Методическое пособие "Картотека пальчиковой гимнастики по развитию мелкой моторики по лексическим темам в старшей логопедической группе"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Дымиха Ольга Ивановна

Пособие представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. Данный материал позволяет сформировать обобщающие понятия по лексическим темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 Белоглинского района»


Методическое пособие

«Картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики по лексическим темам в старшей логопедической группе»

Автор-составитель:

воспитатель МБДОУ д/с № 5

Дымиха Ольга Ивановна

с. Новопавловка

2019 г.

Пояснительная записка

В. А. Сухомлинский говорил так: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит, слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений (тонкой моторики)

    При составлении картотеки упражнений по развитию тонкой моторики необходимо использовать движения сжатия, растяжения, расслабления. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки, необходима тренировка всех трех типов составляющих – и сжатия, и растяжения, и расслабления. Одним словом для получения максимальной пользы, упражнения должны быть построены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

    Обычно при рисовании, лепки и других видах продуктивной деятельности в большей степени используются три пальца: большой, указательный и средний. А мизинец и безымянный находятся вне повседневной деятельности, обычно пассивны. Составляя последовательность упражнений на развитие тонкой моторики кисти рук, учитываем это, задействуем все пальцы.

    У нас в детском саду особо уделяется внимание проведению упражнений на развитие тонкой моторики кистей рук по лексическим темам.

 

Лексическая тема: «Осень»

Пальчиковая гимнастика «ВЫШЕЛ ДОЖДИК НА ПРОГУЛКУ»

Вышел дождик на прогулку.

«Шагают» по столу указательным и

средним пальцами рук.

Он бежит по переулку.

Загибают по одному пальцу на руках

Барабанит по окошку,

на каждую строку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Встряхивают ладонями так, как буд-

то отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал.

Кладут ладони на стал.

Н. Нищева

Лексическая тема: «Овощи. Огород»

Пальчиковая гимнастика «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(«Шагают» пальчиками по столу.)

Картошку, Капусту,

Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу.

(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)

Ох!..

(Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

(Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Картошка?

Капуста?

Горох?

Морковка?

Петрушка иль свекла?

(Загибают пальчики на обеих руках.)

Ох!

(Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Стучат ребром каждой ладони по столу.)

Картошку, Капусту,

Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу.

(Загибают пальчики.)

Ох!

(Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Ладони складывают крест-накрест на столе.)

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

(Загибают пальчики.)

Ох!

(Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох!

(Показывают, как едят суп.)

Ю. Тувим

Лексическая тема: «Сад. Фрукты»

Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

 Грушу будем мы рубить.

 Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варят» и «мешают».)

Н. Нищева

Лексическая тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Пальчиковая гимнастика «ЗА ЯГОДАМИ»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять.

(Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Лексическая тема: «Одежда»

Пальчиковая гимнастика  «СТИРКА»

Дайте быстро тазик дочке.                      Трут кулачками друг о друга – «стирают».

Постирать хочу платочки,                       Загибают пальцы на обеих руках,

И носочки, и штанишки -                        начиная с больших пальцев, на каждое

Все для куклы, для Аришки.                   название одежды.

И рубашку, и футболку –

Все для пупса, для Николки.

Лексическая тема: «Обувь»

Пальчиковая гимнастика «НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

(Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)

Вот так, Вот так,

Новые кроссовки.

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)

Н. Нищева

Лексическая тема: «Игрушки»

Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд                           
Куклы Танины сидят:                
Два медведя, Буратино,                      
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.                           
Помогаем нашей Тане                                  

 Мы игрушки сосчитать.                                

Попеременно хлопают в ладоши и   стучат кулаками.                       
Загибают поочередно все пальцы.

Разгибают поочередно все пальцы.

Попеременно хлопают в ладоши и
стучат кулаками.

Лексическая тема: «Посуда»

Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

 И большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Н. Нищева

Лексическая тема: «Зима. Зимующие птицы»

Пальчиковая гимнастика «СНЕЖИНКИ»

Стою и снежинки в ладошку                         Ритмичные  удары   пальцами  левой ловлю.                                                руки, начиная с указательного, по

                                                                      ладони правой руки.

Я зиму, и снег,                                          Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю,                                     руки, начиная с указательного, по ладони

                                                         левой руки.

Но где же снежинки?                                  На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода,                                                  разжать.

Куда же исчезли снежинки?

 Куда?                                                                На первый вопрос сжать кулаки, на

                                                                   второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...            Мелкие потряхивания расслабленными
Как видно, ладошки мои горячи,                    
ладонями.        

Н. Нищева

Лексическая тема: «Домашние животные зимой»

Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышке.

(Дети показывают, как доят корову.)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(Делают «мордочки» из пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

(Снова «доят».)

Чешская песенка

Лексическая тема: «Дикие животные зимой»

Пальчиковая гимнастика «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ».

У лисы в лесу глухом                           Дети загибают пальцы на руках — по

Есть нора —                                   одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                      Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем.                       ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

Лексическая тема: «Новый год»

Пальчиковая гимнастика «НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились.

(Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы:

(Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

В. Волина

Лексическая тема: «Мебель»

Пальчиковая гимнастика  «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

 А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

 Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(Загибают пальчики, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

Н. Нищева

Лексическая тема: «Транспорт»

Пальчиковая гимнастика «ТРАНСПОРТ»

Автобус, троллейбус,                    (загибают пальцы по одному)

Машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.            (сжимают и разжимают пальцы)

В морях – корабли, ледоколы, суда,      (загибают по одному пальцу)

Они очень редко заходят сюда.               (сжимают и разжимают пальцы)

Лексическая тема: «Профессии на транспорте»

Пальчиковая гимнастика «ГОНКИ»

Раз,  два,  три,  четыре,  пять        (Возят машинку по каждому паприку   вперед  и  назад,         начиная с большого пальца.)

Можно гонки начинать.                      (Теперь   то же самое, но  начиная с  безымянного.)

По кругу, по кругу.

Вперед   и  назад,                                   (Теперь - по кругу  в   одну и другую  сторону.)

Но  пальцы  машинку мою тормозят.    (Вновь катают машинку   по пальчикам, которые слегка  согнуты.)

Закрылись.                                                   (Сжимают кулак.)

Машинка стоит  в  гараже,

И  фары  погасли  не  светят уже.                            (Заглядывают  в  маленькую  щелочку  в  кулаке.)

Лексическая тема: «Детский сад. Профессии»

Пальчиковая гимнастика «НАША ГРУППА»

В нашей группе все друзья.

(Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший — это я.

 Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Лексическая тема: «Профессии. Швея»

Пальчиковая гимнастика «НАПЕРСТОК»

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

(Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

(Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)

Говорит иголке:

— Шей,

(«Шьют».)

А колоться ты не смей!

(Грозят указательным пальчиком левой руки.)

М. Кульская

Лексическая тема: «Наша армия»

Пальчиковая гимнастика «ЛЕТЧИК»

Летчиком хочу я стать,

Чтобы небо покорять,

Чтоб летать на самолете,

Чтобы быть  всегда в полете,

Чтоб под звездами нестись,

Чтоб всегда стремиться ввысь.

Н. Нищева

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку.

Лексическая тема: «Профессии на стройке»

Пальчиковая гимнастика «КАМЕНЩИК»

Чтоб построить новый дом,     (поочередно сгибают пальцы на правой руке, с  мизинца)

Каменщика позовем.                    (сгибают пальцы на левой руке)

Кирпичи кладет он в ряд,               (выпрямляют пальцы по очереди из правой руки)

Стены ровные стоят.                         (выпрямляют пальцы из левой руки)

Лексическая тема: «Весна»

Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна,

(Шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(Загибают по одному пальчику с мизинца)

Лексическая тема: «Комнатные растения»

Пальчиковая гимнастика «НА ОКНЕ»

На окне моем цветы                   ритмично сжимают и разжимают кулачки

Небывалой красоты:

 И фиалки, и монстера,              загибают пальцы на обеих руках на 

Аспарагус, сансевьера,                каждое название растения

А еще глоксиния –

Синяя – пресиняя.

Н. Нищева

Лексическая тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы»

Пальчиковая гимнастика «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

М. Клокова

Лексическая тема: «Наше село»

Пальчиковая гимнастика «МОЕ СЕЛО»

Раз, два, три, четыре, пять,  (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В село выйду погулять.      (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду,            (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю.     (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом,      (загибают пальцы на левой руке)

В моем селе родном!            (загибают пальцы на правой руке)

Лексическая тема: «Весенние сельскохозяйственные работы»

Пальчиковая гимнастика «В ОГОРОДЕ»

На каждое название инструмента загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.

У Марины лейка.                                    

Вот цветов семейка.

Оживит полив цветы.

Можешь их полить и ты.

Вот Антон у грядки,

А в руках лопатка.

Грядку сделал он на славу,

По краям цветы и травы.

Грабли у стены стоят.

Ими чистим все подряд:

И тропинки, и дорожки,

И газоны под окошком.

Вот косилка для травы.

Знаете, конечно, вы:

Ею мы стрижем в сезон

Через день большой газон.

Вот секатор острый очень.

Это папой он наточен.

Папа им стрижет кусты,

Ветки, сучья и цветы.

Лексическая тема: «Космос»

Пальчиковая гимнастика «Мы космический отряд»

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)

Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят.

(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.

Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)

1 – Гагарин,

2 – Титов,

3 – Леонов,

4 – Комаров,

5-ый женщина, а не мужчина -

Терешкова Валентина!

(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)

В космический корабль сели,

Да и в космос полетели.

Лексическая тема: «Хлеб»

Пальчиковая гимнастика «КАША»

Каша в поле росла,

(Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.

(«Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дадим по ложке!

(Разжимают кулачки.)

Лексическая тема: «Почта»

Пальчиковая гимнастика «ПОЧТАЛЬОН»

Что принес нам почтальон?               (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.              («шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,             (на каждое название загибают по одному пальцу)

В бандероли – две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Лексическая тема: «Правила дорожного движения»

Пальчиковая гимнастика «ДОРОЖНЫХ ПРАВИЛ ОЧЕНЬ МНОГО» 

Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)

 Два - сигналы светофора,

 Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

 И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

Лексическая тема: «Насекомые и пауки»

Пальчиковая гимнастика «НАСЕКОМЫЕ»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

Лексическая тема: «Времена года. Лето»

Пальчиковая гимнастика «Лето по полю гуляло»

Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу)

Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному)

Луг – цветами,

Лес – листами,

День – лучами,

Ночь – звездами.

Лексическая тема: «Полевые цветы»

Пальчиковая гимнастика «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Будем мы цветы считать.

Раз, ромашка в платье белом

Серединка пожелтела.

Два, веселый василек

В синей кофточке цветет.

На календулу взгляни

Она будет номер три.

В своей юбке, как кокетка,

Вся оранжевой расцветки.

А четыре одуванчик

Надел желтый сарафанчик.

Ну а пятый яркий мак,

В красном платье он вот так.

Все ребята удивились?

Что цветочки нарядились.

Список используемой литературы:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО   для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 544 с.

2. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей  направленности ДОО для детей с ТНР. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 64 с.

3. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 240 с.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: «Детство- Пресс, 2019.- 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

«Птички».Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели. (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).«Цветок». Набухай  скорей, бутон,...

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Перспективное планирование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми в старшей логопедической группе «Пчелка» в разных видах деятельности.

Перспективное планирование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми в старшей логопедической группе «Пчелка» в разных видах деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по самообразованию на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики у детей группы ЗПР»

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями-держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мо...