Конспект организационно-образовательной деятельности, образовательная область: «Развитие речи» тема: «Подводный мир», возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нурисламова Лариса Салаватовна

Конспект

организационно-образовательной деятельности

образовательная область: «Развитие речи»

тема: «Подводный мир»

возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

 

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказ на заданную тему.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование диалоговой структуры речи;
  • Развитие словарного запаса по теме;
  • Упражнять в составлении предложений и рассказ по картинке; 
  • Формировать умение детей делить двухсложные и трехсложные слова  с открытыми слогами на части;
  • Совершенствовать  звуковую  сторону  речи, ее  выразительность,  фонематический  слух;

Развивающие:

  • Развивать  познавательную  деятельность,  воображение,  память, восприятие,  внимание,  логическое  мышление;

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение  к подводным жителям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnyy_mir.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организационно-образовательной деятельности

образовательная область: «Развитие речи»

тема: «Подводный мир»

возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

                                                                                                      Выполнила:

                                                                                 воспитатель МАДОУ

                                                                                          детский сад №4 г.Туймазы

                                                                                                      Нурисламова Лариса Салаватовна                                                                                  

                                                                                            педагогический стаж:  9 лет                                                                                                    

                                                       

                                         

Туймазы, 2022г.

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказ на заданную тему.

Задачи:

Образовательные: 

  • Формирование диалоговой структуры речи;
  • Развитие словарного запаса по теме;
  • Упражнять в составлении предложений и рассказ по картинке; 
  • Формировать умение детей делить двухсложные и трехсложные слова  с открытыми слогами на части;
  • Совершенствовать  звуковую  сторону  речи, ее  выразительность,  фонематический  слух;

Развивающие: 

  • Развивать  познавательную  деятельность,  воображение,  память, восприятие,  внимание,  логическое  мышление;

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение  к подводным жителям.

Средства реализации:

Демонстрационный материал: слайды с изображением морских животных; ключ; иллюстрации морских животных,

Информационно-коммуникационные технологии: проектор, ноутбук, звуки моря.

 Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Словарная работа: акваланг, водолаз, жабры, коралловые рифы.

Интеграция областей:   познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа.

Рассматривание книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, отгадывание загадок, отгадывание загадок, чтение сказок, рассказов, басен о морских обитателях («Сказка о рыбаке и рыбке», «Карасик», «Лебедь. Щука и рак», «Чудо-юдо рыба кит»).

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствовать диалогическую речь детей;
  • Научить детей делить двухсложные и трехсложные слова  с открытыми слогами на части;
  • Совершенствовать  звуковую  сторону  речи, фонематический  слух;
  • Развить  познавательную  деятельность,  воображение,  память, восприятие,  внимание,  логическое  мышление;

Ход:

Организованный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, дети, встаньте в круг.

Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу. 
Повстречаться мы спешим, 
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой, 
Хлопнем по плечам рукой.

Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И, опять пойдем по кругу.

Воспитатель: - Дети, я для вас подготовила загадку. Отгадайте её:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Крылья есть, но не летают,

Глаза есть, да не мигают,

Ног нет, да не догонишь.  Кто это?

Дети: Это – Рыба. (Показ слайда - рыба)

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы сегодня будем говорить о рыбах.

Воспитатель: Да, о рыбах мы тоже будем говорить. А где живут рыбы?

Дети: Рыбы живут в реках, в морях, в океанах.

Воспитатель: Верно. Наше сегодняшнее занятие посвящено подводному миру! Дети, вы хотите отправиться в подводное путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, отправимся на берег моря. Вот мы оказались на берегу моря, под ногами у нас золотой песок.

(Воспитатель включает запись звука моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, дышите морским воздухом.

 Мы сейчас подышим им

 Воздух мы сейчас вдохнем

 Дышим носом, а не ртом

Плечи мы не поднимаем

Животом мы помогаем. (2 раза)

Воспитатель- Что мы можем услышать на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум волн, шелест морского песка, крики чаек, плеск рыб.

 Воспитатель: Пока мы с Вами дышали  морским  воздухом, к нам попал интересный предмет. Ой, дети, а посмотрите, что же тут внутри бутылки?

Ответы детей: Записка, письмо.

 Воспитатель: Правильно дети - Это бутылка, а в ней лежит письмо. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно!

«Ребята! Мне нужна Ваша помощь. Злая колдунья заперла меня в подводной пещере. Колдовство ее очень сильное, мне одной не справиться. Прошу Вас помочь мне, для этого вам нужен ключ, чтобы найти ключ, вам нужно будет пройти испытания. Жду Вас. Русалочка» (Показ письма детям)
Воспитатель: - Дети поможем русалочке?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: На чем мы можем отправиться выручать Русалку?
Дети: На лодке, катере, корабле, пароходе, яхте
Воспитатель:  Правильно. Ребята,  чтобы спасти Русалочку нам нужно оказаться  на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: - Нет.

Воспитатель: Почему человек не может дышать под водой?

Дети: У человека нет жабр, а у рыб они есть.

Воспитатель: Дети, повторим все вместе, жабры.

Дети: Жабры! (хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель: - А как можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

ВоспитательДети, повторяем все вместе акваланг (хоровые и индивидуальные ответы) Итак, надеваем. Мы спускаемся в морские глубины, чтобы помочь Русалочке. (Дети походят на свои места и садятся за стол)

Воспитатель: Смотрите, среди водорослей я нашла первое задание.

 «Сказки о  водных жителях».

«Какие сказки, рассказы, басни вы знаете о речных и морских обитателях?»

Дети: Мы знаем сказку  А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Дети: Еще нам нравится  сказка  о ките, на котором держался целый город - «Конек-горбунок» («Чудо-юдо рыба кит»).

Дети: Еще наша любимая сказка о рыбе - щуке. «По щучьему велению…»

Дети: Также очень интересна басня «Лебедь. Щука и рак».

Дети: Мне нравится рассказ «Карасик».  

Дети: Однажды читали сказку «Премудрый Пескарь».

Дети: Очень интересна сказка «Пиноккио», там тоже есть момент, где рыбки хотели съесть Пиноккио, но добрая рыбка треска его спасает, и вытаскивает на берег.  (Получают часть ключа)

Воспитатель: А сейчас проверим, правильно ли мы назвали художественные произведения. (Слайд – со сказками) –( получают часть ключа).

Воспитатель:  -  Ой, я заметила среди водорослей второе задание – нужно правильно проговорить чистоговорки. (хоровые и индивидуальные ответы). 
«Чистоговорки» (5-6 примеров)
Ит-ит-ит- из глубин всплывает кит.

Ша-ша-ша – сом плывет не спеша.
Фин-фин-фин- любит поиграть дельфин
Ща-ща-ща – мы несѐм домой леща.
Аха- аха- аха – прячется в панцирь черепаха
Ат- ат- ат – ударить током может скат
Нёк –нёк- нёк – прячется в водорослях морской конёк
Ап – ап – ап – клешнями размахивает краб
( получают часть  ключа)

Д.и «Подели на слоги»

Воспитатель: Смотрите, среди водорослей я нашла еще задание. «Вам нужно разделить слова подводного мира на слоги, иначе не получите Русалку навеки!»

Воспитатель: Помним, сколько тянущихся звуков (а, о, у, и, ы, е, я, ю) – это гласные, столько и слог в одном слове. Например, Карась – 2 слога, форель-2, кит -1, акула – 3, семга-2, медуза -3, дельфин – 2, пескарь – 2, щука- 2.

Воспитатель: - Молодцы! Вы получаете часть ключа. (получают часть ключа)

Физминутка «Что там чудится в тумане?»

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперѐд.) 

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) 

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) 

Ищем ракушки в песке (Наклоны.) 

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать. (Приседания.) 

Воспитатель: - Молодцы! (получают часть ключа)

Воспитатель: Нужно составить рассказ  о морских обитателях, чтобы добыть последнюю часть ключа и спасти Русалочку.

 «Составь рассказ»

Воспитатель: Дети, посмотрите на проектор, это наше следующее задание. Перед вами картина. Как ее можно назвать?

Дети: Эту картину можно назвать «Подводный мир».

Дети: Еще можно назвать «Праздник у морских коньков».

Воспитатель: Хорошо. Эти названия подходят к данной картине. Дети, каких героев мы видим на картине?

Дети: На этой картине мы видим морских коней.

Дети:: Еще здесь изображены акула и дельфин.

Воспитатель: Правильно. Еще кто нарисован?

Дети: Еще здесь мы видим ската, медузу, осьминогов.

Дети: Еще в этой картине есть улитка.

Воспитатель: Все верно, дети. А кто из животных находится на нижней части картины?

Дети:: На передней части картины находятся краб, улитка, осьминог, водоросли.

Дети:: Хорошо. Правильно. А что вы забыли здесь на картине, разноцветные, красивые, похожие на водоросли. Это что? Дети, это коралловые рифы - это дом морских животных, в них рыбы прячутся от акул. Дети, сейчас повторяйте за мной: коралловые рифы.

Дети: Коралловые рифы. (Дети хором повторяют)

Воспитатель: А на задней стороне картины что изображено? Кого мы там видим?

Дети: На задней стороне картины мы видим рыб, морских коней, акулу, осьминогов, медузу, дельфина.

Воспитатель: А чем заняты морские обитатели?

Дети: Морские коньки решили устроить праздник, они танцуют.

Воспитатель: Хорошо. Еще, морские обитатели, чем заняты?

Дети: Увидев веселые игры морских коньков, присоединились и другие обитатели.

Дети: Акула стала доброй и спешит поиграть с морскими коньками. Дельфин тоже любит веселиться.

Воспитатель: Все правильно. Еще, кто из морских животных, чем занят?

Дети: Скат смотрит в зеркало и спешит поиграть с морскими коньками.

Дети: Улитка вышла из своего домика и чистит его.

Воспитатель: А чем занята медуза?

Дети: Медуза уже устала от веселья и решила направиться домой.

Воспитатель: Мне нравятся ваши предложения. А какая атмосфера царит внутри морского дна, в этой картине?

Дети: Весело и красиво в морском дне.

Воспитатель: Хорошо.

Как еще можно завершить наш рассказ?

Дети: Здесь много чудесных морских обитателей, ярких коралловых рифов, камней.

Воспитатель: Очень красивые предложения у вас получились. А теперь послушайте, какой рассказ мы можем сочинить.

Воспитатель: Рассказ «Праздник в подводном мире».  В морском дне очень красиво и весело. Морские коньки решили устроить праздник. Им весело, они танцуют, играют. Увидев их веселые игры, к ним решили присоединиться и другие морские обитатели. Акула стала доброй и спешит поиграть с морскими коньками. Дельфин тоже любит веселиться. Скат смотрит в зеркало, и тоже решил пойти на праздник. Маленький осьминог проголодался, его кормит мама. Улитка вышла из ракушки, и чистит свой дом, мимо нее прошел краб. Медуза уже устала от веселья, и решила направиться домой. Так весело и красиво в морском дне.  Здесь много чудесных морских обитателей, ярких коралловых рифов, камней.

Воспитатель: А сейчас, дети, пожалуйста, попробуйте пересказать .

(2-3 ребенка пересказывают)

Воспитатель: - Молодцы! Очень богатые и интересные у вас получились предложения! Вы составили интересный рассказ.

(Получают ключ)

 Воспитатель: Дети, вы  - настоящие водолазы! Успешно преодолели все препятствия, и справились со всеми заданиями. Вот мы и собрали все части ключа и теперь можем освободить Русалочку. (Показываю цельный ключ).

 (Звук волшебства. На слайде Русалочка выплывает из пещеры).

Воспитатель: Ребята! Мы сумели спасти Русалочку. Пора возвращаться, плыть обратно в детский сад. Всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Пока мы добирались до детского сада, мне на телефон пришло письмо.

 Русалочка:  «Спасибо Вам, ребята! Вы смогли выполнить все задания и освободить меня. У меня для вас есть подарки – волшебные ракушки (медальки) на память о путешествии (раздача после занятия)».

Воспитатель:  Дети послушайте пословицу - «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Что же она значит?

Дети: Это значит, что нужно потрудиться, чтобы получить что-то. Мы с вами сегодня тоже очень хорошо потрудились.

Рефлеския

Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Что нового узнали сегодня на занятии?

- Какое задание для вас сегодня было самое сложное и почему?

- Какое задание вам понравилось?

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы все молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие Тема: «Люблю тебя- мой край родной» для детей подготовительной к школе группы

данная работа учавствовала в конкурсе, посвящённому юбилею города. работа направлена на формирование целостного представления о природных зонах Озёрского района....

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с социальным миром» тема «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа)

Ребята совершили виртуальный полет вокруг планеты Земля, убедились, что она самая красивая. Ребятам было предложены задания из Центра Управления Полётами. Сначала дети разделились на 3 экипажа. Потом ...

Конспект образовательной деятельности. Образовательная область: развитие речи Тема: «В гостях у Игруши Игруньевны»

Данное занятие проводится с группой детей  общеразвивающей направленности 5-6 лет по теме «В гостях у Игруши  Игруньевны» Цель занятия:  Продолжать совершенствовать диалогич...

Конспект образовательной деятельности По образовательной области «Развитие речи» тема: «Чтение сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Подготовительная группа

Чтение сказки Константина Паустовского "Теплый хлеб" . Познакомить детей с мудрой сказкой, убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение, как сложно исправить ситуацию...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: окружающий мир. Тема: «Песня колокольчика». Возрастная группа: старшая группа

Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме«Песня колокольчика».Тип образовательной деятельности: интегрированная....