Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (средний дошкольный возраст)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством.

(средний дошкольный возраст)

S73F3545.JPG

Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Л.А.Демидова

г. Озёрск, 2019г.

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Здравствуй, милая избушка».

Содержание:

Рассматривание иллюстраций об осени.

Закрепить приметы осени.

Заучивание стихотворения Плещеева «Осень наступила».

       Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с явлениями природы.

Развивающие:

Развивать память, речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к малым формам фольклора, художественной литературе.

Тема:

«Откуда хлеб пришел?».

Содержание:

Знакомство с пословицами о хлебе.

Рассматривание колосков пшеницы, ржи, овса.

Рассматривание серии картин «Откуда хлеб пришел».

      Задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о труде взрослых.

Развивающие:

Развивать память, связную речь,

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Тема:

«Хлеб всему голова».

Содержание:

Знакомство с пшеницей, жерновами.

Чтение стихотворения А. Кулешова «Колос»

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с предметом обихода (жерновами).

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Тема:

«Душистый хлебушек».

Содержание:

Познакомить с деревянным ситом, мукой, замешиванием теста.

Рассматривание муляжей «Хлебобулочные изделия».

Чтение рассказа В. Дацкевича «От зерна до каравая».

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с домашней утварью (ситом).

Развивающие:

Развивать связную речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Разучивание стихотворений об осени.

Привлечь родителей к подбору пословиц о хлебе.

Закрепление пословиц о хлебе.

Д/и «Расскажи о хлебе».

Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста для игры «Магазин».

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Светит свет в окошке».

Содержание:

Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой.

Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло». 

Задачи:

Обучающие:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.

Развивающие:

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Тема:

«Котик, котик – киска».

Содержание:

Закрепление знаний о домашних животных.

Заучивание потешки «Пошел котик на торжок».

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания о домашних животных.

Развивающие:

Развивать связную речь, память; умение отвечать на вопросы.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

«Чудесный кувшин».

Содержание:

Знакомство со Скопинской керамикой.

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль».

Задачи:

Обучающие: 

Познакомить с предметами Скопинской керамики.

Развивающие:

Развивать связную речь, любознательность, умение отвечать на вопросы.

Воспитывающие: 

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

«Корзинка с пирогами».

Содержание:

Знакомство с берестяной корзинкой.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Задачи:

Обучающие: 

Продолжать знакомить с домашней утварью. 

 Развивающие:

Развивать связную речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к сказкам Ш.Перро.

Привлечь родителей к пополнению музея экспонатами.

Подбор иллюстраций «Скопинская керамика».

Драматизация сказки «Лиса и журавль».

Повторение потешек про кота.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Вкусный пирожок».

Содержание:

Настольный театр «Красная шапочка».

Чаепитие с пирожками.

Задачи:

Обучающие: 

Расширять знания о предметах старины.

Развивающие:

Развивать связную, диалогическую речь, память.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость у детей.

Воспитывать культуру поведения за столом.

Тема:

«Как, на белой табуреточке, самовар стоит».

Содержание:

Знакомство с самоваром.

Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

Задачи:

Обучающие: 

Продолжать знакомить с домашней утварью. 

Развивающие:

Развивать речь, память, желание повторять вместе с воспитателем отдельные словосочетания.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес  к сказкам К.И.Чуковского.

Тема:

«Баю, баю, баю куколку качаю».

Содержание:

Рассматривание Урало – Сибирской росписи на «колыбельке» (зыбке).

Заучивание колыбельной песенки «Баю, баю, баю куколку качаю».

Задачи:

Обучающие: 

Познакомить с Урало – Сибирской росписью. 

Развивающие:

Развивать память, речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес  к устному народному творчеству.

Тема:

«Вот так дивные предметы».

Содержание:

Знакомство с народными промыслами (лукошко, кукла из соломы).

Рассматривание соломы; ее назначение, действия с соломой.

Задачи:

Обучающие: 

Расширять знания о народных промыслах.

Развивающие:

Развивать умение

отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость у детей.

Воспитывать бережное отношение к предметам.

Предложить родителям приобрести солому для поделок.

Настольный театр «Красная шапочка».

Театральные этюды: «Бабушка Федора радуется», «Бабушка Федора плачет».

Привлечь родителей к чаепитию.

Народная игра «Золотые ворота».

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Будем, будем гладить мы белье».

Содержание:

Знакомство с набором для глажения белья (каток, валек).

Закрепление знаний об элементах Урало – Сибирской росписи.

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с домашней утварью.

Развивающие:

Развивать связную речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам старины.

Тема:

«Гладим мы свои вещички».

Содержание:

Знакомство с утюгом на углях, с нагревающим утюгом; с качеством утюгов и действий с ними.

Чтение отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с домашней утварью.

Развивающие:

Развивать связную речь, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам старины.

Тема:

«Уж ты, зимушка - зима».

Содержание:

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Знакомство с русскими народными приметами о зиме.

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».

Задачи:

Обучающие: 

Расширять знания о временах года. 

Развивающие:

Развивать связную речь, воображение, память.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, эстетические чувства.

Тема:

«Возле печки мы сидим, сказочки читаем».

Содержание:

Закрепление знаний о наличии печи в избе.

Драматизация сказки «Гуси-лебеди».

Задачи:

Обучающие: 

Закреплять знания о деревенской избе, назначении печи в избе.

Развивающие:

Развивать связную, диалогическую речь, воображение, память.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Рассматривание иллюстраций  на тему: «Зима».

Разучивание стихотворений о зиме.

Драматизация сказки «Гуси-лебеди».

Рисование элементов Урало – Сибирской росписи.

Народная игра «Два мороза».

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Каникулы

Каникулы

Тема:

«Чудо – прялка».

Содержание:

Знакомство с овечьей шерстью, с изготовлением и назначением прялки, с «мотовилом».

Рассматривание иллюстраций «Прялки».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с предметами обихода (прялкой, мотовилом).

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам старины.

Тема:

«Прялка – чудесница».

Содержание:

Знакомство с изготовлением шерстяной нити, клубка, мотка.

Закрепление знаний о предметах быта (прялка, веретено, мотовило).

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить с предметами обихода (прялкой, мотовилом).

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам старины.

Привлечь родителей к подбору иллюстраций на тему: «Прялки».

Пальчиковая игра «Клубочки».

Новогодние игры: «В углы», «Бабка Ёжка».

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Золотая Хохлома».

Содержание:

Знакомство  с предметами хохломской росписи.

Рассматривание иллюстраций об изготовлении деревянной посуды и ее росписи. 

Задачи:

 Обучающие:

Расширять знания о народных промыслах.

 Развивающие:

 Развивать речь, любознательность, внимание.

Воспитывающие:

Воспитывать эстетические чувства.

Тема:

«Коровушка - кормилица».

Содержание:

Закрепление знаний о домашних животных.

Заучивание песенки «Бурёнушка».

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания о домашних животных.

Развивающие:

Развивать речь, память; умение отвечать на вопросы.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

«Бабушкины помощники».

Содержание:

Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной  доске.

Знакомство с древесной золой.

Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания о предметах обихода (деревянном корыте, стиральной доске).

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина.

Тема:

«Бабушкин сундук».

Содержание:

Знакомство с деревянным сундуком, с предметами одежды русского народного костюма.

Д/и «Примерь вещицу».

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить с предметами обихода.

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам старины.

Привлечь родителей к пополнению уголка «Ряженья» русскими нарядами.

Закрепление потешки «Бурёнушка».

Рисование «Раскрась ложку» — хохлома.

Этюды: «Первая встреча старика с золотой рыбкой», «Последняя встреча старика с золотой рыбкой».

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Милая мама».

Содержание:

Этическая беседа «Моя любимая мама».

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек».

Задачи:

Обучающие:

Продолжать формировать уважительные отношения к своей семье.

 Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к матери.

Тема:

«Дивные кувшины».

Содержание:

Закрепление знаний о глиняных изделиях (крынка, корчага, кувшин, кружка).

Знакомство с изготовлением глиняных изделий.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания о предметах обихода.

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам старины.

Тема:

«Половичку веничком курочка метет».

Содержание:

Знакомство с изготовлением половиков.

Повторение потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была».

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания о предметах обихода.

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

«Масленица – наша гостья дорогая».

Содержание:

Закрепление знаний о празднике «Масленица».

Чаепитие с блинами в «избе».

Задачи:

Обучающие: 

Расширять знания о народных праздниках.

 Развивающие:

Развивать речь, любознательность. 

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры.

Разучивание стихов на тему: «Моя любимая мама».

Изготовление подарков к празднику 8 Марта.

Пение песен о маме, бабушке.

Привлечь родителей к чаепитию.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Трень – брень, гусельки».

Содержание:

Закрепление знаний о русском народном инструменте – гуслях.

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания о музыкальных инструментах. Развивающие:

Развивать речь, память, мышление.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тема:

«Чашки, ложки, поварешки».

Содержание:

Знакомство с алюминиевыми чашками, ложками, поварешкой.

Д/и «Чья это чашка?» по сказке «Три медведя».

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания о предметах посуды.

Развивающие:

Развивать связную речь, память, любознательность. 

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Тема:

«Избушка, избушка».

Содержание:

Закрепление знаний о деревенской избе.

Настольный театр «Заюшкина избушка».

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания о деревенской избе. 

Развивающие:

Развивать связную, диалогическую речь, мышление, память. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Тема:

«Небо голубое, голубой рассвет,

Это Гжели ласковый букет».

Содержание:

Знакомство с элементами гжельской росписи.

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды.

Задачи:

 Обучающие:

Расширять знания о народных промыслах.

 Развивающие:

 Развивать речь, любознательность, внимание.

Воспитывающие:

Воспитывать эстетические чувства.

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

Д/и «Чья это чашка?» по сказке «Три медведя».

Настольный театр «Заюшкина избушка».

Рисование элементов гжельской росписи.

Народная игра «Гори, гори ясно», «Ручеёк».

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

Тема:

«Цветы на платке».

Содержание:

Знакомство с цветами на платках.

Д/и «Бабушкин платок».

Задачи:

 Обучающие:

Расширять знания о народных промыслах.

 Развивающие:

 Развивать связную речь, внимание любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать эстетические чувства.

Тема:

«Дивные игрушки».

Содержание:

Знакомство детей с элементами дымковской росписи.

Рассматривание иллюстраций, игрушек дымковской росписи.

Задачи:

 Обучающие:

Расширять знания о народных промыслах.

 Развивающие:

 Развивать связную речь, внимание любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать эстетические чувства.

Тема:

«Деревянный мастер приглашает вас».

Содержание:

Знакомство детей с предметами из дерева.

Рассматривание иллюстраций, предметов.

Задачи:

 Обучающие:

Расширять знания о народных промыслах.

 Развивающие:

 Развивать связную речь, внимание любознательность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предметам старины.

Тема:

«Пришла весна - красна».

Содержание:

Закрепление знаний о приметах весны.

Заучивание стихотворения Е. Баратынского «Весна».

Задачи:

Обучающие: 

Закреплять знания о временах года. 

Развивающие:

Развивать связную речь, воображение, память.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, эстетические чувства.

Привлечь родителей к пополнению уголка «Ряженья» русскими нарядами.

Подбор иллюстраций, игрушек дымковской росписи.

Подбор стихотворений о весне.

Народная игра «Третий лишний».

Устное народное творчество, художественная литература

Вид

Название

Задачи

Сказки

  «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди»,  «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»

Обучающие:

Продолжать знакомить с русскими народными сказками.

Развивающие:

Развивать связную, диалогическую речь, мышление, сообразительность.  

Воспитывающие:

 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Потешки

Песенка

 «Пошёл котик на торжок»

«Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Бурёнушка».

«Баю, баю, баю куколку качаю»

Обучающие:

Приобщать детей к малым формам фольклора.

Развивающие:

Развивать память, речь у детей.

 Воспитывающие:

 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Сказка А.С.Пушкина

Сказка

К.И.Чуковского

 Сказка Ш. Перро

Рассказ Б. В. Зубкова

Рассказ В. Дацкевича

Стихотворение

 Плещеева

Стихотворение

А. Кулешова

Стихотворение

Е. Баратынского

Стихотворение Е.Благининой

Стихотворение

И.Суриков

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Федорино горе»

«Красная шапочка»

«Как солнце в дом пришло». 

«От зерна до каравая»

«Осень наступила».

«Колос»

«Весна»

«Огонек».

«Зима»

Обучающие:

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, Ш.Перро.

Развивающие:

Развивать умение отвечать на вопросы. Развивать связную речь, память, мышление.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Воспитывать любовь и уважение к матери.

ЛИТЕРАТУРА:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.

В.Дацкевич «От зерна до каравая» Москва «Детская литература 1985г.

 Жигулёв  А.  «Где труд —  там счастье» 1959г.

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г

 Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»

Ивановская А. « День работой весел» 1986г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.

 Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.

Науменко М.Г.  «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.

Садовников Д.Н.  «Загадки русского народа» 1960г.

Соколова Л.В., Некрылова  А.Ф.  «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» Москва «Торговый центр - Сфера» 2012г.

                                     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в средней группе...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в подготовительной группе...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)

Цель:1. Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)

Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....