Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.
материал по развитию речи (старшая группа)

Горбачева Елена Александровна

Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)

I  вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить. Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, Помощи просят. Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика». Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце. Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

Сказка о богатыре Иване. (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть. Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского. Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков. Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили. Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путьдорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей.  И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли. Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых… Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям. После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)

I  вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить. Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, Помощи просят. Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика». Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце. Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

Сказка о богатыре Иване. (знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть. Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского. Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков. Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили. Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путьдорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей.  И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли. Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых… Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям. После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.

Сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка)

Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него  была вся в цветных завитках – синих, красных. Желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лесам и лугам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его  шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит: - Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые. А волчий круг все уже. Баран и говорит: - Ошибся я, есть и жирные головы. А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес: - Жирную пару волков на ужин выбрал! Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек. Эту сказку очень любят вспоминать вятские мастерицы.

Легенда о Солнце. (дымковская игрушка)

Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло,  урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы, круги, похожие на солнце и его лучи.

Сказка для знакомства детей с Годецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их. Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входамивыходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

Легенда «Золотая Хохлома» (знакомство детей с искусством Хохломы.)

I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужи накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и в миг она словно «золотая» стала. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести. Научила она мужика расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее таким способом, что она светится, блестит, словно «золотая». С тех пор стал мастер делать посуду не простую. Узнал про это царь в Москве, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот он и послал своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, рассказала ему обо всем. Не захотел мастер во дворец идти, да только для царя такую красивую посуду изготовлять. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с жар-птицей. Никто их больше ни где и не когда не встречал. А «секрет» мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.

II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастериконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.

Легенда «Откуда в Гжели синий цвет» (знакомство детей с Гжелью).

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили мастера, что такого синего неба нигде в мире не найти. Взяли мастера частичку синего неба, да частичку голубой реки себе для работы. И стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка». (знакомство детей с жостовской росписью).

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной. Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует? Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села. Взмахнул цветок-огонь, своей шапочкой – разлетелись в разные стороны искры и тут превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упало несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг сине-голубые цветы, которые тоже попали на подносы. Букеты стали еще наряднее да красивее. Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих жостовских подносах. Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством.

«Плат узорный». 

Неслыханное чудо! Невиданное диво! Платки всем на радость Нарядны, красивы! Есть у нас в России старинный город с названием Павловский Посад. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие. Расположен он на зеленых берегах реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Платки и шали носили и простые люди, носили и важные персоны, например королевы и принцессы. А как вы думаете можно носить шаль или платок? Узорные платки и шали выполняли роль самого красивого сказочного элемента костюма. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение.(Демонстрация воспитателя с девочками). Посадские шали Нарядны, изящны, А девицы в них Милы и прекрасны! По старой традиции – платок самый дорогой подарок, украшение женщины, и в современном костюме платок нередко является не просто дополнением, а становится наиболее ярким акцентом, подчеркивающим стиль, характер, образное начало всего ансамбля одежды. Как вам кажется, трудно ли создавать такие шали? Секретом старинного промысла была ручная набойка. А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в 19 веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных печатных досок с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки» (ударение на е). иногда узор не вырезали, а в доску вбивали металлические пластинки, проволочки, гвоздики. И на каждый цвет будущего рисунка на платке должна быть своя печатная доска. Для сложного красочного рисунка может потребоваться не один десяток «манерных» досок. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Вот так и возникло название «набивная ткань», «набойка». Сложное, трудоемкое, но интересное это дело – ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Если узор на платке сложный, то иногда требовалось более 400 наложений досок с трафаретным рисунком. В наше время ручной набойки уже нет. Сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины.

Скажите, а как и чем расписаны шали и платки? Какой фон у них? Какие цветы вы видите на платках и шалях? Что за чудо узор, Что за краски вокруг! Это поле, цветы, Словно сказочный луг! Эту русскую сказку Каждый видеть тут рад! Эта сказка с названьем Павлов Посад! В орнаментации шалей в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов. Это : розы, георгины, пионы, лилии, ромашки и много листьев. В ярких рисунках иногда сочетается до 40 цветов красок. Цвет фона может быть черным, красным, белым, васильковым, бордо, зеленым, золотисто-охристым или кремовым. Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты пышных цветов, а середина поля равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочными формами. На чёрном фоне красные розы, Лилии, маки, ромашки, подснежники… Ими повязаны девичьи головы, Глазки лукавые, личики нежные. Шали из Павловского Посада украшают экспозиции многих музеев в нашей стране и за границей. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Плат узорный» о Павловопосадских платках и шалях.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Как называется промысел, с которым мы сегодня познакомились? Как носили платки и шали в старину и в наше время? Кокой фон выбирают мастерицы? Какими цветами украшают изделие художницы? Назовите принцип украшения. Что напоминают вам платки?

«Букеты из Жостово».

Посмотрите, какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы – белые, чайные, алые – раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звезды, красочные георгины и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

А разве не очаровательны букеты из  скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы. А еще можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И, мы, кажется, ощущаем тонкий аромат, свежесть влажных от росы листьев… Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине. Все эти чудесные букеты… нарисованы знаменитых подносах из Жостова. Любили на Руси почаевничать – с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии – вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что и говорить – вещь нужная. Должен быть он красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравились всем! Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки на манер знаменитых федоскинских, только попроще. Но известность жостоским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, катания на лодках, свадеб, чаепитий. Иногда живопись светится особым, мерцающим светом – это мастер использовал в картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперек подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляя что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос – уникальная авторская работа. Уральский сказочник П.П. Бажов писал об уральских расписных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостовским: «Нарисуют чтолибо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом ее не берет. Сила мастерства…» Да, «сила мастерства» художников из подмосковного Жостова творит настоящие чудеса. Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.

Дополнительные вопросы для детей во время беседы: С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Как мастера расписывают свои изделия? Какие цветы рисуют на подносах художники? Какие цвета вы видите на них? Какого цвета фон у подносов? Как бы вы расписали изделия, если бы вы были мастерами из Жостова?

«Золотая Хохлома»

Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, Узоры золотистые! Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые. Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративноприкладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. («Шпаклюется» - покрывается тонким слоем глины, становится похожей на глиняную, что гончары лепят. «Шкурится» - специальной наждачной бумагой (которая покрыта очень мелкими частицами камня, можно показать) протирается, чтобы изделие было не шершавое, а очень гладкое. «Олифится» - покрывается специальным быстровысыхающим составом для пропитки деревянных поверхностей.) Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как травинки наклоняются, завиваются, закручиваются, когда дует ветер»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. И чего здесь только нету: Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! И нигде на свете нет таких соцветий. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда: Братина, ковш, ендова – в старину это большие чаши для напитков, которыми пользовались за праздничным столом Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).

Вот Ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная головка. Плывёт по лесу Хохлома, Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские – Самый лучший сувенир. С позолотой – не простые Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт, Выше бережка головушку несёт. Чёрным крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос. В нём алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы, Шелковые всплески Золотой листвы.

Братина  солнечна весьма, На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома Вся золотисто – краснолика. Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».) Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте: Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»? Из какого материала делали посуду в Хохломе? Какие цвета и оттенки используют художники? Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их. О чем напоминает вам роспись? Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали? Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

«Сине – голубое чудо»

Сине-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это. Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник. Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области. Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель!

П.Синявский

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке. Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка. «Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду». Сине-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети. Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежноголубое чудо». Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла! Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок( сюжетные или бытовые сценки, т. е. сценки, взятые из праздников, народных гуляний, обрядов и которые встречаются в нашей повседневной жизни), а также детские игрушки. По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете Вы Красоты такой!     П.Синявский Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Чудо Гжели» о гжельской керамике.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются? Почему Гжель называют сине-голубой? Какую посуду делали гжельские мастера? Что вылепил мастер и как украсил свое изделие? Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему? Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

 «Веселый Городец»

Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит Вся земля под ним дрожит! Чудо-птицы там порхают, И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя! Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жарптицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись. Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вотвот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников. Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули. Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки: «Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их. Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входамивыходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе….Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась. Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом. «Розан» и «купавка» – это самые крупные цветы в Городецкой росписи. Отличаются тем, что у «купавки» есть «верхушка» (т.е. видно, где «верх цветка»). Очень ярко и разнообразно выполняется «низ цветка». «Розан» тоже крупный цветок, у него лепестки со всех сторон серединки. Изображение «розана», «купавки», цветов или ягодки начинается с «подмалевка» - цветочного круга. Подготовив на палитре, например, розовый или голубой цвет, намечаем сразу кистью размер круга и закрашиваем ровно всю его поверхность. Пока круги высыхают, готовим краску темного оттенка: для розового цветка – темно-красную, для голубого – темно-синюю. Когда круг просохнет, начинаем с серединки цветка. В центре «розана» рисуем небольшой круг, у «купавки» темный круг смещаем в сторону. На следующем этапе рисования тоже нужна темная краска. Темной краской прописываем лепестки «розана» и «купавки». С этой целью по краю «подмалевка» рисуем полукруглые дужки. Теперь начинаем прорабатывать лепестки т.е. делать «оживку», как говорят мастера. «Оживка» исполняется не только темной краской, но и белой. Нанести «оживку» белой краской – значит закончить декоративное изображение цветка. Действительно, белые штрихи, точки словно осветили, заставили празднично сиять весь рисунок, придали особую выразительность ритму лепестков. Городецкие цветы Чудо, как хороши. Они душу веселят И на нас с тобой глядят. Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера. Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар-птицы в высь летят. И точки чёрно-белые На солнышке блестят. Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой. Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом На весь мир прославилась.

Долнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец? Что сегодня делают в Городце? Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились? Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему? А что бы вы хотели расписать? Скажите, как называются элементы росписи? Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой? Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия? Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на ородецког изделия? Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

«Дымковская сказочная страна»

Дорогие ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. там вы увидите очень красивые вещи. Он я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.) Итак. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются? Называют ее «Дымкой». Когда-то давно на берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Ели спят у большака В инее седом Спит деревня, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок, Дым идёт из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно- расписные Нравится ли вам эта игрушка? Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Небольшой глиняный шарик мастера раскатывают в пластину, затем его сворачивают так, чтобы в нутрии была пустота. Затем основу свистульки дополняют двумя коротенькими выступами-ножками и налепляют голову утки, коня, козлика. Отверстие протыкают после того, как свистулька немного просохла. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья». Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла базаром сказка – Родился в веселый час Вятский праздник – «Свистопляска». И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если зайти туда, от сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо! Поглядите, каковы! И нарядны, и новы: Расписные сани, Медведь с гармошкой, Солдат с усами. Козёл – золотые рожки Да куколка в серёжках. Пёстрые, яркие, славные подарки! Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки. Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка за работу, чудо-мастера! Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем! Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой. Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога. Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.

Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Посмотрите, чем еще отлична эта игрушка? Что такое необычное есть у нее? Да, эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики». Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки… вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились. Петушок, петушок, Золотой гребешок. Ты подай голосок Через тёмный лесок. Через лес, через реку Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!» Индя-индючек, ты похож на сундучок. Сундучок не простой: Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые, Копытца с оборкой, А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день Балалаечка трень-брень. -Ты играй, мой Ванечка,Просит друга Танечка.

Зонтик грибком, руки крендельком, Ходит девица-краса по улице пешком.

Барашек – свисток, Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – цветок.

Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали  веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение? Поглядите, каковы! И нарядны, и новы: Расписные сани, Медведь с гармошкой, Солдат с усами. Козёл – золотые рожки Да куколка в серёжках. Пёстрые, яркие, славные подарки! Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке. (Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.)

Вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими? Из какого материала они сделаны? Что любили лепить дымковцы? Почему они лепили людей, животных? Какое настроение создают эти игрушки? Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда Появилось это чудо? Кто придумал эти краски, Словно взятые из сказки. С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей Россииматушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле. Покупают люди сушку, А на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша, До чего же хороша Поглядите, каковы! И нарядны, и новы! Пёстрые, яркие,

Словно подарки! Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки? Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень. Нас лепили мастера, Нас расписывать пора Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны Сине-красные полоски На боках у нас видны. После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот. Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги. Посмотрите на этого оленя, барана: Стоят все на стройных ножках, Вся краса в рожках. Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение. Свистульки – петушки, Глиняные зайчики, Кони вороные Гривы расписные. Всем по нраву Глиняные забавы! Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки? Из какой глины они делаются? Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими? Из какого материала они сделаны? Что любили лепить дымковцы? Почему они лепили людей, животных? Какое настроение создают эти игрушки? Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

 «Каргопольские легенды»

Стоит на реке Онеге славный город Каргополь, что в Архангельской области. В этот город я вас и приглашаю в путешествие. Хотите ли там побывать и узнать, чем он знаменит? Ну тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!» Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город своими необыкновенными игрушками. В старину называли в этом городе игрушки – тарарушками. Это от слава тарарай, что означает шутник или сказочник. Та-ра-руш-ки! Та-ра-руш-ки! Это русские игрушки, Очень славные, Да забавные!

Ненаглядные! Под руками талантливых умельцев рождается праздничный, ликующий мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, играющие на гармошках и рожках; волшебно-прекрасные птицы Сирин с женскими головами; получеловек-полуконь – грозный Полкан-кентавр; беззаботные весельчакигуляки и барыни – уморительно танцующие пары; пестро и весело разрисованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники, верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

Теперь давайте поближе познакомимся с ними и рассмотрим. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите? Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно – конь. Один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конечки-бегуночки, верные помощники земледельца». Конь считался святым животным и был приравнен к богу Солнца. Поэтому конь, как и Солнце были помощниками земледельцев. На Севере в летнее время солнце называли Буркой, а в зимнее – Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют – кобылкой. А это свистулька – утушка. Они были самыми распространенными и любимыми игрушками. На веселых гуляньях, которые устраивали в Каргополе, они назывались «городища», в первую очередь среди игрушек спрашивались утушки-свистульки. На них можно было сыграть несложную песенку, как, например хороводная каргопольская: -Утушка моховая, Где, ты, ночь ночевала? -Там, там, там за болотом, У Кузьмы – Демьяна… Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали невест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту величали-называли селезнем и утушкой. Образ этой птицы был так же связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Недаром ее здесь называют «моховой». В одной обрядовой песне про утушку пели так: -Утушка моховая, Где, ты, ночь ночевала? -Там, там, там за болотом, У Кузьмы – Демьяна… А как вам нравиться эта игрушка? Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он на половину бравый генерал: грудь крепкая у него, лицо круглое, с большой окладистой бородой, а туловище как у коня, и на ногах копыта. Образ Полкана в каргопольских игрушках – это неодолимо могучий богатырь, как Илья Муромец.

А этот персонаж вы конечно узнали. Про нее говорят:»Коровушка – кормилица крестьян». «Корова есть – и обед есть» - говорит народная пословица. Еще ее называют в народе ласково «красохой». Еще один забавный герой Каргополя – Медведко – добрый хозяюшко леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так: Поляночкой Идёт медведь с тальяночкой, Он идёт, гармошку «рвёт» Баску песенку поёт. А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не забудьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в их особенного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымковских и филимоновских? Каргопольские барышни Всех на свете краше, А весельчаки – гуляки – Кавалеры наши. Вот мы познакомились с коргопольскими игрушками. Понравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Верно, надо прежде накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует сначала просушить 2-3 дня в помещении, а потом обжечь в русской печке. И, наконец, расписать красками. Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный орнамент, он идет из глубокой древности: это как правило, крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. Цвета в основном желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый. Сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм «Славен град на Онеге», о каргопольском промысле.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают каргопольские игрушки? Из какого материала они делаются? Почему игрушки, которые ты видишь, называются коргопольскими? Что любили лепить в Каргополе? Назови любимые персонажи. Какое настроение создают эти игрушки? Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизирую?

«Знакомьтесь, русская матрешка»

Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку. Есть ещё для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица, У неё сестрицы. Каждая сестрица – Для маленькой темница.

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте: Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка.

А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Кто матрешку создал, мы не знаем, Но известно нам, что сотню лет, Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям. Абрамцево, Абрамцево – Старинное местечко. Там есть и лес, и рощица Поле, мостик, речка… Там мастера решили Матрёшку сотворить, Чтоб только людям радость Она могла дарить! Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть. Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные!

Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка? Много кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут. Всех матрешками зовут.

Всели матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана. Взгляните: Словно репка она крутобока И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок - глаз. Эта гостья из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение: Разломила пополам: Интересно, что же там? Там ещё одна матрёшка, Улыбается, смеётся. Хоть и жаль её ломать Буду дальше разбирать. Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Сергиевопосадские (загорские) матрешки. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами состоящий из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин – «кругляшей» можно использовать инструмент «тычок». «Кругляши» получаются ровные и выразительные. У загорской матрешки внизу есть ободок-подставка. А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан . Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у ее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками Полхов-майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище – огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их очень любят малыши и взрослые. Все они матрешеньки, Все они милашеньки. С аленькими щечками Под пестрыми платочками. Нарядные, пригожие, На нас чуть-чуть похожие.

А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать? Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески. Деревянный чурбачок Завертелся, как волчок Из-под рук струятся стружки Получаются игрушки. В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник. Мы матрёшки, мы кругляшки Все мы ласковые, одинаковые Как пойдём плясать Только пыль столбом! Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России. Матрёшки русские по свету славятся На них взгляните вы, Чем не красавицы?

Дополнительные вопросы к детям во время беседы.

С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня? Из каких городов у нас в гостях матрешки? Чем они похожи? Чем отличаются? Какие костюмы носили матрешки? Какие матрешки в России самые известные?

Назови элементы украшения у каждой матрешки? Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем она тебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

«Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

Описание опыта работы по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством....

Презентация "Знакомство детей с видами народного декоративно-прикладного искусства"

Данная презентация знакомит с формами , этапами работы, методическими приемами , которые можно использовать при ознакомлении детей с видами народного декоративно-прикладного искусства....

Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно ...

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

Методическое обеспечение рекомендовано для работы в детском саду....

Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Россия с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравст...