Консультация для воспитателей «Обучение пересказу дошкольников в средней группе».
консультация по развитию речи (средняя группа)

Пересказ- это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к  художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть  родным языком.  В каждой возрастной группе методики обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу в каждой возрастной группе выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pereskazu.docx682.01 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/originals/69/47/18/6947182d41d8f09886a48fb836ffa7ba.png

   Консультация для воспитателей

    «Обучение пересказу дошкольников

                     в средней группе».

                                                Подготовила: воспитатель Коршун И. Н.

Пересказ- это творческое воспроизведение литературного текста.https://krot.info/uploads/posts/2021-02/1613644466_59-p-foni-dlya-vorda-v-detskii-sad-61.jpg

На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность, динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность, а также доступность содержания; небольшой объем.

В каждой возрастной группе методики обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу в каждой возрастной группе выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми.

Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают малышу понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказе.

С детьми проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

На данном этапе педагог ставит две задачи: 1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;

2) подвести к воспроизведению текста.

Обучение пересказу с малышами начинается с простого

воспроизведения хорошо знакомых сказок,

построенных на повторе («Колобок»,

«Репка», «Теремок»).

Воспитатель помогает запомнить последовательность

 появления сказочных героев, их действий.

https://krot.info/uploads/posts/2021-02/1613644466_59-p-foni-dlya-vorda-v-detskii-sad-61.jpg

В подготовке детей к пересказу большую роль играют различные зрелища. Драматизация произведений с помощью кукольного, теневого, пальчикового, настольного театра, фланелеграфа и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к произведениям, а также запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передавать свои впечатления.

При обучении пересказу детей среднего возраста решаются задачи: их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные.; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие текста.

После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а также некоторых средств художественной выразительности.

Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать других детей) или напоминает какую-либо фразу из текста. 

Постепенно требования к пересказу возрастают- воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалогов персонажей.

Подготовка детей к пересказу сказок можно проводить по следующему плану. На первом занятии воспитатель рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный, пальчиковый) театр, на втором - повторно рассказывает сказку и предлагает детям пересказать ее.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметить хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка.

Педагог должен создать условия, способствующие развитию речевой активности и самостоятельности всех детей.

https://i04.fotocdn.net/s110/97ebd86ee1993adc/public_pin_m/2451305334.jpg

К концу года в работе с детьми выдвигаются новые задачи обучению пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;

 передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии

с переживаниями действующих лиц; использовать

выразительные средства.

Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. Если произведение по объему небольшие, ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное- можно рассказывать по частям (воспитатель заранее намечает логически завершенные отрывки). Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда- необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Обучение дошкольников решению задач

В консультации можно найти ответ на вопрос: "Что значит решить задачу?", рассмотрены способы обучения дошкольников решению разных видов задач....

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»

Консультация для воспитателейТема: «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»   Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их...

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине» ...

Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников легкому и быстрому бегу"

Консультация направлена на уточнение знаний у воспитателей методики проведения игровых упражнений по обучению правильному бегу у дошкольников с учетом физической подготовленности и возрастных особенно...

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"

Консультация для воспитателей  "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"...

Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников правилам пожарной безопасности»

Обучение старших дошкольников правилам пожарной безопасности.         Дошкольный возраст предполагает выделить такие правила поведения детей, которые они должны...