка

Солидное брюшко-

Знакомьтесь – это папа,

Узнать его легко.

А рядом два сыночка,

Два маленьких грибочка.

На поляне лесной,

Под могучей сосной,

Старый старичок,

На нем бурый колпачок.

Воспитатель: Молодец! Ты собрал много грибов! Из твоих грибов будет хороший грибной суп.

Ребёнок: А мне очень нравятся вот эти грибы. Отгадайте загадку и сразу узнаете мои грибы:

Эти славные лисички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

Лисички – желто-оранжевого цвета. Ножка у гриба тонкая, шляпка вначале выпуклая, а затем вдавленная в центр, края волнистые. Лисички плотные, мясистые, небольшого размера, с приятным запахом. Растут лисички большими семьями, очень вкусные лисички жареные и маринованные.

Ребёнок: а я нашел подберёзовики. Они спрятались под листьями, но я их все равно увидел и взял в своё лукошко.

Подберёзовик – ножка у него белого цвета, а шляпка светло-коричневая с желтым оттенком. Ножка длинная, толстенькая, шляпка сильно выгнутая, похожа на подушечку. На ножке есть темные чешуйки. Очень вкусный подберезовик соленый и маринованный.

Подберёзовик, подберёзовик,

Ловко спрятался под берёзою,

Да не прячься ты так старательно,

Я найду тебя обязательно!

Воспитатель: А вот для вас задачка:

На деревьях грибы сохли,

Ну, а в дождь, конечно, мокли:

Два желтеньких опёнка,

Три рыжие лисички,

Очень милые сестрички.

Вы ребята, не молчите,

Сколько всех грибов – сочтите? (8)

Ребёнок: А в моём лукошке «дружная семейка». Что это за грибы?

(опята)

Опята – шляпка неяркая, песочного цвета, снизу затянут белой плёнкой, когда гриб вырастает, она разрывается и остаётся на ножке кольцо. Ножка сероватая. Шляпка плоская, круглая, края чуть волнистые. Опята маленькие, растут целой семьёй возле пней и стволов деревьев. Очень вкусные маринованные.

На пенёчке сто опят

- очень тесно тут – стоят,

Позовите грибника

Собирать опят с пенька!

Ребёнок: А я нашел очень красивый гриб (показывает мухомор).

Воспитатель: Подожди! Что это за гриб? Разве есть для него место в лукошке?

Ребёнок: Я знаю, что это ядовитый гриб мухомор. Но мне очень хотелось показать его ребятам и рассказать о том, как он опасен.

Мухомор – шляпка ярко-красная с белыми пятнышками. Ножка тонкая, белого цвета, шляпка плоско-выпуклая, края ровные, гладкие. Ножка прямая или чуть изогнутая.

На ножке есть кольцо с зубчатыми краями. Мухомор большой, без вкуса и запаха. Растет на сырой почве. Сильно ядовит, употреблять в пищу нельзя. Но мухомор любят олени, зайцы, поэтому срывать понапрасну их нельзя.

Мухомор красив на вид,

Но спесив и ядовит.

На глухой лесной опушке,

Где росли одни волнушки,

Словно, красный светофор,

Загорелся мухомор.

Воспитатель: Это хорошо, что вы знаете, что мухомор ядовит.Но запомните правило: Ядовитые грибы трогать руками нельзя.

Теперь я проверю, знаете ли вы съедобные и несъедобные грибы (игра).

Ребёнок: Я тоже хочу рассказать о ядовитом грибе. Я его не взял в корзину. Но пускай ребята его не путают с другими грибами. Это бледная поганка – шляпка бледно-зеленая, даже бывает белая по краям, ножка прямая, кверху сужается. Шляпка плоская, края ровные, гладкая, на ножке есть кольцо. По вкусу сладковатая. Растёт на разных почвах, на опушках леса. Очень ядовит, употреблять в пищу нельзя, но своими корнями они рыхлят землю, поэтому деревьям приносят пользу.

Воспитатель: Я очень рада, что вы знаете все грибы и отличаете ядовитые. В ваших лукошках не должно быть места ядовитым грибам. Их мы оставим под ёлочкой. Нам они навредят, а деревьям принесут пользу. Но я ещё хочу у вас спросить, только ли мухомор и поганка ядовитые грибы?

Дети: Нет! Сатанинский гриб очень похож на белый; ложные опята – на настоящие опята, а вот подберёзовик схож с желчным грибом, который своим горьким вкусом испортит любое грибное блюдо.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И ещё я хотела спросить, как размножаются грибы?

Дети: Все грибы размножаются спорами. Это маленькие, маленькие семена, когда гриб высохнет, они разлетаются по лесу от ветра.

Воспитатель: Ну вот, теперь можно отправляться в путь. Чтобы было веселей, мы споём песню «По грибы».



Предварительный просмотр:

Тема: «Мой дом»  3.10.2022

Творческое рассказывание

Программное содержание

• Продолжать расширять и уточнять представления детей об

окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещениях.

• Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей.

Совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов.

• Развивать память, логическое мышление, умение составлять

рассказы по воображению.

• Воспитывать интерес к окружающему, желание беречь свой

дом и украшать его.

• Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Индивидуальная беседа с детьми об их доме, повторение знакомых сказок, загадок. Приготовление картинок с изображением

животных, зверей и птиц. Три домика-теремка для упражнений по

грамоте. Загадки из сборника Л.Л. Тимофеевой «Загадки в нашем

доме». Приготовить бумагу, фломастеры для рисования.

Ход занятия

Педагог напевает: «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не

высок, не высок. Кто в тереме живет»? Дети перечисляют всех зверей.

Педагог: Вспомните, дети, сказки, где рассказывается, в каких

домах жили их герои.

— Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная...

Дети вспоминают сказки и называют разные дома — бабы Яги,

козы, поросят и т.д.

— Вот видите, у каждого есть свой дом, есть он и у каждого из

нас, где живет вся семья. Давайте поиграем. Игра называется «Узнай свой дом». Чтобы войти в дом, отгадайте загадки.

Недотрога, от порога никуда не отойдет,

Гость его коснется пальцем — он хозяина зовет. (Звонок)

Она меня впускает в дом и выпускает вон.

В ночное время под замком она хранит мой сон.

Она ни в огород, ни во двор не просится гулять.

На миг заглянет в коридор — и в комнату опять. (Дверь)

Педагог: Вот мы позвонили, и дверь нам открыли — входим в

гостиную. Что мы увидим там, отгадайте.

Начинается на «о» и кончается на «о».

Я хвораю, не гуляю, целый день гляжу в него. (Окно)

У него четыре ножки, не бежит он по дорожке,

Он на месте стоит, на нем дедушка лежит. (Диван)

Похожа издали на мяч, висит под потолком,

Но словно мяч не мчится вскачь,

А светит огоньком. (Люстра)

Педагог предлагает детям самим загадать загадки про другие

предметы, находящиеся в комнате. Если дети не знают, помогает

их придумать.

Педагог: А теперь пройдем в спальню. Что там?

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочет он вставать

Я — удобная... (Кровать)

Он чудак или невежда?

На любого посмотри:

Сверху носится одежда,

У него ж она внутри. (Шкаф)

— Какие еще есть в доме помещения? (Дети называют.)

Педагог дает детям задание помечтать, в каком бы доме они хотели бы жить, какую свою детскую комнату хотели бы иметь, что

в этом доме принадлежало бы только им.

— Представьте, что вы художники-дизайнеры, сделайте свой

дом красивым, удобным и уютным, чтобы всей семье в этом доме

хотелось жить.

Педагог дает время на обдумывание и залушивает 5—6 рассказов.

— Давайте поиграем в игру. Пусть у каждого будет домик.

Раскладывает обручи-домики. Дети играют в игру «Найди свой дом».
Далее педагог вывешивает на доску три теремка и предлагает

расселить в теремки: в первый — домашних животных, во второй —

зверей, в третий — птиц, в названии которых один слог. Картинки

разложены на столах детей, и у кого есть подходящая картинка,

выходит и вставляет ее на место по заданию педагога.

Дети рассказывают стихотворение И. Панфилова.

Ежедневно по утрам заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

Педагог учит нас

Ель, топор, лопата, руки —

В каждом слове слышны звуки.

Звуки эти разные: гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь!

С-с-с — змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш — шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж - шмели в саду жужжат.

Р-р-р — моторы тарахтят.

Дружат гласная с согласной, составляя вместе слог.

Педагог: А теперь в словах дом и комната определите: сколько

в них слогов, какой слог ударный, какие гласные образуют слог и

дайте характеристику каждому звуку, какой он.

Дети выполняют задания.

РЕФЛЕКСИЯ

Педагог: Ребята, мы говорили о том, в каком доме мы хотели

бы жить. Вы очень хорошо об этом рассказывали, а теперь как художники-дизайнеры нарисуйте свою детскую комнату. Дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Грибы, ягоды"

Конспект занятяи по развитию речи в старшей группе "Грибы, ягоды"...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе,лексическая тема "Грибы"

Цель:- Уточнить знания детей с ОНР о грибах;Коррекционно-образовательные задачи данной НОД :Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация слова...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Под грибом"

Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы- Активизировать речевую деятельность детей;- Побуждать детей к активному общению, умение строить диалог...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТНР "Грибы в осеннем лесу

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  с ТНР "Грибы в осеннем лесу...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...